Наследие знаний. Как продолжается династия белгородских педагогов Стёпкиных – Ястребцевых
В этой семье более 40 педагогов, их общий трудовой стаж – около 1 200 лет
![Наследие знаний. Как продолжается династия белгородских педагогов Стёпкиных – Ястребцевых Наследие знаний. Как продолжается династия белгородских педагогов Стёпкиных – Ястребцевых](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/03/64/036434e6-d5dd-4f21-968b-373ac93b94c9/dsc_1090.jpg__750x415_q75_crop-True_subject_location-400%2C248_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
Третье и четвёртое поколения педагогов работают в Белгороде, Валуйском, Яковлевском и Губкинском округах.
От поколения к поколению
Началась педагогическая династия с Евдокии Ивановны Ястребцевой, которая пришла на работу в 1918 году и в течение 37 лет преподавала в Пятницкой школе Волоконовского района. Её дело продолжили дети – дочери Евгения и Зоя и сын Анатолий.
Зоя Стёпкина бережно хранит фото Евдокии Ястребцевой, на котором указано о прохождении обучения и стоит печать.
«Мама рассказывала, что ей выдали эту фотографию как диплом. Она здесь ещё в форме гимназистки. Более 100 лет уже изображению», – говорит Зоя Михайловна.
![Фото Евдокии Ястребцевой / Фото: Маргарита Грачёва (личный архив Зои Стёпкиной) Фото Евдокии Ястребцевой](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/b3/80/b3801b32-0750-45fd-97b9-fa4c4f1a1f0e/foto-evdokii-iastrebtsevoi-1.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Евгения Михайловна 52 года проработала учителем русского языка и литературы. Анатолий Ястребцев и его жена Галина получили образование на дошкольном отделении Валуйского педучилища и трудились в селе Пятницком Волоконовского района (сейчас – посёлок – прим. ред.) в детском саду молочно-консервного завода.
Зоя Стёпкина проработала учителем русского языка и литературы в Колосковской школе 49 лет, из них 28 – в должности заместителя директора.
«Я приехала в село в 1964 году, школа здесь только открылась, было очень мало наглядных пособий для уроков, – вспоминает Зоя Михайловна. – Многое делала сама, придумывала задания по темам, чтоб детей заинтересовать. Они у меня на уроках расшифровывали слова или пословицы, превращались в археологов, исследователей и находили отрывки из книг, изучали их, разгадывали загадки. Муж Юра делал рейки для плакатов, чтоб я могла вешать и менять свои наглядные пособия».
![Фото: Маргарита Грачёва (личный архив Зои Стёпкиной) Наследие знаний. Как продолжается династия белгородских педагогов Стёпкиных – Ястребцевых - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/ce/f8/cef89923-e150-4619-bfbd-18ad2f1a2f54/foto_so_shkoly_4.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Поначалу, когда школа только открылась, её топили углём, и иногда в здании было холодно. Зоя Михайловна показывает фотографию, где ученики сидят за партами в куртках, на ней подпись: «На уроке было интересно и увлекательно, но очень холодно».
Её супруг, Юрий Андреевич, отработал учителем 45 лет, преподавал химию и биологию. Его родители также работали в школе. Анна Кирилловна Стёпкина с 1932 года преподавала в Тулянской школе ныне Валуйского округа, с 1943-го стала учителем начальных классов, награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Отец, Андрей Гаврилович Стёпкин, тоже учитель, добровольно ушёл на войну и погиб на Ленинградском фронте.
![Фото: Маргарита Грачёва Наследие знаний. Как продолжается династия белгородских педагогов Стёпкиных – Ястребцевых - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/d0/df/d0df31b5-c47e-48a8-b400-77edd0806664/dcmi_6.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Юрий Андреевич умеет хорошо поделки разные мастерить, красиво рисует, стихи сочиняет, – признаётся Зоя Михайловна. – В школе выпускал газету «Сова». Если ученики баловались на уроках, он ставил их в угол под «Сову» и говорил читать её. Вот постоит мальчишка, прочтёт, извинится, а потом начинает рассказывать, что там интересного узнал. Среди его учеников всегда было много победителей олимпиад. Они до сих пор вспоминают, как готовились к конкурсам: «Юрий Андреевич, а вы помните, как мы на животе ползали по горе, искали цветочки, по определителю отвечали, как называются». Писали и поздравительные открытки, мы всё бережно храним».
Зоя Стёпкина не только вела уроки, но и занималась внеклассной деятельностью и вела кружок «Юные таланты». Ученики сформировали свой мини-театр и проводили разные постановки. Каждому школьнику хотелось попробовать себя в роли актёра, примерить шляпу Наполеона или костюм Наташи Ростовой.
![Фото: Маргарита Грачёва Наследие знаний. Как продолжается династия белгородских педагогов Стёпкиных – Ястребцевых - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/bf/0f/bf0f9d46-bb49-4cef-aab0-0fe9f7a3d965/dcmi-9.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
На благо села
Зоя Михайловна всегда активно участвовала и в общественной жизни села Колосково.
«Меня выбрали депутатом сельского совета, и в этой должности я пробыла в течение 20 лет, руководила клубом «Трезвость», организовывала разные мероприятия, чтобы люди шли к нам, а не куда‑нибудь в кабак, – делится она. – Проверки тогда постоянные проходили. Однажды из ЦК приехали, а у нас концерт и семь гармонистов на крыльце Дома культуры играют, вокруг толпа народа. Походили, поспрашивали жителей, они подтвердили, что в селе постоянно проходят разные мероприятия. Потом отправили меня на конференцию в Москву для обмена опытом».
![Фото: Маргарита Грачёва Наследие знаний. Как продолжается династия белгородских педагогов Стёпкиных – Ястребцевых - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/5b/11/5b11c729-625b-438d-81c3-42fa5e16231f/dsc_1075.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
22 года педагог была председателем комиссии по делам несовершеннолетних. Организовывала встречи с работниками суда, прокуратуры, молодёжной политики, ГИБДД, где ребятам рассказывали правила дорожного движения, как вести себя в общественных местах, о важности соблюдения законов.
«Когда в городе начали развиваться школы-комплексы, где в одном здании и уроки проходят, и организованы спортивная, музыкальная и художественная школы, то я подумала: чем сельские дети хуже? – рассказывает Зоя Михайловна. – Среди них тоже есть одарённые ребята, будущие спортсмены, музыканты и учёные. Стала просить сделать пристройку к школе для разных кружков. И нам создали помещение, где разместились мастерские, спортивная зона и большая игровая комната. Вечером школа тоже работала, чтоб ребята не болтались по улице, а были в одном месте, занимались чем‑то полезным или просто общались».
![Фото: Маргарита Грачёва (личный архив Зои Стёпкиной) Наследие знаний. Как продолжается династия белгородских педагогов Стёпкиных – Ястребцевых - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/4d/9b/4d9be796-2b79-42ae-81a5-3011b689676e/foto_so_shkoly1.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Раньше в Колосково не было медпункта и за помощью жители обращались в соседнее село Лавы, до которого пожилым людям было трудно добираться.
«Мост до села Лавы был подвесной, качающийся, куда старенькой бабушке по нему идти? – вспоминает Стёпкина. – Когда стартовал проект «Управление здоровьем» и начали появляться в сёлах офисы семейного врача, то я стала бить во все колокола, чтоб и в Колосково он появился. Собрала подписи, написала сопроводительный текст, где рассказала, что у нас большое село, жители нуждаются в своевременном лечении, детки есть, которым нужны осмотры и прививки. Расписала о необходимости дневного стационара, чтоб можно было прийти капельницу поставить. Много куда обращалась, и вот в 2022 году пришло письмо, что нам построят офис семейного врача. А в 2023-м, 10 октября, состоялось его торжественное открытие, на которое меня пригласили. Помещение мне понравилось: современное, оборудование хорошее».
Также женщина помогла местным жителям с получением пенсии:
«У одной селянки были трудности с подтверждающими документами. Она ездила на целину, но в трудовую книжку не записали место работы, а справок никаких она не взяла. Ей назначили маленькую пенсию, потому что никто не хотел разбираться. Я составила письмо и отправила в город, прислали документы, подтверждающие, что действительно она там работала, и пенсию пересчитали», – говорит Зоя Михайловна.
Как же тут всё успеть?
«А у меня выбора не было, – смеётся педагог. – Соседка мне всегда говорила: «Зоя Михайловна, я уже с вечерней дойки пришла, а у вас свет горит. Наверное, тетради проверяете или книжку читаете, а может, планы пишете? Рано утром встаю, а у вас опять свет в окне». Всё успевала, иначе бы меня не держали на должностях, не доверяли и не избирали».
«Память о детях»
Зоя Михайловна отмечает, что всегда старалась быть примером для учеников.
С самого детства видела, как мама проверяет тетради и составляет планы, и мечтала о дне, когда сама станет учителем.
![Фото: Маргарита Грачёва Наследие знаний. Как продолжается династия белгородских педагогов Стёпкиных – Ястребцевых - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/37/98/3798dc6f-1665-4774-a8ed-a91a944e4fbc/otkrytki_ot_uchenikov_iuriiu_andreevichu.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Постоянно играла в школу. Есть такое изречение: «Учитель, научи ученика, чтобы было кому учить». Я люблю детей и всегда любила. Но, конечно, первое время в школе была боязнь. Наверное, каждый человек, приходя на работу, пока не освоится, волнуется – получится или не получится. Вдруг растеряюсь, а дети придут и скажут: «А вот, ничего не знает, чему она нас научит?» Потом освоилась, не только стала проводить открытые уроки для школьников и учителей, но и родителей приглашала. Дети у меня были замечательные, какие они прекрасные открытки рисовали и своим детским почерком старательно поздравления выводили. Я до сих пор их храню», – говорит собеседница.
Зоя Стёпкина и её супруг уже давно на заслуженном отдыхе, но их не забывают, приглашают на различные сельские и городские мероприятия.
![Фото: Маргарита Грачёва Наследие знаний. Как продолжается династия белгородских педагогов Стёпкиных – Ястребцевых - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/9c/62/9c627380-ae82-4bb4-9814-e91ac2bf2efe/blagodarnosti_uchenikov_2.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Один мальчик из Белгорода приехал на зимние каникулы к бабушке в село. Она мне жалуется: «Вот он во втором классе писать не умеет и не хочет, как я его не заставляла, никак не получается», – и просит с ним позаниматься, – рассказывает педагог. – Он пришёл, я спрашиваю: «Ты сам хочешь или бабушка настаивает, чтобы ты научился писать хорошо?» Он не знает, что ответить. Сел, начал писать палочки и крючочки. Я говорю: «Нет, Кирилл, это не очень хорошо. Давай постарайся. Вот ты не торопись, постарайся красиво написать». Он сделал вторую строчку. И в ней я заметила одну палочку с крючком, которая написана лучше. Я его по головке погладила: «Ой, Кирилл, вот эту ты сам написал! Посмотри, какая красивая получилась! Молодец!» У него глазёнки сразу загорелись. Следующую строчку написал получше – я опять его похвалила. Прозанимались мы с ним час, бабушка заходит. Он бежит к ней довольный, показывает всё, что написал, и говорит, что завтра обязательно ещё придёт. Каждый ребёнок индивидуален, к каждому свой подход нужен. Поощрение и наказание никто в педагогике не отменял».
Подобных историй у учителя много. Она до сих пор помнит всех своих учеников:
«Как же забыть ребят, которые меня уважали и любили. Одна девочка была из соседнего села, ходила в школу пешком. Однажды в морозную погоду приходит и говорит: «Ой, Зоя Михайловна, я так заболела, у меня температура и горло першит». Я сразу начала спрашивать, зачем же она пришла, раз болеет. Отвечает: «Я подумала: ну все мои друзья в школе, Зоя Михайловна что‑то интересное на уроке расскажет, а чего я буду одна дома сидеть?»
Учитель бережно хранит сочинения своих ребят, открытки, даже планы уроков и собственноручно созданные методические пособия:
«Мне жалко их выбрасывать, это всё‑таки память о детях, работе. Для меня это важно. Мне один проверяющий как‑то рассказывал, что в школе всегда есть и были «урокодавы». Как‑нибудь провели урок – и домой. Больше ничего не надо. Я никогда не понимала этого и ребятам своим говорила: «Выбирайте профессию по своей любви, приверженности к делу, чтобы потом работа не в тягость была». Все же больше любят учителей, которые много знают, могут ответить на любой вопрос».
![Загадки для детей / Фото: Маргарита Грачёва Загадки для детей](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/be/8f/be8fad38-1de0-44d0-ac14-e04b6896257d/zagadki-dlia-detei-2.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Загадки для детей / Фото: Маргарита Грачёва Загадки для детей](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/96/17/96171b81-0bf1-4be4-90a7-f8f710560739/zagadki_dlia_detei_1.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Перебирая пособия, Зоя Михайловна загадывает мне одну из школьных загадок:
— Чем заканчивается каждая любовь?
— Вопрос с подвохом, надо искать отгадку в слове?
— Так кто ж его знает, товарищ майор, – смеётся учительница.
— Мягким знаком?
— Правильно, – улыбается педагог.
И таких загадок, шарад, лабиринтов и многого другого у неё целая стопка. А ещё у супругов Стёпкиных неимоверное количество грамот и наград, значков и медалей за добросовестный труд, но отдельное место занимают благодарности и работы внучки Евгении. У неё два высших педагогических образования, работает учителем начальных классов в Яковлевском округе.
![Зоя Стёпкина / Фото: Маргарита Грачёва Зоя Стёпкина](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/6c/a0/6ca08b14-311e-407c-a290-1ebb7ed39a90/dsc_1087.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Зоя Михайловна с гордостью показывает статью о внучке:
«Вот и заметки в газете о ней выходили. Она у нас с детства такая активная, везде участвовала».
В завершение Зоя Михайловна рассказывает, что главная награда за её работу – отношение людей:
«Старались трудиться так, чтобы никто на нас не косился и не говорил: «Ой, да там и учителя такие, сами ничего не знают». И детей с внуками по такому же принципу воспитывали. Приятно, что даже на пенсии нас не забывают и помнят о нашей работе. Это для нас самое важное».
Маргарита Грачёва