Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
05 октября 2024,  18:00

Чудеса на каждом уроке. Как педагог из Красненского района стала примером для учеников

«Белгородская правда» рассказывает об учителе начальных классов Валентине Федяевой

Чудеса на каждом уроке. Как педагог из Красненского района стала примером для учениковВалентина ФедяеваФото: Алексей Дацковский
  • Статья
  • Статья

В стенах небольшой Сетищенской школы Красненского района трудится удивительный педагог, посвятивший большую часть жизни детям. Валентина Ивановна воспитала несколько поколений учеников, которые с благодарностью вспоминают её как мудрого и доброго наставника. На её уроках мальчишки и девчонки не только осваивают чтение, письмо и счёт, но и учатся быть честными, трудолюбивыми и отзывчивыми.

С выбором не ошиблась

Валентина Федяева – коренная жительница района, родилась и выросла в Сетище. Ещё в детстве она решила, что станет педагогом.

«Эту любовь мне привил мой первый учитель – Алексей Иванович Табалин, – рассказывает она. – Захотела исполнить свою мечту и поступила в Валуйское педагогическое училище. После его окончания по распределению отправилась в Лесноуколовскую восьмилетнюю школу. Сначала, конечно, было тревожно. Я всё время думала: а получится ли у меня стать настоящим учителем? Потом уже, во время работы, поняла, что с выбором не ошиблась. Также параллельно окончила Белгородский пединститут по специальности «русский язык и литература».

Когда в 1970 году она впервые вошла в класс и увидела любознательные детские глаза, то задалась вопросом: «Смогу ли научить малышей всему самому важному и главному?» Сегодня педагог точно уверена, что ей это удалось.

 

Валентина Федяева Валентина Федяева / Фото: Алексей Дацковский

«Конечно, дети приходят в школу, чтобы учиться. Но также ребёнок ждёт встречи с умными, добрыми людьми, а от урока – пусть небольшого, но чуда. Каждое занятие должно быть интересным открытием и увлекательным путешествием. И моя роль – помочь детям отыскать чудеса на каждом уроке. Мы их находим через сказки, рассказы, стихи на уроках литературы, в играх, в занимательных упражнениях, в конкурсных заданиях на уроках математики, в богатстве природы на уроках окружающего мира, – отмечает учитель. – На занятиях должна царить положительная атмосфера, а отношения между педагогом и учеником быть доверительными. Такая обстановка позволяет моим ребятам не бояться высказывать своё суждение, соглашаться или, наоборот, оспаривать мнения товарищей. Всегда я слышала такие слова: я думаю, я хочу сказать, я не согласен, а я считаю по‑другому».

Двенадцать выпусков

Новые образовательные стандарты, открытия, технологии – всё это требует от учителя постоянного развития. Валентина Ивановна считает, что педагог должен идти в ногу со временем, много учиться и повышать свою квалификацию. Несмотря на изменения в образовании, преподаватель остаётся мастером своего дела, помогает детям адаптироваться к современным условиям и применять свои знания в реальной жизни.

«За время работы у меня состоялось 12 выпусков учеников. Очень приятно, когда ребята оканчивали школу с высокими результатами, а потом и вузы. Часто многие приходят ко мне в класс в гости, рассказывают о своих проблемах и делятся победами. Мои первые ученики и сейчас стоят перед глазами. Такие маленькие, добрые, чуткие, пытливые. Девочки с красивыми бантиками. Мальчики в белых рубашечках с галстучками. Мне ещё нравилось, что они всегда встречали меня в классе с улыбкой, рассказывали обо всём, делились со мной. Я старалась каждого выслушать и каждому помочь и вместе прийти к правильному решению. Мне всегда хотелось быть не просто учителем, а другом», – делится мыслями педагог.

Теперь эти бывшие малыши, а сейчас уже взрослые родители, приводят к Валентине Ивановне своих сыновей и дочерей. Зная, что здесь их чада получат не только знания, но и любовь и заботу учителя.

За полвека школа стала для неё вторым домом. И за это время Валентина Федяева ни разу не пожалела о выборе профессии. Рассказывает, что самое трудное в работе – найти подход к каждому ученику:

«Ребёнок приходит в школу с разным уровнем развития. Но нужно к этому относиться очень профессионально, и главное, по‑доброму, чтобы не навредить, а, наоборот, раскрыть его талант. Дети не должны бояться учителя. Наша профессия сложная, но очень увлекательная. Здесь не получится стоять на месте, нужно постоянно осваивать новые технологии и соответствовать современным требованиям».

Валентина Федяева Валентина Федяева / Фото: Алексей Дацковский

Выслушать и похвалить

Отличник просвещения, заслуженный учитель РФ Валентина Федяева в 2022 году удостоена звания «Почётный гражданин Красненского района».

«Учить – это не только передавать свои знания, но и полностью посвящать себя детям, – убеждена она. – Уметь находить общий язык с ребятами, не останавливаться на достигнутом, не быть равнодушным к маленьким победам, всегда находить время выслушать их, похвалить и подсказать. Когда я работала учителем начальных классов по развивающей системе, то делилась своим опытом с коллегами не только из нашей школы, но и из района и области».

Педагог считает, что за прошедшие годы многое изменилось и в школе, и в самих учениках:

«Когда я только начинала работать, то, бывало, зайдёшь в класс, дети сидят, аккуратно положили ручки на парты, смотрят на тебя. Задаёшь вопрос – руки тянутся вверх: «Можно я отвечу?» А сейчас ребята более активные, более энергичные. И если ребёнок знает материал, то он не будет ждать, пока учитель его спросит, а быстренько сам ответит. Некоторые дети даже иногда обижаются, когда кто‑то первым отвечает: «Я тоже хотел сказать, а он опередил меня». Да, возможно, они больше отвлекаются. Но они такие же любознательные, если их заинтересовать, то на лету всё схватят. Я считаю, что первый учитель входит во внутренний мир школьника и навсегда становится частью его жизни. И нужно быть положительным примером для них, прививать любовь к природе, семье, рассказывать о много­образии нашего мира».

Валентина Федяева Валентина Федяева / Фото: Алексей Дацковский

 

Сейчас Валентина Федяева поддерживает доверительные отношения с молодыми педагогами школы. Она охотно делится опытом и помогает им в профессиональном развитии, учителя часто посещают её уроки и обращаются за советом. Сама же она не боится попросить помощи, например, в работе с новыми технологиями.

«В современной школе, конечно, работать труднее, но интереснее. Учитель ХХI века должен сам много учиться и повышать своё мастерство. Информационные технологии дались нелегко, но мне помогли и молодые коллеги, и администрация школы, – рассказывает Валентина Ивановна. – Приятно, что некоторые мои ученики в будущем выбирают профессию педагога. Одна из моих выпускниц работает в cтарооскольской школе учителем русского языка и литературы. Иногда обращается ко мне за советом, да и просто заходит поговорить».

Она отмечает, что главное в её профессии – любовь к детям. Без неё ничего не получится.

«Нужно не бояться пробовать новые методы и применять различные подходы, стараться находить общий язык с детьми. Тогда точно всё получится, и профессия станет настоящим призванием».

Маргарита Грачёва

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×