Тихим сапом, или Почему увидеть реку можно только с воды
Как корреспондент «Белгородской правды» с друзьями пять часов сплавлялась по реке Псёл
-
Статья
-
Статья
В этом приключении было всё: и беспощадные оводы, и кровожадные пиявки, и краснокнижные лилии, и завалы с упавшими деревьями, и серые цапли, которые прятались в камышах и буквально вылетали у нас из‑под вёсел. И были изгибы холодной полуденной реки, лениво несущей свои воды куда‑то за горизонт.
На старт!
Катание на сапах – лёгких досках, которые управляются стоя с помощью весла, – в последнее время обрело бешеную популярность. На сапах учатся держать баланс, встречают рассветы и провожают закаты, проводят экологические акции, устраивают заплывы невест и костюмированные соревнования. Но всё это не сравнится с долгой неспешной прогулкой на сапе по течению реки. Главное при этом – найти проверенную компанию и опытного проводника.
Нам повезло: в путешествии на Псёл нас сопровождает мастер баланса – белгородец Николай Вдовенко. Искусство равновесия он познал уже очень давно – когда приручил сначала простенький скейт, потом сноуборд, а потом и доску для сёрфинга. Сапом обзавёлся лет пять назад. С тех пор успел пройти на нём не только все окрестные реки, но и покорить на лёгкой доске прибрежные воды Чёрного моря и даже Индийского океана.
«Это уже третья моя доска, – рассказывает Николай. – Первую мне повредили, а вторая расклеилась сама из‑за не совсем правильной эксплуатации. Но сейчас качество изготовления сапов с каждым днём всё лучше и лучше. Технологии шагают вперёд».
В отличие от Николая мы пока личными плавсредствами не располагаем, а потому берём доски в прокате – 1 000 рублей в сутки. Все сапы отличаются по размеру и форме. Мы выбираем прогулочные варианты, достаточно большие, чтобы можно было взять на борт ребёнка. В нашей команде двое детей. В придачу к доскам получаем спасательные жилеты и гермомешки. Загрузив всё в багажники двух машин, отправляемся на точку старта – в курское село Гочево.
Поймать баланс
Подготовка к самостоятельному сплаву – задача хитрая. Сначала все выгружаются на точке старта, переодеваются, накачивают сапы с помощью специальных насосов, достают вёсла и перекладывают всё самое нужное в гермомешки. Обычно это солнцезащитный крем, вода, бутерброды и телефон. Потом обе машины едут на точку финиша – в нашем случае это курское село Бобрава, оставляют на берегу один из автомобилей и возвращаются обратно. Как правило, этот процесс занимает около 20 минут. А дальше сапы спускают на воду, и начинается самое интересное.
«Ноги чуть шире, почувствуйте доску, – командует наш проводник, с улыбкой замечая, как новички пытаются встать в полный рост на сапах, шатаясь из стороны в сторону. – Если вы чувствуете, что можете потерять равновесие, лучше сразу садиться на колени».
У меня уже есть кое‑какой опыт. В моём личном активе сапсёрфера два несложных маршрута – по Северскому Донцу и Осколу. Но и я в первый момент покачиваюсь, рискуя свалиться в воду. А тело вспоминает. Когда баланс пойман, поднимаюсь в полный рост и ловлю неспешное течение реки. Мы тихонько отправляемся и начинаем своё медленное скольжение под крики взбудораженных гусей, которые толпятся на берегу и смотрят нам вслед с недоумением.
Псёл довольно ленив, а потому грести приходится почти всё время. Но взмахи вёслами получаются плавными и лёгкими, порой на борт плещет прохладная чистая вода и чуть освежает. День сегодня будет жаркий.
Без истерики не обошлось
Река почти сразу изгибается и уводит в тень высоких деревьев. Здесь нужно быть внимательным, чтобы не оцарапаться о низко свисающие ветви. Тем более что некоторые из них в липкой паутине, а восьмилапые попутчики нам ни к чему.
«Смотрите, какая красота!» – слышу восторженный возглас где‑то впереди и замечаю небольшую цветочную заводь.
Среди жёлтых кубышек, над которыми кружит целая стайка синих стрекоз, нежно раскрыли свои остренькие лепестки удивительные белые кувшинки. И мы делаем короткую остановку, чтобы запечатлеть этих редких краснокнижников.
Солнце начинает припекать, и в движение приходят не только бойкие стрекозы, но и злющие оводы, которые так и норовят ужалить побольнее. Но со временем мы перестаём обращать на них внимание. Река в этом месте довольно широкая, метров 10 от берега до берега. Мы скользим, переговариваясь, и вдруг замечаем, что русло за поворотом резко сужается. Путь нам преграждает упавшее дерево, ствол которого наполовину погрузился в воду. Возможно, бобры постарались. Нам приходится останавливаться и с помощью нашего опытного проводника перебираться на ту сторону.
«Это лёгкий завал, – отмахивается Николай, ловко влезая на поваленное дерево и осторожно перетаскивая сап. – Тут важно помнить, что на реке нет ничего устойчивого, нужно просто подстроиться, поймать это движение».
Постепенно мы все удачно преодолеваем препятствие и отправляемся в путь. А наш проводник продолжает:
«Однажды мы очень длинный завал пытались преодолеть. Самое неприятное, что среди упавших деревьев и сломанных веток мы обнаружили тело мёртвой косули. Запах был соответствующий. Так что женской части команды тогда пришлось собрать всю волю в кулак. Но без истерики не обошлось».
Мы успеваем только порадоваться, что нам подобные находки на пути не встретились, и плывём дальше.
Кабаны и обед на воде
Вообще, живности, особенно в жаркий день, у реки всегда много. На Северском Донце мы не раз встречали почти ручных нутрий, а на реке Воронеж в прошлом году свели не самое приятное знакомство с целой семьёй кабанов. Было раннее утро, около пяти. Мы медленно скользили по течению и вдруг заметили в шуршащих кустах лохматых диких свиней с целым выводком полосатых кабанят. Когда отец семейства увидел нас, он стремительно бросился с берега в реку и поплыл в нашу сторону. Это был очень жуткий момент. Но, по счастью, кабан-папа просто отвлекал внимание на себя и вскоре, переплыв неширокую речку, скрылся в камышах на противоположном берегу.
На реке Псёл животных нам встретить не довелось. Только птицы: утки да серые цапли – время от времени резко взметали крыльями совсем близко от нас.
Через пару часов неспешного движения по реке мы решили устроить привал. Но вот с местом остановки возникла сложность. Поросшие камышом берега не позволяли нам пристать. В конце концов мы приметили нечто похожее на тропинку среди буйно растущего рогоза и попытались выбраться. Оставив доски у берега, прошлёпав немного по хлюпающей под ногами грязи и чуть было не растеряв все тапки, мы уселись под деревом и достали свои нехитрые припасы. Но поесть спокойно нам не удалось, потому что здесь на нас обрушились полчища голодных комаров, которые тоже хотели пообедать. Поэтому мы постыдно бежали обратно в реку.
«Если на берег совсем уж проблематично выйти, можно сделать из сапов плот и устроить привал прямо на воде», – делится лайфхаками Коля.
А мы, отмывая кроксы и ноги от липкой грязи, дружно недоумеваем, почему сразу так не сделали.
Целый мир
Солнце давно перевалило за полдень, и наша скорость снизилась, начала накатывать усталость. Вскоре река сделала очередную петлю и свернула в тень большого соснового леса. И тут же мы услышали заливистый лай собаки и приглушённые голоса на берегу, а потом и увидели целую компанию отдыхающих, которая с интересом и надеждой рассматривала нашу флотилию. Оказалось, дети забросили мяч в высокие камыши, и мы подплыли как раз вовремя, чтобы помочь им его достать.
«Удобная штука», – с уважением бросил нам вслед один из отдыхающих.
Пройдя ещё несколько завалов и узких мест, искупавшись в холодной чистой воде, мы медленно подходили к финишу. И вот река заскользила дальше, а мы свернули в широкую протоку, уходящую в старицу, и увидели желанный берег. Людей на пляже в такую жару было очень много. Гремела музыка, слышался смех и визг детей. После нескольких часов на тихой реке все эти звуки казались нам неприятными и неуместными.
Подойдя к берегу, мы вытащили сапы из воды, просушили их и нашли в себе силы приготовить ждавший нас в машине, в сумке-холодильнике, шашлык. За походным ужином делились впечатлениями и обсуждали пройденный маршрут.
— Сколько же мы прошли? – спрашивали мы нашего проводника.
— Километров 10–12, – отвечал он с улыбкой. – Хотя на самом деле на реке, как в горах, расстояние измеряется не в километрах, а в часах пути. Мы неплохо справились, прошли этот маршрут примерно за пять часов.
Возвращались домой поздно, когда ярко-жёлтое, остывшее уже солнце падало за янтарный горизонт. Уставшие, исцарапанные, покусанные, но счастливые. Сегодня мы увидели удивительную тихую летнюю реку. Целый мир, который невозможно разглядеть с берега.
Анастасия Состина