Пиксельная битва. Живые эмоции в цифровой реальности
В Культурном центре «Октябрь» в Белгороде прошла выставка дизайнера, руководителя Центра помощи «На твоей стороне» Анастасии Федорович и фотографа Ирины Зеленько, представленная серией картин «Пиксельная битва» и фотопроектом «Без лица»
![Пиксельная битва. Живые эмоции в цифровой реальности Пиксельная битва. Живые эмоции в цифровой реальности](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/8b/5e/8b5ee269-cd7e-4247-b4a8-b23df8904446/photo_2024-07-03_08-55-36_4.jpg__750x415_q75_crop-True_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Главная её цель – повысить уровень эмпатии и поддержки по отношению к вынужденным переселенцам, напомнить о важности уважения к каждому человеку, чья жизнь изменилась из‑за конфликтов и бедствий.
«Без лица»
«Идея выставки возникла более двух лет назад. Она сформировалась постепенно в процессе моей работы в центре помощи, который я открыла в собственном доме. Мы помогали малоимущим и многодетным семьям. Когда началась СВО, стали помогать вынужденным переселенцам из Украины, а затем уже и пострадавшим от обстрелов белгородцам. Нам нужно было сфотографировать для отчёта выдаваемую помощь, и многие просили нас сделать снимки без лица. Так и родилось название», – объясняет Анастасия Федорович.
Проект «Без лица» представляет собой снимки, на которых показаны действия посетителей центра помощи, позволяющие скрыть их идентичность. Сохраняя уважение к просьбам людей об анонимности, автор буквально копировал приёмы оформления фотографий из ленты волонтёрских чатов.
В Белгороде открыли фотовыставку ко Дню памяти жертв агрессии НАТО в Югославии
Центр помощи «На твоей стороне» расположен в Белгороде, а также есть пункт выдачи гуманитарных наборов в Мариуполе. С июня 2022-го через него прошли около 25 тысяч человек. В команду входят 15 волонтёров, работающих на вещевом складе, юристы, педагоги и психологи. Они собирают одежду, продукты и вещи первой необходимости, которые распределяют среди вынужденных переселенцев, а также помогают оформить документы и устраивают мероприятия. Для детей пару раз в неделю проходят благотворительные занятия, где ребята могут лепить из пластилина, рисовать, расписывать деревянные заготовки. Педагоги центра проводят уроки, посвящённые культурному наследию России. Дети могут виртуально путешествовать по городам и знакомиться с их достопримечательностями.
«Анализ происходящего с этими людьми привёл меня к определённым художественным образам. Есть градации принятия ситуации, горя. Одна из первых – отрицание. Для всех попавших в новую среду, мы старались проводить группы психологической поддержки. В Белгороде живут очень отзывчивые люди, мы получили большой отклик, организовали более 200 мероприятий за два года: благотворительные обеды, юридические консультации, различные праздники», – говорит Анастасия.
Объектив жизни. Почему фотографии Дмитрия Маркова обрели огромную популярность в Сети
По словам Анастасии Федорович, самым сложным оказалось донести информацию о том, что люди действительно нуждаются в помощи:
«Многие были не готовы принять новый образ себя и, собственно, понять, что лицо, которое у них было раньше, образ жизни, связи – это всё как бы потеряно, и сейчас нужно строить новую жизнь. И возник образ человека, который осознаёт себя в новой реальности. В нашем центре человек мог получить любой вид поддержки, многие приходили за необходимыми вещами и были очень благодарны».
Своим проектом авторы хотели поддержать всех, кто оказался в трудной ситуации. Среди вынужденных переселенцев много творческих деятелей, например, Алина Барва написала целую пьесу, которую планирует поставить по мотивам настоящих историй.
![Анастасия Федорович / Фото: из личного архива героя публикации Анастасия Федорович](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/98/d8/98d8c3c3-772d-47cd-9fa3-8305fb515214/fedorovich1.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Воплощение переживаний
Проект «Без лица» задумывался как площадка, в которой люди творческих профессий смогут проявить себя. Пока прошла выставка с работами четверых участников. В их числе – фотограф Ирина Зеленько.
«Она из Мариуполя, – рассказывает Анастасия. – У неё произошёл такой случай. Ирина оставалась в городе практически до момента его освобождения, и фотоаппарат спас ей жизнь. Во время взрыва техника лежала в рюкзаке за спиной, один из осколков прошил фотоаппарат, и это уберегло её».
Серия картин «Пиксельная битва» сочетает в себе элементы цифровой реальности и человеческих эмоций:
На уровне глаз. Какой комплимент Игорь Горелик считает для себя самым лучшим
«В первую очередь она посвящена нашим бойцам, которые отдают свои жизни, защищая нас сейчас. Но на фоне оперативной обстановки в Белгороде работы выражают страх и боль моих сограждан, белгородцев, которые столкнулись, к сожалению, с разрушениями и с потерей близких».
Автор стремился вызвать у зрителя эмоциональный отклик и понимание сложностей, с которыми сталкиваются беженцы во время военных конфликтов.
Название «Пиксельная битва» выбрано не случайно. В современном мире люди узнают и переживают происходящие события через экраны смартфонов:
«Они где‑то далеко, просто пиксели на экране. Например, я сейчас нахожусь в Сочи, к сожалению, людям тяжело воспринять и понять происходящее в Белгороде. Поэтому картины сделаны немножко пиксельными, чтобы подчеркнуть – это и реальная сцена происходящего, но, с другой стороны, что‑то нереальное, что‑то рассыпается на осколки и пиксели. Серия картин – глубокое воплощение человеческих переживаний. На каждой можно увидеть оттенки страха, отчаяния, надежды и скорби, которые овладели людьми, вынужденными покинуть свои дома. Изображения передают тяжёлые решения, которые пришлось принимать этим людям, их потерянные мечты и невыносимую тоску по утраченному».
![Фото: Маргарита Грачёва Пиксельная битва. Живые эмоции в цифровой реальности - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/a8/76/a876b0ba-1e30-46f6-ad22-15683d980a78/photo_2024-07-03_08-55-36_2.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Расширить масштаб
«Родом я из Мурманской области, училась в Харькове, родственники там жили. Мне всегда близко было искусство, хотелось освещать социальные темы. Мои родители верующие, наверное, благодаря их наставлению и мудрым советам у меня появилось желание помогать людям. Я была волонтёром Красного Креста, мы ездили в детские дома, проводили различные лекции. Центр «На твоей стороне» много помогал военнослужащим. К сожалению, среди наших подопечных есть уже погибшие ребята. Частично работы посвящены и их памяти», – говорит Анастасия.
Выставка продлилась две недели и завершилась поэтическим вечером Алины Барвы, где она читала свои стихи. Она призналась, что своим творчеством хотела бы напомнить людям о любви к Родине, природе, о нежных, прекрасных чувствах:
Любовь и поддержка. В Белгороде открылась иммерсивная выставка «В этом городе я с тобой»
«Поэзия всегда неповторима. Моё вдохновение – сама жизнь, непостижимость и широта русской души, сила и мощь нашей истории, красота природы. Моё творчество светлое и легкокрылое. Тёплые лирические стихи окунают читателей и слушателей в яркий внутренний мир, проявляя при этом индивидуальность каждого. Учат ценить и любить себя, природу, свой народ, дорожить каждым мгновением».
Авторы проекта мечтают продемонстрировать его в других городах и расширить масштаб:
«Мы хотели бы снимать короткометражные фильмы, делать инсталляции, сейчас пока не получается реализовать всё в полном объёме. Будем работать дальше».
Маргарита Грачёва