«Лучше родного села нет». Почему должанцы не бились стенка на стенку
Откуда в них это и как они сами понимают природу своей цельности, решили разузнать в очередной командировке в Вейделевский район
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Передовые, боевые, орденоносные… Такой ореол правильности и несомненного лидерства окончательно укрепился за должанцами с 1990-х, когда местное сельхозпредприятие возглавил Владимир Грязнов, сумевший в непростые для страны годы превратить и его, и само Долгое в процветающее и благополучное. Но сегодня не об этом. Сколько раз бывали в селе, не переставали удивляться особенному чувству достоинства его жителей, которое встречаешь, когда люди изначально знают, как жить набело.
Азартные и разносторонние
В Долгое из Белгорода теперь добираться, уж простите за каламбур, долго – почти на час больше обычного: через Шебекино не судьба (прилёт за прилётом).
Мы приехали в начале марта, когда в селе было ещё по‑зимнему снежно и морозно. Прошлись по центральной улице. Последний раз были здесь год назад во время фестиваля «Вейделевская мормышка». Тогда поставили себе меточку – местные люди азартные, даже дети в рыболовных состязаниях участвуют. И разносторонние. Помимо страсти к зимней рыбалке у многих обнаружилась масса других увлечений: от рукоделия до хорового пения. Здешний клуб (по‑современному Центр культурного развития) был и остаётся местом притяжения.
«Шесть лет назад я пришла сюда на работу. И хотя всегда знала, что народ у нас стремится к прекрасному, но, взглянув на его жизнь изнутри, удивилась, насколько активно она кипит – только кружков художественной самодеятельности у нас одиннадцать», – подтверждает директор учреждения Наталья Локтионова.
С началом СВО, к слову, должанцы (не в пример столичному бомонду) всерьёз задумались, насколько вообще уместны сегодня концерты, фестивали. Ведь у многих на фронте близкие, душой и мыслями с ними, не до развлечений.
А потом решили, что как раз по этой причине и нужно продолжать «концертировать» – друг друга поддержать, силу духа поднять. Конечно, номера готовят в рамках, соответствующих времени и ситуации. Хотя об этом упоминать излишне – душевной деликатности и приличиям в Долгом учат с пелёнок.
Строгости по списку
В селе люди общаются тесно, и на личный рейтинг человека сильно влияет общественное мнение, пресловутое «люди осудят». Не опозорить семью, не подвести родителей – на таком внутреннем самоконтроле в принципе всё и держится. Так всегда было.
«Если дома сказали в десять быть – надо быть, иначе больше гулять не отпустят. У родителей авторитет был непререкаемый. Или захотелось юбку короткую надеть – что ты! Тем более сесть к парню на мотоцикл или в машину. Мы чётко знали список всех «нельзя», которые никто не одобрит», – рассказывает о том, как раньше воспитывали, Наталья Локтионова.
Интересно, что в Долгом никогда не приветствовали никакой агрессии, даже ради спортивного интереса: пресловутых «улица на улицу», «стенка на стенку» здесь не припомнят.
Но уважали тех, кто владел словом, искусством дипломатии, умел убедить, разрешить конфликт.
Достойных хвалят громко, во всеуслышание. Награждение передовика, отличника, победителя воспринимается как бонус в копилку добродетелей не только самого человека, но и его семьи.
Попасть на Доску почёта с красивым названием «Гордость земли должанской» и сегодня почитают за честь. Тут есть место и для успешных деток, и для тружеников, и для ветеранов.
Высшая точка признания земляками – экспозиция в Музее истории села, где рассказывается о достойных жителях. Экскурсии в нём сегодня проводит Людмила Лактионова, приехавшая молодым специалистом-агрономом в 1979 году в тогда ещё совхоз «Луговое».
«Василий Иванович Андрианов, возглавлявший хозяйство в те годы, был человеком вежливым, позитивным, уважал людей и был заинтересован, чтобы в селе оставались грамотные работники, чтобы был результат», – вспоминает, как её приняли, Людмила Васильевна.
Не хуже, чем у городских
Сегодня молодым и грамотным в селе тоже рады. Но в Долгом, как и везде в стране, большая часть выпускников едет учиться в города да там и оседает. Поэтому теми, кто возвращается или остаётся, реально гордятся.
Бухгалтер Людмила Гасанова, например, никогда не верила, что где‑то трава зеленее, чем на родине.
«Я замуж вышла на Ставрополье и мужа сюда привезла, ему здесь очень природа понравилась, дом построили, детей подняли», – делится должанка.
Два её сына тоже остались в селе, работают, три внучки рядом растут. Что ещё женщине нужно для счастья?
У лидера ветеранской ячейки Раисы Бантюковой с супругом тоже радость рядом – сын и внук, в котором они души не чают.
«Я переехала с родителями в Долгое школьницей. Папе дали полдома как учётчику. После школы по направлению совхоза выучилась на бухгалтера, получала от него стипендию, сюда же и вернулась», – делится сельская активистка.
Росла она, как и миллионы сельских ребят, помогая родителям, и с уверенностью, что лучше Долгого на свете места нет. Когда‑нибудь она в подробностях расскажет внуку длинную историю своей семьи, ведь человеку так важно знать, где его корни, чтобы пустить от них свою веточку.
А ещё – сохранить лучшие воспоминания о своём счастливом детстве, которые накапливаются в том числе в детском саду. Воспитатель Елена Анцупова работает в нём 30 лет. По улице идёт – её как родную приветствуют.
«Дети все хорошие, просто к каждому свой подход нужен, внимание, чтобы раскрылся человечек, чувствовал себя в саду хорошо, комфортно», – говорит она.
Педагог с гордостью рассказывает, что у сельских воспитанников детсада сегодня условия не хуже, чем у городских. И занятия самые разные, конкурсы, та же хореография.
Последняя появилась благодаря новой жительнице села Анастасии Сидоровой, которая перебралась из Шебекино в Долгое после замужества (и это, поверьте, событие местного масштаба). Много лет она занималась народными танцами в знаменитом народном коллективе «Радость», готовившем молодёжь на очень высоком уровне.
В ДК Анастасию тоже приняли с большой радостью, дали на условиях соцнайма двухкомнатную квартиру, где сейчас идёт ремонт. Так что скоро будет у молодых своё гнёздышко.
Пока хореограф ведёт три группы, но планов у неё – громадьё. Вот только бы костюмы обновить, чтобы дети могли достойно представлять село на выезде. Надеемся, что это пожелание дойдёт куда надо и энтузиазм молодого педагога поддержат. Так и детвора поймёт, что получает самое лучшее.
Обещал – сделай
Спросили нескольких должанцев об их отличительной черте, и все сошлись на одной.
«У нас всегда ценили людей слова, ответственных. Обещал – сделай. Или не обещай вовсе. Мне кажется, у нас именно такая репутация в районе. И мы стараемся привить это детям, внукам. По молодости, конечно, они не всегда это понимают, но личный пример и воспитание своё возьмут», – предполагает Наталья Локтионова.
Ответственность обросла новыми смыслами с началом СВО, когда селяне включились в помощь фронту.
«Наших людей вообще не нужно ни о чём просить. Они сами организовались военных кормить, сети плести, носочки вязать. Собираются по сёлам, по улицам, по родству. И сложилось всё так, словно они всю жизнь этим занимались», – делится глава администрации Должанского сельского поселения Валентина Ерыгина.
Ей как руководителю со своими земляками по большому счёту просто – если дело стоящее, поддержат и подхватят. Но если что‑то не так, спросят напрямую.
«И мне это нравится. Это говорит о том, что народ наш, опять же, ответственно и неравнодушно относится к тому, что происходит в поселении. С вопросами люди обращаются в администрацию – значит, хотят жизнь свою улучшить, верят, что власть может помочь», – считает Валентина Ивановна.
Все вернутся
Николаю Глущенко 86-й год. Его жизнь, по сути, иллюстрация к послевоенной истории страны. Ребёнком с двумя братьями и сестрой пережил войну, голод. После армии отправился поднимать целину, где и женился на украинской девушке Тамаре. Нажили с ней четверых детей.
Из Казахстана в Долгое семья вернулась в 1971 году. В селе живёт один из его сыновей. Переселяться к кому‑то из детей пенсионер категорически отказывается – человеку, который сам брёвнышко к брёвнышку сложил свой дом, где каждый гвоздик – воспоминание, это и представить трудно.
«Из своего дома не пойду никуда, сам справляюсь. Даже хлеб могу испечь, есть у меня хлебопечка», – аргументирует Николай Афанасьевич, надиктовывая рецепт своего хлеба.
На то, что молодёжь, его собственные внуки, живут в городах, он, кстати, смотрит философски.
«По молодости я тоже много ездил, тянуло в другие края. Но потом наступает момент и понимаешь, что лучше родного села нет. Так и нынешняя молодёжь посмотрит мир, все вернутся рано или поздно», – обнадёжил нас умудрённый жизнью человек.
…Напоследок заходим в местный магазинчик. Покупаем самый вкусный в мире хлеб и сало, от одного вида которого бегут слюнки. Улыбчивая продавщица Олеся с необыкновенной фамилией Королева (именно через «е») любовно пакует наши покупки.
«Летом приезжайте к нам на рыбалку, у нас тут такая красота. И просто приезжайте, будем рады», – говорит она нам с такой сердечностью, что не вернуться к этим тёплым, правильным людям уже просто невозможно.
Ольга Бондарева