«Катюша», баян и труба. Как мастер-взрывник стал руководителем оркестра
Детская школа искусств в посёлке Чернянка уже более 60 лет готовит юные таланты
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
В новом здании созданы все условия для занятий, но, конечно, главную роль в обучении играет наставник, не только передающий свои знания ученикам, но и вдохновляющий их на творчество. С 2003 года в школе работает Юрий Хорольский – заведующий духовым отделением и руководитель детского оркестра «Ритмы юности». Многие его выпускники, благодаря примеру преподавателя, решили и дальше заниматься музыкой.
13 лет под землёй
Юрий Дмитриевич показывает класс, в котором занимается его детский оркестр. Небольшое помещение находится в подвале, чтобы репетиции не мешали другим ученикам школы. Оркестр – дело шумное. Стен практически не видно, всё увешано наградами и фотографиями.
Сам педагог родом из Луганской области. Ещё в детстве родители заметили тягу сына к музыке:
«Ставили меня на табуретку петь «Катюшу», шахтёрские песни. Отец служил на Курильских островах и привёз из армии гармонь. Я что‑то пытался на ней сыграть, но потом мы с братом немножко её разорвали. Маленькие были, не понимали. И я попросил купить мне баян. Отец достал мне новый, прямо с фабрики. Потихоньку стал его осваивать. В то время к нам в посёлок приезжал руководитель вокального ансамбля, который вёл студию баяна. Стал ходить к нему, потом параллельно начал заниматься в детском духовом оркестре, где играл на трубе».
Затем была музыкальная школа и Северодонецкое училище по классу трубы. Юрий Дмитриевич проучился два курса и ушёл в армию, но даже во время службы творчество не забросил. Прошёл прослушивание в военный оркестр внутренних войск города Луганска и прослужил в нём два года. Затем доучился и по направлению отправился в город Брянка. Молодому специалисту сразу дали класс духовых инструментов и поставили задачу возобновить работу детского оркестра. И он справился, расширил состав музыкантов и параллельно готовил ребят к поступлению в училище.
«Трудился шесть с половиной лет, но потом судьба резко повернулась, и я стал шахтёром. Под землёй проработал 13 лет мастером-взрывником. Тяжёлые были условия, но если бы мою шахту не затопили, я проработал бы ещё дольше. Там руководил заводским оркестром, который собрали из числа ветеранов. У нас выступал фронтовик Фёдор Гаврилович – неутомимый энтузиаст, играл на баритоне, другой фронтовик – на барабане. Никакой формы не было, кто в чём мог, в том и выступал. Но приятно, что в сложные перестроечные времена люди не переставали тянуться к культуре. И вот в середине 90-х годов мы с женой приехали в Старый Оскол, где жил её брат. Хотел устроиться в музыкальную школу, но гражданства не было, мне везде отказывали», – рассказал музыкант.
Немецкая делегация
После неудачных попыток найти работу он даже думал вернуться обратно. Но решил съездить в Чернянку – вдруг повезёт здесь. В местном центре занятости были свободные вакансии, но им требовались механизаторы. В третий раз осваивать новую профессию Юрий Дмитриевич не захотел и стал узнавать о свободных местах в отделе культуры. Вот тут ему наконец и повезло: в детской школе искусств села Ездочное уходил преподаватель духовых инструментов.
«Пришёл работать в феврале, а в мае приезжает делегация во главе с немецким представителем-корреспондентом «на разведку», посмотреть, как чувствует себя страна в перестроечный период. У меня тогда занимались 8–9 сельских ребят, мы с ними успели выучить марш «Мы кузнецы». И вот им показывают, как в одном классе играет народный оркестр, в другом – скрипка, в третьем – занимаются хореографией. Пришли к нам, и мы «ударили» марш. Посмотрели они, и уже в кабинете директора немец говорит: «Я думал, здесь дорог нет, какая‑то забытая провинция. Какая здесь может быть музыка? А тут танцуют, рисуют, ещё и оркестры играют». Впечатление мы тогда произвели колоссальное», – поделился Юрий Дмитриевич.
Единственная девочка
В его архиве немало фотографий выступлений учеников. Преподаватель бережно хранит все снимки, ведь за каждым из них – целая история. На одном изображены юные музыканты, все в жилетках и бабочках. Среди них только одна девочка, миниатюрная, на голову ниже всех участников:
«Это Владислава Середина, сейчас работает в Белгородской филармонии, играет на флейте в духовом оркестре. Родом она из Ездочного, окончила институт культуры. Просто умница».
Сам Юрий Дмитриевич не только преподавал, но и выступал в составе муниципального оркестра Чернянки «Ритмы времени», который потом и возглавил.
«Когда стал руководителем, совмещать две работы стало тяжело, поэтому перешёл в Чернянскую школу искусств. В те времена главой района был Иван Серафимович Лаптев, он любил духовую музыку и захотел, чтобы на его малой родине, в селе Малотроицком, появился детский оркестр. Я проездил туда 8 лет, два раза в неделю, и мы занимались по два часа. Для села это было шикарно. На праздники собирали полные залы», – поделился Хорольский.
У него хранится снимок, где на площади посёлка вместе выступают муниципальный оркестр и оркестры детской школы искусств и села Ездочное. Всего 49 человек. Юрий Дмитриевич репетировал и разучивал произведение со всеми отдельно. Выступление получилось масштабным и прошло без единого сбоя.
Трое из чернянки
Остались у преподавателя и чёрно-белые фото со времён работы в Брянке. На них – ребята в гусарских костюмах. Про каждого Хорольский может подробно рассказать. Например, один из учеников окончил музыкальное училище, затем Ленинградскую консерваторию, женился на пианистке и уехал в Колумбию. Сейчас преподаёт в университете по классу ксилофона. Последний раз они общались около двух лет назад.
«Вообще все ребята были талантливые, играющие. Когда я ушёл в шахту, на смену мне пришла Любовь Николаевна, она до сих пор продолжает там работать, вырастила не одно поколение музыкантов. Другой мой ученик, Вячеслав Лысак, живёт в Испании. Он играл на трубе, а его старший брат Виктор – на саксофоне. И вот благодаря инструменту он поступил в Одесский институт кораблестроения. Конкурс на зачисление был приличный: 12 кандидатур, практически все с одинаковыми баллами, из которых нужно отобрать девять. Начали читать биографию каждого, и когда узнали, что Виктор окончил музыкальную школу по классу саксофона, его сразу взяли. Мать прибегает ко мне вся в слезах от радости, кричит: «Юрий Дмитриевич, Витька поступил!» Ещё мальчик был, Андрей Кислица, просто горел музыкой. Вставал в 5 утра, помогал матери по хозяйству, а в 8 часов уже ждал меня на пороге музыкальной школы. Занимался на двух инструментах», – вспоминает преподаватель.
Среди его выпускников – сотни ребят, кто‑то в дальнейшем решил связать свою жизнь с музыкой, кто‑то выбрал другой путь. Юрию Дмитриевичу интересно, что же стало с его бывшими учениками, поэтому, если получается, он старается поддерживать связь:
«Есть трое ребят: Андрей Ушаков, Андрей Пивнев и Александр Пупынин, которые учились у меня, играли в муниципальном оркестре и сейчас уже более 10 лет служат во Франции. Играют во французском легионе – это армия, имеющая отдельный оркестр. Всего в нём 50 человек – и трое из Чернянки, – улыбается Юрий Хорольский. – Ребята попали туда своим трудом, никакого блата. Сначала поехал один, потом подтянулись остальные. Они нечасто приезжают, но в гости заходили, спрашивали, что нужно привезти, делились репертуаром. У нас много талантливых выпускников, мы все ими гордимся».
Готовность – две минуты
Он рассказывает, что какой‑то волшебной методики преподавания у него нет. Каждый ребёнок – индивидуальность, с каждым нужно работать по‑своему. Всё приходит с практикой. Говорит, что игре на духовых инструментах лучше обучать уже более взрослых ребят. Многие отдают детей в первый класс и сразу ведут в музыкальную школу:
«Духовые инструменты непростые, здесь надо звук создавать, не как на баяне – клавишу нажал, и он пошёл, смотреть на ребёнка, как он физически сложен, подбирать, что ему подойдёт. Музыкальная школа не для всех подходит, у нас ведь домашние задания, дисциплина и постоянная концентрация. Главное – преподаватель должен видеть, какой инструмент дать ребёнку. Например, приходит ученик и говорит: «Я хочу как Коля играть». Объясняю, что ещё пальчики маленькие и пока так не получится, но нужно упорно заниматься. Успокаиваю, чтобы он остался, а не забросил, когда что‑то не задалось».
А теперь приходится бороться ещё и с телефонами, которые иногда сильно мешают учебному процессу:
«Дети отвлекаются, проблемы с концентрацией огромные. Пытаюсь объяснить, что сейчас куча возможностей. Можно найти видео любого выступления и посмотреть, как сыграть произведение. Используйте технологии во благо. И сами дети изменились. Мне очень нравилось работать в селе, там ребята более простые, они понимали, что надо слушаться, им было интересно заниматься, ведь тогда, кроме мяча, в том же спортзале ничего не было. Я заходил в сельскую школу перед переменой, первому попавшемуся мальчику говорил: «Собирай духовой оркестр». Через две минуты они уже возле меня стояли и ждали дальнейших указаний. Все ребята дружные были, работали на результат. Раньше легче было заинтересовать детей, чем сейчас».
Предпочтения в музыке у ребят тоже изменились, им хочется больше ритмов, но преподаватель старается знакомить и с классическими мелодиями:
«Они должны разбираться не только в том, что сегодня модно. «Ягодка-малинка» пройдёт, а вальс «На сопках Маньчжурии» останется надолго. Такие произведения незабываемы».
Собственные кадры
Детская школа искусств, где сейчас работает Юрий Хорольский, переехала в новое здание в 2010 году. При открытии оркестр получил новый набор инструментов:
— Раньше многого не хватало. Сейчас мы полностью укомплектованы и иногда даём инструменты детям для занятий дома. Не каждая семья может позволить себе покупку новых, некоторые боятся, что они отдадут большие деньги, а ребёнок бросит заниматься. Хороший результат без домашних занятий невозможен. Учиться нужно постоянно. Надеемся на совесть и бережливость учеников.
— Не подводили ещё ребята?
— Ну, один вернул спустя лет пять, – смеётся преподаватель. – Спасибо, что хоть вообще не забыл. Обычно покупает собственные инструменты тот, кто дальше идёт в колледж или институт. Или если музыкальное образование получать не хочет, но для себя играть продолжает. Приходят советоваться, мы вместе можем по объявлениям посмотреть или, если я вижу, что продают в хорошем состоянии трубу, предлагаю – съезди, посмотри.
Про свои достижения Юрий Дмитриевич говорит скромно, больше рассказывает про своих учеников. Помимо многочисленных грамот и наград преподавателю в 2011 году присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Конечно, для него это было приятной оценкой многолетнего труда:
«Я считаю, что Чернянский район не обижен инструментарием, вниманием, у нас много сильных коллективов. Самое печальное в работе – уходят играющие, и не всегда им на замену приходит молодёжь. Жалко выпускать птенца, который уже научился летать. Хорошо, если он пошёл дальше по этому направлению. Бывает, что у ребёнка и талант есть, и упорство, а выбирает он другую профессию. Но многие остаются в музыкальной среде. В нашей школе практически нет посторонних кадров, все наши воспитанники. Они приходят на работу, мы их поддерживаем, помогаем. Все стараются трудиться с полной отдачей. Вот это радует».
Маргарита Грачёва