Особенная архитектураи меловые дали. Чем покорил Алексеевский округ кубинского скульптора
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Писать восемь дней и восемь ночей у мольберта с очередным холстом на сколоченном наспех подрамнике, под палящим солнцем и при свете луны, с пестрящей всеми оттенками палитрой в руках, чтобы запечатлеть среднерусскую красоту Алексеевского края. Такая непростая задача стояла перед участниками XXIV международного славянского пленэра, который собрал 10 художников из Белгорода, Борисовки, Санкт-Петербурга, Чернянки и даже Республики Куба.
Багаж впечатлений
Международный славянский пленэр вот уже 24 года организовывает региональное отделение Союза художников России. За время его существования живописцы из России, ближнего и дальнего зарубежья успели побывать в самых разных уголках Белгородской области. В этот раз их гостеприимно принял Алексеевский городской округ.
«Большинство наших художников не знали, что нас ожидает. Мы тут ни разу не были, кроме Юры Рязанцева – он здесь учился в художественном училище, – делится впечатлениями руководитель пленэра, член Белгородского отделения Союза художников России староосколец Александр Филиппов. – Город Алексеевка интересен сам по себе. Он компактный, чистый, уютный и такой спокойный. Было ощущение, что мы где‑то на берегу Чёрного моря, очень похоже на типичный южный городок».
Впрочем, отдыхать здесь никто не собирался. Погода благоволила – ни одного дождя за всё время, а график плотный и напряжённый: приходилось вставать в 5 утра, наскоро завтракать и выезжать на натуру. Там, стоя у мольберта под палящими лучами солнца – жара этим летом в Черноземье немыслимая, – писали, успевая лишь изредка глотнуть припасённой воды. Затем обедали, меняли холст – и так до ужина. Иногда, признавались художники, не было времени, чтобы руки помыть. Зато здесь для живописцев оказалось вдоволь точек приложения своих талантов.
«Писали улочки и храмы Алексеевки, ездили в село Меняйлово на старинную ветряную мельницу, писали бабушек в национальных белгородских костюмах в Подсереднем, усадьбу в Мухоудеровке, много белых гор – в общем набрали большой багаж, – говорит Александр Геннадьевич. – Я, например, написал около 25 картин. Единственный минус, который назвал бы по завершении пленэра, это то, что горожане увидят только 20 наших работ, подаренных городу в благодарность за гостеприимство. А ведь каждый участник пленэра создал здесь порядка 20 работ, всего около 200 картин! К сожалению, алексеевцы не увидели 80 % того, что мы написали. Но принимали нас прекрасно, все условия для творчества были созданы».
Медитация в чистом виде
Художник из Борисовки Александр Иванов – постоянный участник пленэров и в Белгородской области, и далеко за её пределами. Из последних, где побывал, – парк «Аргамач» в Липецкой области, собравший 30 сильных художников со всей России, и ещё один в самом Липецке, участниками которого стали 18 живописцев из Центрального федерального округа. Впечатления оставил и индустриальный пленэр в Железногорске.
«Это были не берёзки и подсолнухи, как мы привыкли, а что‑то совсем иное. И поначалу многие скептически к этому замыслу отнеслись, – рассказывает Александр Эдуардович. – Но потом все так вдохновились, что нам даже показалось мало, мы бы ещё писали и писали эту советскую мощь, понимая, что люди, создавая это, думали стратегически – на перспективу. Эти металлоконструкции, которые длятся километры, потрясают до глубины души. Наш белгородский пленэр тоже очень популярен и значим, хотя в связи с обстановкой в приграничье многие побаивались ехать. Мы‑то уже привыкли к тому, что иногда нужно ракетную атаку пережить, а на лицах наших гостей я видел тревогу. Но нам удалось их успокоить и настроить на творческий лад».
Художники на несколько дней стали одной командой и успешно отработали каждую точку, которую им предложили хозяева.
«Алексеевская земля замечательная – меловые дали, широкая река, красивые набережные, великолепная архитектура, храмы, – вспоминает Александр Иванов. – Я писал красивейший храм Александра Невского. И когда уже заканчивал, подумал, что в этом что‑то есть: Александр написал храм Александра Невского. А ещё вспомнил, что мой дед был военным, капитаном из Омска, окончил артиллерийское училище, встретил бабушку на Курской дуге, и родился мой папа. А ещё дед был награждён орденом Александра Невского. И пока я работал над картиной, обо всём этом думал, поэтому получилось вложить духовный смысл в полотно».
Александр Эдуардович признаётся, что старался во время пленэра работать не на количество, а для эмоций, но всё равно масштабы сделанного впечатляют: за восемь дней он написал порядка 15 работ.
«Пленэр – это тяжёлый труд, но и настоящее счастье для художника, – уверен он. – Это медитация в чистом виде, когда ты вообще не думаешь о будничном, бытовом. Есть только здесь и сейчас, ты наслаждаешься природой, видишь, как рябь по воде идёт, как солнце движется, как ветер листву теребит. Стоишь четыре часа на одном и том же месте и наблюдаешь само движение природы. В обычной жизни мы этого не замечаем. А здесь всё происходит у тебя на глазах: меняется освещение, тени, меняется и сам пейзаж, даже сам ты немного меняешься в этот момент».
Задачи на пленэре каждый художник ставил себе сам. И всё же коллективное творчество способно дать живописцу нечто большее, чем работа в одиночку.
«Я второй раз участвую в таком групповом пленэре, – говорит художник из Белгорода Алексей Почкалов. – Это замечательное мероприятие. Единение природы, города, творчества, людей. В этом союзе получаются хорошие произведения. А ещё пленэр помогает художнику быстрее работать. Когда ты сам в своём городе выходишь на натуру, ты не можешь абстрагироваться до конца, всё равно привязан к домашним делам, сказывается нехватка времени, работать полноценно не получается. А здесь больше возможностей для творчества, плюс опыт от общения с другими художниками. Мне как любителю городского пейзажа хотелось писать город, хотя природа района тоже понравилась. Не всё, конечно, получалось, но в этом и смысл пленэра – попробовать разное. Что‑то придётся доделать уже в мастерской, но с каждой работой, с каждой поставленной задачей я получал новый необходимый опыт».
Старинная мельница
Другой молодой художник, преподаватель подготовительного отделения Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, попал на пленэр в Алексеевке, что называется, по знакомству.
«Я на Белгородской земле уже во второй раз – полтора года назад представлял выставку дипломных работ, которая называлась «Ученики и наставники». Её экспонировал художественный музей, – рассказывает Иван Журавлёв. – Там я и познакомился с заведующей сектором графики Натальей Гончаренко. Потом мы продолжили общение, и она рассказала, что в Белгородской области будет проходить пленэр, предложила мне поучаствовать».
За плечами выпускника академии художеств немало пленэров, он побывал на творческих выездах в Китае, Монголии, Беларуси, Киргизии, да и по России поездил. И на каждом находилось особое место, где вдохновение само водило кистью.
«Мне понравилось писать старую алексеевскую ветряную мельницу, – делится Иван Журавлёв. – Мы шесть раз туда ездили, и шесть раз я видел её в разном состоянии, в разном колорите. Она настолько зацепила меня, что я вообще не хотел оттуда уезжать. И очень нравилось писать подсолнухи, ведь в Санкт-Петербурге их практически нет. А в них столько экспрессии! За этот пленэр я написал 12 работ, но особо удавшимися считаю четыре из них».
Не настолько строг преподаватель в оценке творчества своих учеников. Обучая их классической живописи, Иван Борисович не забывает и о воспитании духовном.
«Своим ученикам с этого пленэра я принесу понимание, что работать можно в разных ситуациях, – говорит художник. – Очень часто слышишь от молодых живописцев, что им вечно что‑то мешает – то сильное солнце, то порывистый ветер. Им нужны идеальные условия для творчества. А вы поезжайте, скажу я им, в область, в которой периодически звучит сигнал «ракетная опасность», где сводки ежедневно пестрят списками раненых и убитых, где у гражданского населения постоянный стресс. И попробуйте в таких условиях поработать и сделать приличные картины. Посмотрите, у людей много факторов, которые могут сковывать, но при этом они умеют вдохновляться, впечатляться, абстрагироваться от всего. Вот это, наверное, самое главное, что я хочу донести до своих учеников».
Особый колорит в творческую команду художников внёс гость с Кубы Мигель Альберто. Он скульптор, но на пленэре в Алексеевке вместе со всеми художниками работал у мольберта, заряжался энергетикой русских людей и щедро дарил им темперамент своей родины.
«Я первый раз приехал в Россию. Это большая и любимая мною страна, здесь очень красивые люди, а ещё – моя любимая архитектура, – делится эмоциями Мигель. – Здесь живут добрые люди с добрым сердцем. Мне понравилось всё: храмы, пейзажи, подсолнухи, природа. Особенно мельница, старинная, монументальная. Я рад, что рядом было много больших мастеров. Мы разговаривали, им нравилось, когда я играл на гитаре и пел. Особенно известна тут Гуантанамера. Но и русские песни мы пели, например «Солнечный круг».
Мигелю трудно говорить на русском языке, но понимает он его прекрасно. К тому же, поясняет Мигель, в испанском и русском много слов, которые звучат почти одинаково: «кастрюля» – «кассерола», «коридор» – «коридор», «бутылка» – «бота». В полном восторге кубинский гость и от русской кухни, где лучшими блюдами, по его мнению, являются борщ и окрошка.
Погружение в эпоху
Единственной представительницей прекрасной половины человечества на пленэре выступала член Союза художников России Маргарита Скорбач.
«Я люблю погружаться в атмосферу места, куда приезжаю, стараюсь стать хотя бы ненадолго его частью, – говорит Маргарита Викторовна. – Нахожу кофейню, захожу в хлебный магазин, разговариваю с людьми, покупаю какие‑то предметы – погружаюсь в ту жизнь, которой дышат местные. Это даёт возможность узнать, чем они живут сейчас, узнать прошлое, историю города или посёлка. Художники, которые были со мной на пленэре, писали просторы Алексеевского края, обращались к природе, вдыхали ароматы разнотравья. Я тоже была на нескольких выездах, но меня интересовала сама Алексеевка: купеческие дома, особенная архитектура провинциального города».
Чтобы погрузиться в историю, Маргарита Скорбач провела целый день в Алексеевском краеведческом музее. Особенно её заинтересовала маслобойка Бокарева. Её она написала в двух экземплярах – и для музея, и для себя.
«Я знакомилась с историей старинных зданий – великолепных образцов архитектуры. Это погружение, возможность представить, как жили в прошлом веке, с какой любовью были построены дома, находило отображение в моих работах, – делится впечатлениями художница. – Я ходила по улицам и каждый день открывала для себя что‑то новое. Написала «Купеческий клуб», «Дом Бокаревых», но всё, что хотелось, запечатлеть просто не успела. Зато поняла, что нужно сделать небольшой цикл только про Алексеевку – тихий, уютный, провинциальный город».
Особые впечатления оставила поездка в Подсереднее. Там Скорбач познакомились с дочерью Ольги Маничкиной – руководителя известнейшего в России фольклорно-этнографического коллектива, который сохранил богатую песенную культуру своего села.
«Екатерина Ивановна спела нам несколько песен, особенно запала в душу растяжная детская песня «Ухвачу я кочетка», – вспоминает Маргарита Викторовна. – Пела она и про татар, какую‑то шутливую и свадебную песни. В них были слышны просторы России – в её голосе, в её памяти о том, как они жили здесь. Я написала Екатерину Ивановну в понёве, которую носила ещё её прабабушка. Смотрела на удивительную ткань, которой 200 лет, пробовала руками вышивку и думала: какой же это кропотливый труд. В эти минуты я становилась частью этого края, понимала, о чём их песни, о чём их боль. Это соприкосновение очень важно для художника, оно отдаётся внутри. Я благодарна людям, живущим в Алексеевском округе, за то, что они позволили мне погрузиться в их мир. И очень рада, что здесь останутся мои картины, в которых я смогла запечатлеть историю».
Арина Беседина