Догоним город! Каким опытом может гордиться белгородская система образования
Исторический экскурс от «Белгородской правды»
-
Статья
-
Статья
Белгородская область – родина многих замечательных начинаний в образовании. Одно из них – создание школы передового педагогического опыта. Она сыграла важную роль в улучшении качества образования и была связана с работой сельских учебно-воспитательных комплексов.
Нелёгкие годы
Превратить школу в центр организации работы с детьми в свободное от занятий время, усилить её влияние на повышение культуры села, создать условия для обучения и развития детей не хуже, чем в городе, – такова цель учебно-воспитательных комплексов.
Создавались музыкальные, спортивные школы и совсем необычные для села художественные и хореографические студии, о которых заговорили по всей области.
Их опыт стали перенимать образовательные учреждения из других регионов страны.
В 1954 году в только что образованной Белгородской области насчитывалось 1 614 школ, из которых 1 022 – начальные, 102 – средние, а остальные – семи- и восьмилетние.
Имелись также учительский институт, строительный и индустриальный техникумы, 3 сельскохозяйственных техникума, 3 педагогических, 3 медицинских и 9 профессионально-технических училищ.
«Нелёгкие годы становления образования в Белгородской области ознаменовались интенсивным строительством новых школ. Об этом достаточно красноречиво свидетельствуют такие цифры. Если до 1954 года в Белгороде было всего 9 школ на 3 тысячи мест, то к концу 1950-х уже насчитывалось 18 на 10 тысяч школьников, а ещё через десять лет в Белгороде действовало 29 школ, в которых обучались свыше 21 тысячи учащихся и работали около 1 200 учителей», – говорится в справке «О ходе школьного строительства в области по состоянию на 1 мая 1959 года.
Планом школьного строительства по области на 1959 год предусмотрено капиталовложений на сумму 13,5 млн рублей с вводом 11 средних и 4 неполных средних школ с общим числом 5 680 ученических мест, средней и 3 неполных средних с переходом на 1960 год.
«Из них в I квартале сего года трестом «Белгородстрой» сданы Алексеевская средняя школа на 400 мест и Скороднянская средняя школа на 440 мест. Строительным участком № 1 треста «Южтрансстрой» заканчиваются работы по строительству в Белгороде средней школы на 520 мест, СМУ-1 треста «Белгородстрой» приступило к отделочным работам по средней школе на 400 мест в Белгороде на ул. Северной»,– свидетельствует постановление отдела школ Белгородского обкома КПСС за 1959 год.
Очевидное отставание
К началу 1970-х годов всё ярче и очевиднее проявлялось отставание деревни от города в сфере образования. Если в городах были большие и светлые школы, строились дома пионеров и культуры, открывались различные кружки и студии, оборудовались прекрасные спортивные залы, то в сельской местности дети были лишены всего этого.
Некоторые школы там размещались в неприспособленных зданиях дореволюционной постройки, с печным отоплением и даже земляным полом.
Белгородцы занялись поиском новой, прогрессивной формы организации обучения и воспитания подрастающего поколения на селе. И нашли! Это школа, которая работала бы в едином режиме с внешкольными учреждениями музыкальной, художественной, спортивной или другого вида направленности.
Вместе с этим решили создать новую систему трудового воспитания молодого поколения, улучшить профессиональную подготовку школьников, вовлечь их в систематический общественно полезный производительный труд.
Первым взялся за новое дело председатель прославленного белгородского колхоза имени Фрунзе Василий Горин. Бессоновская школа-комплекс создавалась на деньги специализированного хозяйства и при активном участии всех односельчан. Рядом набирал силу Яснозоренский учебно-воспитательный комплекс.
Клеёнка на партах
Начиналось строительство школ за счёт колхозов. Тем из них, кто был не в состоянии завершить строительство, выделялись бюджетные средства. Во многих населённых пунктах выросли прекрасные, просторные и светлые новостройки. За 1954–1959 годы методом инициативного строительства в сёлах возведено 257 школ и школьных мастерских. В первой половине 1960-х годов сдана в эксплуатацию ещё 51 средняя школа, в том числе 34 сельские.
В разных районах области стали появляться новые школы-комплексы – Никольская, Майская, Белянская, Новотаволжанская, Городищенская. В них наряду с изучением общеобразовательных предметов дети получали возможность заниматься в музыкальных и технических кружках, спортивных секциях, художественных и хореографических студиях. В школьных программах появились новые предметы: мировая художественная культура, этика и этикет, логика, основы народного и декоративно-прикладного искусства, речь и культура общения и другие.
Заслуженный учитель школы РСФСР Людмила Болтенкова вспоминает:
«1 сентября 1976 года открыли новое здание Никольской восьмилетней школы на 320 мест. Как берегли эту школу дети! Парты старались не пачкать, даже накрывали клеёнкой. Вокруг создали дендрарий, в котором росли деревья разных пород, был посажен сад. Построена детская и спортивная площадки. Летом школа утопала в цветах».
Коллегии одобрили
Учебный день в школе начинался с утренней зарядки по трём возрастным группам. Первая половина дня – время уроков. Затем работали группы продлённого дня – со спортивным часом, обедом, дневным сном для малышей, самоподготовкой и играми. Предметных кружков было более 15.
Во время, отведённое на прогулки, организовывали экскурсии на природу, различные виды общественно полезного труда: прополка и полив школьных клумб, сбор металлолома и макулатуры.
Белгородский опыт в декабре 1978 года был одобрен коллегиями министерств просвещения, культуры, сельского хозяйства и комитета по физкультуре и спорту при Совете Министров РСФСР. На выставке достижений народного хозяйства СССР в специальной экспозиции, открытой в октябре 1981-го, представили нашу систему образования.
Белгородская область многократно отмечалась как лучшая в стране по развитию образования и награждалась переходящими знамёнами Совета Министров РСФСР и ВЦСПС, три из которых вручили на вечное хранение и находятся ныне в Белгородском государственном историко-краеведческом музее.
В начале третьего тысячелетия образовательная система в нашей стране переживает большие трудности. И всё же, несмотря на обилие проблем, российская школа живёт. И во многом благодаря педагогам по призванию.
Пусть и дальше она развивается, совершенствуется. Пусть дети получают важные знания, совершают великие открытия, постоянно узнают что‑то новое и интересное, проводят с энтузиазмом и чудесными идеями свой досуг.
И пусть в школу приходят не только новые ученики, но и молодые талантливые педагоги.
Татьяна Цыбенко