Без конфликтов. Как быть, если у родителей и детей разный темперамент
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Активный папа уже давно собрался на прогулку и в нетерпении стоит у двери, а маленький сын, хоть его и поторапливали, только натянул кофту, а ещё ему нужно шнуровать кроссовки. Маме хочется спокойно посидеть на скамейке, а дочь уже успела свалиться с горки, подраться с мальчиком и готова бегать и прыгать без остановки. Папа, мечтающий о шустром мальчугане, и мама, размышляющая о нежной тихой девочке, разочарованы.
«Такие родители тратят немало сил, нервов, чтобы подогнать своих детей под ребёнка их мечты. А ведь вместо этого они должны думать и делать всё возможное, чтобы построить здоровые отношения и радоваться обществу друг друга», – считает психолог Ирина Розанова.
Малыша нужно принять таким, какой он есть, и учиться взаимодействовать в повседневной жизни даже при наличии разных темпераментов.
Перестать переделывать
Почему так важно знать, какой у ребёнка темперамент? Врождённые свойства нервной системы, индивидуальные особенности личности, которые заложены природой, определяют, насколько активным будет малыш, как быстро он начнёт переключаться на новую деятельность, реагировать на окружающие события. И зная особенности его характера, родители избегают конфликтов и напрасных переживаний.
«Мне эта информация помогла понять, что сын не думает меня злить и не делает всё из‑за вредности. Раньше, когда звала его обедать, он сразу не прибегал, за накрытым столом я начинала нервничать и повышать голос. После консультации психолога поняла, что сын в силу его природных особенностей медленно приспосабливается, ему нужно время, чтобы переключиться с одного вида деятельности на другой. Теперь за 10 минут предупреждаю ребёнка, что скоро будет обед. Также перестала его переделывать и в других делах. В доме стало спокойнее, у меня на душе тоже», – говорит Ольга Севастьянова.
Каждому родителю важно знать, что при всех его усилиях темперамент крохи изменить невозможно. Но вот контролировать и жить без конфликтов – вполне.
Ребёнок-холерик очень подвижен, ему трудно долго чего‑то ждать, его настроение резко меняется, и он ещё тот спорщик. Поэтому он очень негативно воспринимает, когда его активность ограничивают, кричат и наказывают.
«Таким детям бесполезно говорить, что они должны тихо сидеть, их активность нельзя запрещать, они бы рады играть и вести себя потише, но не получается. Поэтому выход – занятия спортом, к примеру, хороши такие виды, как велосипед, плавание, поездки на природу. Учите малыша-холерика не спорить со сверстниками, а договариваться», – советует психолог.
Ребёнок-флегматик медлителен и молчалив. Он не разбрасывает одежду, а аккуратно складывает, никуда не спешит и может полчаса разбираться, как надеть кроссовки. Он трудно привыкает к незнакомой обстановке, играя с детьми, выбирает не шумные развлечения.
«Родителям важно не торопить и не подгонять малыша-флегматика, стараясь ускорить сборы или выполнение заданий. Но вялость и малоподвижность не должны стать данностью, поэтому за быстроту, расторопность его нужно хвалить. Если родители начнут раздражаться и наказывать за медлительность, то у крохи разовьётся чувство неполноценности», – говорит Ирина Розанова.
Ребёнок-меланхолик добрый, доверчивый, открытый и очень обидчивый, с опаской относится ко всему непривычному. Он теряется в новой обстановке, за себя постоять не может, и даже мелкая проблема выводит его из душевного равновесия. К чужим людям, в том числе и к сверстникам, относится настороженно и может отказаться с ними общаться.
«Не стоит тратить много усилий, призывая соревноваться на скорость, ловкость, лучше заняться с малышом лепкой, рисованием. Эти дети очень внушаемы, поэтому нельзя заострять внимание на их недостатках, наоборот, необходимо поддерживать в них уверенность в собственных силах. Круг знакомств стоит расширять постепенно, поэтому потребуется больше времени, чем для других детей, чтобы приучить меланхолика к детскому саду или школе», – говорит психолог.
Ребёнок-сангвиник жизнерадостен и уравновешен, всегда найдёт себе интересное занятие, легко сходится с людьми, быстро привыкают к новой обстановке. Но если ему неинтересно, то начатое дело до конца не доводит.
Общее занятие
Что же делать, если у родителей и детей разные темпераменты, ведь порой это так осложняет жизнь?
Например, мама – необщительный меланхолик, а малыш – энергичный холерик. Такому ребёнку нужно помочь сбрасывать излишнюю активность, например в спорте, а мама в это время может быть болельщиком. Избыточную энергию такого крохи можно направить на помощь взрослым. Холерику порой трудно учиться, потому что у него слабая саморегуляция, отсюда и плохое поведение в школе. В его возрасте мама-меланхолик тихо сидела на уроках, поэтому она постоянно наказывает и ругает своего ребёнка. Ей нужно научиться себя вести с активным крохой – понять и поддержать его, а бурные проявления темперамента сглаживать режимом дня, проявляющуюся агрессию – спокойствием.
Мама-меланхолик мечтает о тишине, но неугомонный маленький сангвиник бегает по квартире, попутно задавая множество вопросов, отчего та эмоционально устаёт.
«Ребёнок-сангвиник не любит, когда кругом всё спокойно, поэтому ему нужно найти множество занятий для смены событий. Он может ходить в несколько кружков, где не только занят делом, но и восполняет дефицит общения с детьми», – советует Ирина Розанова.
Энергичная мама-холерик часто не замечает душевных переживаний малыша-меланхолика, который болезненно относится к бесцеремонному вторжению в его внутренний мир.
«Таким детям нужно дать возможность оставаться наедине с собой, чтобы стать спокойнее, а взрослым не трогать, не требовать постоянного общения», – говорит психолог.
Но, как правило, холерики и меланхолики – личности творческие, поэтому они могут объединиться, выполняя творческую работу.
Непросто приходится двум холерикам, каждый может спровоцировать ссору без причин. Как только мама начинает повышать голос на ребёнка, так сразу получает такой же зеркальный ответ.
«Холерикам очень важно контролировать свои эмоции, поэтому им нужно уметь договариваться. Для этого надо не выкрикивать обвинения, а уметь говорить о своих чувствах, чтобы слышать и понимать друг друга», – объясняет специалист.
Так как темперамент двух холериков одинаков, им достаточно просто найти общие активные занятия.
Маме-холерику сложно понять неповоротливого флегматика, отсюда и злость, и раздражение. Она делает всё быстро, а ребёнок – основательно и добросовестно, порой долго обдумывая процессы и намерения.
«Родителям не нужно торопить малыша-флегматика, первые годы жизни он должен жить в своём темпе. Так, для утренних сборов можно выделить лишние полчаса. Не нужно его подгонять, даже если этого очень хочется, лучше заняться своими делами, чем, раздражаясь, говорить, что нужно поторопиться», – советует психолог.
Таким двум темпераментам помогут подружиться совместные прогулки. Для холерика – возможность активных занятий, а для флегматика – спокойный отдых рядом.
«Помните, что хорошие отношения между родителями и детьми складываются, когда есть уважение к индивидуальным различиям. Только так можно избежать стрессовых ситуаций и конфликтов», – предупреждает специалист.
Елена Мирошниченко