Love is сплав. Как получить удовольствие от лета, которое проплывает мимо
Белгородский журнал «Спортивная смена» рассказывает, как можно взять в руки вёсла и в компании друзей отгрести по полной
-
Статья
-
Статья
Кто‑то спасается от зноя в собственном душе, кто‑то на ближайшем пляже. А можно спастись от жары, активно отдыхая.
Золотая середина
Белгородские реки созданы для сплавов: неторопливых-созерцательных-закатных, бодрых-скоростных-рассветных и любопытствующих-полнодневных. Мы выбрали в качестве мокрой тропы реку Оскол. Заблудиться, плывя по течению, сложно, но всё же без проводника в воду лучше не соваться. Потому для первого раза попросили помочь Виктора и Аллу – инструкторов старооскольского клуба «Одна река».
«Берём весло двумя руками, кладём себе на голову, – неожиданно начал инструктаж Виктор. – Теперь опускаем перед собой. Руки у вас – под углом 90°. Тот, кто сидит сзади – рулевой, кто первый – двигатель. Вперёд!»
Одну за одной на воду спустили семь байдарок, в каждой по 2–3 человека. В идеальном мире все берут в руки по веслу, отчаливают от берега и, синхронно разрезая речную гладь, уходят вниз по течению – с грацией, достойной сборной по академической гребле. Но где этот идеальный мир? Есть ли он вообще?
Есть – в серединке трёхместной байдарки. Двое крайних гребут, а средний наслаждается пейзажами, высматривает рыб в прозрачной воде и почёсывает шершавые водоросли, вымачивая рукава до локтя.
Постигни дзен и… поворачивай!
Река Оскол берёт начало в Курской области, затем пересекает Белгородскую и, чуть не доходя до Валуек, заворачивает к югу, в Украину. Длина – 472 км, из которых мы собираемся освоить 18, обойдя несколько камышовых островков, разбросанных от Чернянки до Голубино.
— Кто мы?!
— «Быстроходные тунцы»! «Стремительные кальмары»! «Морские дьяволы»! – версий много – речных, морских и иных.
— Чего мы хотим?
—Лета! Солнца! Скорости! Не перевернуться!
Будто остановки общественного транспорта, мимо проплывают пляжи. Байдарки то сбиваются в стайку, то растягиваются по Осколу на десятки метров, теряя друг друга из виду. Но инструктор на манёвренном каяке успевает держать в поле зрения всех и останавливать слишком разогнавшихся.
«Погодите же! Наслаждайтесь природой!»
«Кто понял жизнь, тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает», – сказал Омар Хайям (после сплава по Осколу).
Мы отдаёмся неспешному течению и, если верить Википедии, движемся со скоростью от 0,2 до 1,2 м/с. Стоит всем на раз-два-три опустить вёсла и закрыть рты, сразу слышно, как поёт птичка, как ветерок колышет камыши, как из них с шорохом взлетает утка и как с берега рыбаки отчаянно кричат «Поворачивай!», переживая за натянутые лески.
Подгоняемые рыбаками и собственным азартом «тунцы» и «кальмары» начинают негласный чемпионат по гребле. Взмах, второй, третий и вся маленькая, но гордая флотилия с важностью Великой армады проходит под автомобильным мостом.
В прозрачной воде хорошо просматривается дно – кажется, под нами не больше метра. Проверка веслом показывает, что так и есть. Говорят, 400 лет назад река была судоходной, и плоскодонки возили продукты и стройматериалы для городов-крепостей Московского государства. Впрочем, для кого‑то Оскол судоходный и сегодня. За очередным поворотом русла слышим лай собаки, наблюдаем лодочные ангары и заботливо накрытое плавсредство.
Корабли лавировали
Берега то расходятся друг от друга метров на 20, то сужаются до коридора в одну лодку. Местами русло перекрывают стволы деревьев и приходится лавировать.
«Правым вперёд! Правым вперёд! Правым вперёд!» – не устаёт Виктор повторять экипажу каждой байдарки, каким веслом куда грести.
Мы лавировали, лавировали и вылавировали не все. Кого‑то безнадёжно прибило к надёжному, но не очень желанному укрытию под нависающим деревом.
«Левым назад! Левым назад!» – руководит инструктор.
И застрявшие с горем пополам самостоятельно выбираются из ловушки. Чтобы на всех парах нестись к новому препятствию – из дерева, камышового островка или зелёных зарослей осоки.
Казалось бы, что нового могут открыть пологие берега Оскола, поросшие ивами и клёнами? Но вот новый поворот, и он нам несёт крутой глинистый берег с идеальными рядками стрижиных гнёзд на обрыве. За ним ещё один, и он открывает лесистый холм, резко уходящий вверх. Что будет за третьим?
А за третьим шум, гам, музыка и жених с невестой! Проплываем базу отдыха с многочисленными палатками, где сегодня в прекрасный путь отправится корабль под названием «Любовь» (такими фразами когда‑то злоупотребляли регистраторы загсов). Под громогласное «Горько!» байдарки скрываются в густоте деревьев. Там, где её нет, взгляд находит маковку Холковской церквушки. Некоторые историки считают, что где‑то здесь, в Осколе, поили коней воины князя Игоря и его брата Всеволода Святославича в 1185 году, когда шли на половцев.
Солнце клонится к закату, лодочки причаливают к песчаному берегу в Голубино, а река несёт свои воды дальше – в Новый Оскол, Волоконовку, Харьковскую область, чтобы в конце концов раствориться в Северском Донце. Обувь полна воды, день – впечатлений.
«Суши вёсла, разливай чай!»
Ирина Дудка