«Мы одна команда». Как в Красненском районе подготовились к началу учебного года
Газета «Белгородская правда» узнала о нововведениях для школьников и учителей
-
Статья
-
Статья
Для каждого ребёнка начало учебного года – волнительное событие, неважно, в какой класс он идёт. И школьники, и студенты возвращаются за парты, чтобы продолжить свой путь к знаниям, а учителя и преподаватели готовятся к очередному этапу работы. Но вместе с тем начало учебного года приносит с собой и множество изменений, касающихся всех участников образовательного процесса.
Вместо ОБЖ
В трёхэтажном здании Сетищенской школы учатся 75 детей. На сегодняшний день это самая большая девятилетка в районе.
«В этом году у нас появятся новые предметы. Один из них – «Труд» («Технология»). В рамках работы «Точки роста» уже проходили занятия по кройке и шитью, приготовлению блюд у девочек, а мальчики изучали обработку материалов. На занятия по новому предмету отведут один час в неделю в начальной школе и два – в средней. Обучение будет разделено по модулям, например, «конструирование и моделирование» или «технологии ручной обработки материалов». Помимо обязательных модулей, ученики смогут выбрать дополнительные, например, «растениеводство», – рассказывает директор школы Анна Головина.
Ещё один новый предмет – «Основы безопасности и защиты Родины», который заменит в учебной программе ОБЖ. В него войдут привычные темы, такие как экология, Правила дорожного движения, пожарная безопасность, а также поведение при чрезвычайных ситуациях и оказание первой помощи. В обновлённые стандарты добавили разделы, связанные с защитой страны.
«Предмет будут изучать в 8–9-х классах. Разделы программы направлены на развитие патриотического воспитания у подростков. Им расскажут об основных направлениях подготовки к военной службе, строевых приёмах, особенностях видов войск ВС РФ и многое другое. Отдельный блок будет посвящён противодействию экстремизму и терроризму, а также безопасности в информационном пространстве», – отмечает Анна Викторовна.
Директор уточняет, что различные патриотические акции, уроки проходили в школе и раньше, а сейчас всё объединили в один предмет.
«В этом году трое ребят ездили на смену в «Армату», впечатлений осталось море. Наш учитель Николай Плотников прошёл курсы повышения квалификации, так что к началу года мы подготовились», – добавляет она.
Смартфон по необходимости
Вступили в силу поправки к ст. 43 Федерального закона № 273 «Об образовании в РФ». Согласно изменениям, ученикам запрещено использовать телефоны и другие средства мобильной связи во время уроков. Однако в экстренных ситуациях, когда возникает угроза жизни или здоровью, пользоваться телефонами можно. Во время перемен, до и после занятий ребёнок может брать гаджет.
«Мы приобрели пластиковые боксы, в которые перед началом урока дети будут складывать свои смартфоны, а после окончания – забирать, – говорит директор. – Коробка находится на виду возле учителя. Родители знают, что в случае необходимости могут связаться со своим ребёнком, а учителя спокойны, что ничего не будет отвлекать ребят. Многие родители и эксперты убеждены, что смартфоны негативно влияют на успеваемость ребят – мешают сосредоточиться, ухудшают зрение и препятствуют развитию коммуникативных навыков. К открытию «Точки роста» и в рамках цифровой образовательной среды мы обновили оборудование – в школе есть планшеты, ноутбуки, 3D-принтер, фотоаппараты, так что детям будет чем заняться помимо телефонов».
Передача знаний
Школьная библиотека, где расположена «Точка роста», – центр всей образовательной жизни. Здесь проходят различные заседания, конкурсы и медиаактивности.
«Недавно дети смотрели видео мастер-класса от актёра драмтеатра Виталия Старикова. Конечно, учиться у профессионалов своего дела всегда интересно и полезно. В этом году у нас две ученицы стали призёрами регионального этапа конкурса «Живая классика». Это результат работы педагога Елены Кудиновой. До участия они смотрели уроки по ораторскому мастерству, которые проводил институт культуры. Может, это им и помогло занять призовые места», – объясняет Анна Головина.
В самом большом классе Сетищенской школы учатся 11 человек, а в самом маленьком – 6. Несмотря на немногочисленный состав, здесь особое внимание уделяют внеурочной деятельности. От детской школы искусств несколько раз в неделю приезжают преподаватели и проводят занятия по классу фортепиано, хореографии, баяна.
Хор Сетищенской школы под руководством Валентины Головиной – частый победитель и призёр конкурсов и фестивалей хорового пения.
Детско-юношеская спортивная школа организует кружки волейбола и футбола.
«Наша ученица Саша Дёшина стала стипендиатом главы района именно по музыкальному направлению. Она играет на фортепиано, – отмечает Анна Викторовна. – Рядом с нами находится детский сад, с ним мы тоже взаимодействуем. Педагоги, которые принимают первоклассников, приходят в группы выпускников детсада и общаются с ними, а дошколята посещают нашу школу с экскурсиями и разговаривают с учениками. Так они заранее привыкают к учителю и получают меньше стресса, когда приходят в первый класс. Активно развивается «Движение первых», работает форма наставничества, когда ребята из старших классов помогают младшим».
По словам директора, наставничество среди учителей строится по уровню компетенций:
«Это не только профессионализм и теоретические знания предмета, но и развитие гибких навыков: IT-компетенции, методология управления конфликтами в детской среде и взаимоотношения между педагогами. После стольких лет работы у учителей существует вероятность эмоционального выгорания, нужно менять формы работы, чтобы этого не происходило. Например, молодой специалист может помочь преподавателю в возрасте с цифровыми технологиями, а тот в свою очередь даст ему совет, как наладить контакт с детьми».
Статус педагога
По новому закону о статусе педагога учителя получают право делать замечания ученикам. Школы установят свои требования к дисциплине на уроках и правилам поведения в учебном заведении. Кроме того, педагоги смогут обращаться с запросом на применение дисциплинарных мер к ученикам, нарушающим правила. Администрация будет рассматривать эти обращения. В дополненном законе также установили право педагога на уважение его человеческого достоинства, защиту от оскорбления личности и всех форм физического и психического насилия.
«К счастью, в нашей школе серьёзных конфликтов не было. Конечно, случаются недопонимание и споры, но мы их решаем через диалог учителя и ученика. В случае необходимости привлекаем родителей. Также у нас работает психолог. Количество учеников небольшое, все хорошо друг друга знают. Надеюсь, и в дальнейшем всё будет спокойно», – рассказывает директор.
Планировалось ещё одно нововведение – школьная форма по ГОСТу. Пока официальный документ не приняли, но в большинстве учебных заведений и так давно придерживаются правил в одежде.
«Положение о внешнем виде учеников согласовано с родителями и утверждено. В нём описаны общие требования к форме, цвету и фасону. В нашей школе форма у девочек синего или коричневого цвета, парадная одежда предусматривает белые фартуки и банты. У мальчиков – костюмы синего или чёрного цвета. В каждом учебном заведении есть свои требования, но они примерно одинаковые. Будем следить за изменениями», – делится Анна Головина.
Пятиминутки безопасности
В Сетищенской школе работают 14 педагогов. Сама Анна Викторовна пришла в учебное заведение в 2016 году.
«Здесь уже был сформировавшийся коллектив, который на протяжении многих лет держал высокую планку. И мне нужно было ему соответствовать. Поэтому я много училась у педагогов, замдиректора, они мне очень помогли, за что я им благодарна. Теперь мы одна команда. Участие в конкурсах и получение призовых мест говорит о том, что мы движемся в правильном направлении», – замечает директор.
Школа участвует в программе «Земский учитель». В прошлом году к коллективу присоединилась преподаватель начальных классов Людмила Слепцова. Она приехала из Подмосковья, 12 лет отработав в Раменской школе № 6.
«В этом году она набирает первый класс. Надеемся, что у нас задержится надолго, потому что ей здесь очень понравилось, – делится Анна Викторовна. – Думаю, сейчас педагогов достаточно, чтобы обеспечить качественное образование. У нас 7 преподавателей высшей категории, 4 почётных работника РФ, а наша Валентина Ивановна Федяева, педагог с 50-летним стажем, имеет звание заслуженного учителя России».
Школа работает в очном формате. Несмотря на удалённость от границы, здесь постоянно проходят тренировки на случай ЧС.
«Показываем детям видеоролики, как вести себя при обстреле, что делать при опасности БПЛА, как оказывать первую помощь. У нас есть специальные манекены, на которых можно потренироваться делать сердечно-лёгочную реанимацию. Каждый день проходят пятиминутки безопасности, – объясняет руководитель. – На территорию школы кроме учеников и преподавателей мы никого не пускаем. Родители могут попасть только по согласованию с руководством школы и только в случае острой необходимости. Мы всё это обговаривали с ними не раз, они вошли в наше положение».
Перед новым учебным годом Анна Головина желает коллегам твёрдости духа, плодотворной работы и веры в своё дело:
«Потому что именно учитель создаёт новые поколения учеников, которые навсегда останутся в школьной летописи родной земли».
Маргарита Грачёва