Всё мы делим. Для семьи из Красненского района общими стали и профессия, и увлечения
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Как ниточка с иголочкой… Пожалуй, лучшего выражения для рассказа о супругах Николае и Раисе Скворцовых в двух словах и не подберёшь. Всю жизнь они всё делали вместе: работали в одной школе, растили детей и внуков, участвовали в художественной самодеятельности и отдыхали. Неразлучными остались и после выхода на заслуженный отдых. Пенсия стала для них временем новых увлечений.
Математика и литература
«Педагогический стаж всей нашей семьи уже превышает 170 лет, – удивляет нас Раиса Алексеевна. – Преподавателем был мой отец-фронтовик. Но долго поработать ему не довелось. Рано ушёл из жизни. Были тяжёлые ранения. Муж мой проработал 49 лет, я – 44 года. Моя сестра трудилась воспитателем в Шебекино. Дочь работает в Строителе учителем начальных классов. А племянница в Липецкой области преподаёт английский язык».
Раиса Скворцова много лет влюбляла детей в математику. С этого предмета начинал свою педагогическую деятельность и её муж. Но, окончив Белгородский педагогический институт имени Ольминского, Николай Николаевич выбрал русский язык и литературу, ведь всегда любил читать и читал много, с удовольствием участвовал в литературных кружках.
Свой педагогический путь юные Николай и Раиса начинали в Новоуколовской школе. Три года встречались, потом решили пожениться. Думали уехать работать в Воронеж. Но в районе трудовую книжку не отдали, сказав: «Первого сентября детей должны встречать не доярки, а учителя». Ведь педагогов в то время не хватало… Пришлось оставаться. Так волею судьбы произошла встреча с Семёном Антоновичем Новиковым – директором Кругловской школы.
«Мне он сразу понравился. Мы решили работать в Круглом. Переехали. Стаж работы был небольшой, но наработки имелись. И на школьной линейке нас уже представляли всем как учителей с опытом», – рассказывает Раиса Алексеевна.
Особая аура
«А работали в каких условиях! Представьте, четыре здания, среди которых были покривившиеся, старенькие домишки… На перемене бежишь из одного в другое, перескакиваешь колеи. Но какая необыкновенная аура была в этих зданиях и какое желание у детей развиваться!» – вспоминает Николай Николаевич.
Фронтовик Семён Новиков сумел собрать сильный коллектив. Он играл на аккордеоне, пел, организовал художественную самодеятельность сначала в школе, а затем и среди колхозной молодёжи. Выступления действительно соответствовали высокому уровню. Сводный хор района под руководством Новикова четыре раза становился лауреатом фестиваля народного творчества в Белгородской области.
«Семён Антонович был необыкновенной личностью. Должность директора по тем временам можно назвать диктаторской. Дисциплина, ответственность, точное выполнение программ… И я считаю, это правильно. Никогда хорошего человека не вырастить, если будет расхлябанная жизнь, где всё дозволено», – делится мыслями Николай Николаевич.
Он с увлечением вспоминает, что педагоги регулярно читали лекции, были членами общества «Знание»:
«Меня даже премировали как‑то поездкой в Кабардино-Балкарию. Жизнь была очень активная, а работа – интересная. Такой коллектив замечательный! Подобрались учителя из разных институтов с удивительным желанием работать. Смотрели друг на друга с интересом: «И как у тебя так получается?» Но это не зависть, а наоборот, доброе соревнование, которое побуждает расти и развиваться. Мы работали на результат! И праздники в коллективе тоже отмечали вместе: весело, интересно. Это очень сближало. Люди раскрывались».
Индивидуальный подход
Новое здание колхоз подарил школе в 1978 году. Через время Семёну Антоновичу пришлось оставить должность директора. Задумались, кого поставить на его место. Выбор пал на Николая Николаевича:
«Долго уговаривали меня. Я не мечтал быть директором. Тем более по характеру совсем другой человек. Чего больше всего боялся после Семёна Антоновича? Что распущу этот коллектив. Что не получится удержать, и дисциплина начнёт хромать. Но всё сложилось хорошо. Коллектив сохранили. А 80-е годы стали периодом расцвета образования».
Кругловская была школой передового опыта. Поначалу сюда решили регулярно привозить молодых специалистов, а потом стали приезжать и другие учителя, чтобы познакомиться с интересным опытом.
«Учили всех. Мастер-классы давали. Работали мы на совесть. И шли в школу с желанием. А это самое главное. Мне попадались такие классы, в которых были и сильные ученики, и средние, и слабые. Вести урок для всех одинаково – никакого толка. Поэтому я сажала их на разные ряды. Сильных – на первый ряд, середнячков – на второй, а тех, кто послабее, – на третий. Задания подбирала индивидуальные, чтобы всем было интересно, но в то же время и по силам. Очень нравилась, к примеру, ребятам игра «Восхождение на пик знаний». Рисовали табличку, и каждая группа, выполняя задания, пыталась быстрее всех взобраться на вершину», – вспоминает Раиса Алексеевна.
Ученики неизменно радовали её, занимая призовые места на олимпиадах. Не раз входили в десятку лучших по области:
«И в воронежских институтах узнаваемы были наши ребята. Их часто спрашивали: «Из какой вы школы?»
Она входила в состав районной и областной комиссий по проверке результатов ЕГЭ. В 2008 году участвовала в конкурсе лучших учителей России. Надо было представить опыт работы, показатели успеваемости, победы учеников. В итоге опыт Раисы Скворцовой внесли в районный и областной банки данных. А сама она получила президентский грант.
«Вы знаете, в нашем коллективе было два заслуженных учителя РФ и 12 отличников народного просвещения. А ведь это тоже о многом говорит. 80-е годы могу назвать периодом расцвета образования и воспитательной работы. К нам прислали и музыкантов, и художников. Была студия для детей. Всё бесплатно. Педагоги постоянно придумывали что‑то новое, совершенствовались», – замечает Николай Николаевич.
И в трудные 1990-е учителя не теряли оптимизма. Находили способы заработать, чтобы сделать своё учебное заведение уютнее и краше.
«Обрабатывали свёклу, потом продавали сахар, покупали краску и делали в школе ремонт. И сколько лет так! Родители входили в наше положение, понимая, что всё нам трудно самим успеть. Помогали пропалывать свёклу, брали на себя каждый по рядочку. На школьном участке выращивали капусту, огурцы, помидоры… Тогда в школьной столовой ещё разрешалась консервация. Всё это заготавливали и с удовольствием ели. А ещё у нас раньше был лагерь труда и отдыха. В лесу стояли домики. Дети жили там три недели. Обрабатывали поле, а потом отдыхали, общались, организовывали интересные мероприятия», – делятся воспоминаниями супруги.
Рождение красоты
Николаю Николаевичу в 1992 году присвоили звание «Заслуженный учитель школы РФ». Раиса Алексеевна – отличник народного просвещения. У супругов множество профессиональных наград. Неудивительно, что одна из дочерей, глядя на родителей, выбрала педагогическое поприще.
«Сказала: «Только в школу пойду работать. Мам, мне так нравятся эти малыши!» «Может, лучше на учителя математики?» – советовала я. Нет, походила несколько дней и опять за своё: «Какие же они хорошенькие! Пойду на учителя начальных классов». Сейчас работает в Строителе. В школе, конечно, в нынешнее время стало тяжелее. И дети другие. И отношение к учителю другое», – рассказывает Раиса Алексеевна.
Количество учащихся в Кругловской школе по сравнению с 1968 годом уменьшилось более чем в 10 раз. В советское время наполняемость классов порой достигала 28 человек. Ребята пешком ходили заниматься не только из Круглого, но и Заломного, Новосолдатки.
«Сейчас детей подвозят на автобусе. Удобно, конечно, но школьники стали мало двигаться. И дома постоянно то лежат, то сидят», – сетуют супруги.
Сами они на одном месте сидеть не привыкли. С юных лет участвовали в художественной самодеятельности. Постоянно пели. Николай Николаевич часто танцевал. С ностальгией Скворцовы вспоминают школьные воспитательные вечера и другие яркие мероприятия.
Выйдя на заслуженный отдых, они нашли себе множество увлечений. Занимались дыхательной гимнастикой Стрельниковой, скандинавской ходьбой, пели в хоре ветеранов. Коррективы в активный распорядок жизни внесла пандемия коронавируса. Тогда супруги погрузились в рукоделие.
«Когда я вышла на пенсию, увлеклась вязанием. Много чего навязала и детям, и внукам. Платки, свитера», – показывает свои творения Раиса Алексеевна.
Несколько лет назад супруги «загорелись» бисероплетением и алмазной мозаикой. Красный угол в их доме украшен иконами, которые Скворцовы создали собственными руками: Господь Вседержитель, Богородица, Николай Чудотворец, Лука Крымский, Матрона Московская…
— Нечасто увидишь мужчину за рукоделием. А вы занимаетесь этим с удовольствием. Почему? – спрашиваем Николая Николаевича.
— Наверное, интерес к этому всему развился ещё со времён учёбы в педучилище, – отвечает он. – Там мы и со швейным делом знакомились, и с кулинарией… А ещё я рос в такой семье, где и кружево вязали, и вышивали. Сестра, например, вышивала болгарским крестом. Мне это было любопытно. На пенсии я много читал. Но не будешь же постоянно только читать. А творчество, рождение красоты – это всегда интересно.
Ещё Николай Николаевич не раз увлечённо писал сценарии для самых разных мероприятий. А выйдя на приусадебный участок Скворцовых, в очередной раз находим повод удивиться: везде идеальный порядок. На огороде ни сорнячка.
В этом году супруги отметили 55-летие семейной жизни. Оглядываясь назад, замечают, что особо никогда не скандалили. Улыбаются: на ругань не хватало времени. Жизнь была активная, полная забот, хлопот и стремлений. Заботились о родителях, растили детей и внуков:
«Всё время жили в таком темпе… И думали, что так и должно быть. Нам повезло иметь одну профессию. Приходили домой, и находилось множество общих тем для разговоров: ученики, учителя, школа. Всё это объединяло. Так и жили в едином порыве. Друг с другом мы всегда обсуждаем всё. Советуемся по разным вопросам, начиная от покупок и заканчивая глобальными вещами. В общем, никаких особых секретов долгой совместной жизни нет. Надо просто помнить, что ты ответственен перед семьёй. Эта ответственность, выполнение своих обязанностей, любовь и взаимное уважение становятся залогом семейного счастья».
Анна Черкашина