Полёты в узком пространстве. В Белгороде школьники изучают беспилотные авиационные системы
«Белгородская правда» узнала, как проходят такие занятия
-
Статья
-
Статья
В 2023 году Белгородская область выиграла грант около 300 млн рублей по федеральному проекту «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы» нацпроекта «Беспилотные авиационные системы». Эти деньги пошли на оснащение 18 учебных заведений оборудованием, необходимым для работы с беспилотниками. Базовым центром практического обучения стал Белгородский индустриальный колледж.
Выжать максимум
Вечер буднего дня. В колледже нас встречает руководитель кружка детского технического творчества «Энергия» Олег Верёвкин.
Олег Викторович занимается со своими воспитанниками с 2019 года. За это время они успели попробовать силы в самых разных направлениях: создавали роботов, электротранспорт, обучались пайке и работе с ручным инструментом… В прошлом году, например, построили и спустили на воду швертбот. А нынешним летом побывали в Адыгее, где испытали в деле свои модели радиоуправляемых самолётов и пообщались с такими же увлечёнными школьниками.
Во время этой поездки им удалось посетить занятие по основам беспилотных авиационных систем в Военном учебном центре при МГТУ. Специалисты рассказали о конструкции и принципах работы БПЛА. На симуляторах ребята приобрели начальные навыки управления беспилотными аппаратами, а вернувшись домой, загорелись идеей развиваться в этом направлении дальше.
«Стали искать возможности для занятий. Начинали в домашних условиях, на компьютеры установили программы-тренажёры. А узнав о центре беспилотных технологий в Белгородском индустриальном колледже, провели переговоры о возможности заниматься здесь», – рассказывает Олег Верёвкин.
Ребята тем временем разместились за компьютерами в учебном классе, где обычно проходят теоретические занятия и полёты на симуляторах. В руках у них пульты. Полёт на экране отображается как в реальной жизни, так что можно получить хорошие навыки пилотирования.
«Лучше разбить тысячу дронов в симуляторе, чем один в реальной жизни. Каждый обучающийся выбирает свой беспилотник и выжимает из него максимум. Как только достигается хороший результат, можно поменять в симуляторе один дрон на другой. Либо человек уже понимает, что готов к реальным полётам», – объясняет преподаватель спецдисциплин индустриального колледжа Никита Сивокобыленко.
Он замечает, что во время приобретения навыков пилотирования происходит и тренировка вестибулярного аппарата. Порой после резких поворотов может стать не по себе – тогда нужно ненадолго отложить пульт.
Малый куб
Из учебного класса мы попадаем в лабораторию по проектированию, модернизации и разработке беспилотных авиационных систем.
«Здесь вы видите малый куб тестирования. Вот тут портативная передвижная площадка, куда во время соревнований смогут совершать посадку летающие беспилотные авиационные системы. А на этих столах проходит пайка, сборка-разборка… Видите, лежат ножки, напечатанные на 3D-принтере? Они часто ломаются при неудачных приземлениях», – знакомит нас с лабораторией Никита Сивокобыленко.
Центр беспилотных технологий открыли в колледже в 2023 году. С тех пор он наращивает обороты. Занимаются здесь и школьники, и студенты. Координируют работу семь преподавателей.
Студенты могут получить дополнительное профессиональное образование по двум программам. Первая – «Оператор беспилотных авиационных систем» – рассчитана на 72 часа. Вторая – «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» – на 144. Она даёт возможность освоить также ремонт и модернизацию дронов. После обучения выдаются сертификаты.
«Наши двери открыты и для школьников – мы готовы поделиться тем, что знаем. Также с радостью принимаем от специалистов новую информацию. Разработкой беспилотников занимается много разных компаний. Всё это интересно и нужно изучать. Если рядом есть человек, который уже имеет опыт, то это ускорит процесс обучения и расширит базу знаний», – отмечает Никита.
Сквозь кольца и лабиринты
Воспитанники «Энергии» создают свои беспилотники сами, в домашних условиях.
«Сначала я собрал дрон на раме из пластика, напечатанной на 3D-принтере. Мотор, контроллер, камеру сняли с другого беспилотника. «Мозги» дрона нуждались в прошивке. Однако выяснилось, что пластиковая рама не справляется с задачей – она изгибалась, контроллер сбивался. Беспилотник не мог летать. Решили купить на маркетплейсе карбоновые рамы», – объясняет Илья Корсаков.
Инструкторы помогают ему настроить дрон. А испытать свои изобретения можно в большой полётной зоне, огороженной плотной сеткой. Когда беспилотник поднимается в воздух, внутри этого пространства находиться никому нельзя: лопасти могут нанести человеку серьёзные повреждения.
Свой путь по маршруту ребята начинают со взлётно-посадочной полосы. Что впереди? Ворота, через которые нужно аккуратно пролететь и не зацепиться, кольцо, флаги, импровизированный лабиринт, позволяющий демонстрировать манёвры в узком пространстве. Для студентов маршрут регулярно меняется, чтобы они были готовы к любым поворотам.
Ребята тренируются, постепенно набирая скорость и соперничая друг с другом по времени прохождения дистанции, – счёт идёт на доли секунды.
Недавно опытные операторы дронов среди белгородских школьников и студентов вернулись со Всероссийских соревнований из Калуги, где заняли первое место.
Воспитанники «Энергии» только начинают свой путь в пилотировании. Поэтому получается пока не всё. Однако в глазах мальчишек не гаснут задорные огоньки. С интересом они слушают инструкторов, которые рассказывают о технических особенностях беспилотников.
А неподалёку девочки тренируются управлять небольшими вуп-дронами. Диана и Милана отмечают: научиться этому могут все, главное – желание и время, которое ты готов тратить на тренировки.
В индустриальном колледже энтузиазм школьников приветствуют, подчёркивая, что такие занятия, помимо всего прочего, хорошо развивают техническое мышление. А это значит, что ребята не только получат новые полезные навыки, но и станут потенциальными абитуриентами для поступления на технические специальности.
Анна Черкашина