Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 марта 2024,  14:00
 245

Вдохновлённые Малевичем работы художников будут представлены на выставке

Аллюзии художников, дизайнеров и умельцев выставленны в Белгородском центре народного творчества

Вдохновлённые Малевичем работы художников будут представлены на выставкеФото: Алексей Дацковский
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

«Путь в новое» — так называется первая выставка, которую представили в Белгородском государственном центре народного творчества в честь открытия обновлённого после ремонта здания. На ней — аллюзии белгородских и нижегородских художников и мастеров декоративно-прикладного творчества, вдохновившихся творчеством знаменитого российского авангардиста Казимира Малевича.

Крестьянские мотивы

Произнесите имя основателя суперматизма, философа и теоретика искусства, и наше воображение сразу свяжет его со знаменитым «Чёрным квадратом», а кому‑то добавит к нему и «Красный» – две наиболее часто упоминаемые картины этого художника-авангардиста. Но творчество Казимира Севериновича гораздо шире нашумевших работ, совершивших в своё время настоящую революцию в искусстве.

«Когда мы думали, какую же первую выставку после открытия нам сделать, то понимали, что она должна быть знаковой, – рассказывает директор Белгородского государственного центра народного творчества Максим Шапошников. – Мы оттолкнулись от даты в календаре: 23 февраля Казимиру Малевичу исполнилось 145 лет. В стереотипном восприятии Малевич – это знаменитые «квадраты» и ничего более. А меж тем у художника есть два цикла, когда он рисовал, писал картины, связанные с крестьянством. Он вдохновлялся русскими пейзажами, когда его отец работал на сахарном заводе и водил маленького сына в поля. Там и появились зачатки его творчества. Поэтому мы решили посвятить нашу первую выставку Малевичу».

Максим Шапошников Максим Шапошников / Фото: Алексей Дацковский

 

Тогда Центр народного творчества и обратился к художникам, дизайнерам и мастерам декоративно-прикладного творчества с просьбой создать свои работы в духе советского абстракциониста. Ничью фантазию ограничивать какими‑то особыми условиями и рамками не стали, а в результате получили потрясающие произведения искусства, которые и составили саму выставку.

«Основа нашей коллекции – это работа нижегородских мастеров из мастерской прикладного искусства «Параскева», которые занимаются народной куклой, – поясняет ведущий специалист отдела развития креативных индустрий Ираида Зотова. – Сама коллекция кукол была создана в 2022 году. В неё вошли 22 куклы-образа, над которыми работали 9 мастериц. Их целью было создать креативную, не похожую на предыдущие, новую по идее, подаче материала и содержанию коллекцию. Вдохновившись творчеством и художественными открытиями Малевича, мастерицы нижегородской «Параскевы» предприняли попытку через форму и цвет передать «образ и ощущение» традиционного русского костюма в пространстве XXI века, в корне перевернув собственное представление о национальном костюме народов России. Получилась целая коллекция интересных работ «Малевич. Образ. Костюм»».

Художники, мастера декоративно-прикладного творчества и дизайнеры представили на выставке «Путь в новое» свои работы в духе советского абстракциониста Художники, мастера декоративно-прикладного творчества и дизайнеры представили на выставке «Путь в новое» свои работы в духе советского абстракциониста / Фото: Алексей Дацковский

 

Выставленные в витрине куклы в стилизованных костюмах – далеко не единственное, что представил на выставке Нижний Новгород: здесь же можно полюбоваться коллекцией «Малевич – ткач», состоящей из 11 народных поясов ручной работы, которые тоже сплетены в стилистике абстракциониста. Вдохновил художник и театр моды «Дария» из Валуек. Этот коллектив занимается обучением подростков от 14 до 16 лет пошиву и демонстрации одежды по авторской программе. За время своего существования его воспитанники создали девять тематических коллекций одежды. Все они получили признание на конкурсах международного, всероссийского, областного уровней. А для выставки, посвящённой Казимиру Малевичу, руководитель театра моды Ольга Иванова вместе с воспитанниками представила уникальную коллекцию одежды в авангардной манере. Примечательно, что в качестве декора юные модельеры использовали CD диски и пластиковые трубочки.

Художник-изобретатель

Не могли не откликнуться на призыв Центра народного творчества и собратья Казимира Малевича по кисти.

«Все знают о знаменитом «Чёрном квадрате» Малевича. Но у него ещё есть и белый квадрат, и чёрный круг, и крест, – поясняет в ходе экскурсии Ираида Павловна. – Поэтому мы обратились не только к мастерам декоративно-прикладного творчества, но и к художникам с просьбой написать свои работы-отклики для нашей выставки. И наши посетители могут лицезреть здесь картины регионального отделения Творческого союза художников России, в том числе работы Абдулах Уахби, который любит работать в такой технике абстракционизма, и художника Владимира Оникова из города Строитель. Отлично дополнили выставку и работы учащихся кафедры графического дизайна Белгородского института искусств и культуры».

Креативная коллекция костюмов стилизована под образы и ощущения великого художника Креативная коллекция костюмов стилизована под образы и ощущения великого художника / Фото: Алексей Дацковский

 

В центре экспозиции три полотна, подвешенных таким образом, что одно логически ведёт к другому. На одном из них реальность – портрет самого Казимира Малевича, а два других отражают его попытки поиска совершенства: разбитое на пиксели фото художника – «Это нужно сделать проще» и тот самый чёрный квадрат – «Ещё проще». Все три плаката как бы рассказывают посетителям выставки, как шёл художник к философской вершине своего творчества.

«Малевич перепробовал всё: импрессионизм, кубизм, футуризм, но ему постоянно казалось, что всё равно это слишком изобразительно, – рассказывает экскурсовод. – И наконец в своём «Чёрном квадрате» он полностью отказался от изобразительности, считая, что нужно воздействовать на зрителей цветом, а не копировать природу».

Кстати, изучая воздействие цвета на смотрящего, Казимир Малевич пришёл к интересным открытиям. Например, он утверждал, что белый цвет негативно влияет на больного человека, поэтому в больницах нужно обязательно делать халаты для персонала в голубых тонах. Однако, как мы знаем, прошло очень много времени, прежде чем у медицинских работников стала появляться одежда пастельных голубых или фисташковых тонов. Но если здравоохранение не спешило признавать открытия советского авангардиста, то дорожные работники сразу взяли на вооружение выводы художника.

 

Мало кто знает, что идея использовать голубой и оранжевый цвета для медицинских и дорожных работников принадлежит Казимиру Малевичу Мало кто знает, что идея использовать голубой и оранжевый цвета для медицинских и дорожных работников принадлежит Казимиру Малевичу / Фото: Алексей Дацковский

«Семья Малевича около 10 лет жила в соседнем Курске, а поскольку в тот период времени Белгородская область была частью Курской, мы считаем, что он и наш земляк, – рассказывает Максим Викторович. – Художнику тогда приходилось работать на железной дороге чертёжником, ведь его не принимали в художественную школу, и зарабатывать на жизнь приходилось рисованием чертежей. Но творец никогда не перестаёт быть творцом. Вот и Казимир Малевич в этот период изучал, как цвет влияет на восприятие, и предложил для рабочих форму оранжевого цвета. Художник объяснял, что красный виден в любую погоду, но при этом выражает какую‑то сильную тревогу, а вот оранжевый – тоже очень заметен, но выполняет сигнальную функцию. Поэтому он посоветовал всем рабочим на железной дороге надевать на себя одежду такого цвета, чтобы его случайно не сбили на дороге. Удивительно, но и в наше время дорожные работники одеты именно в оранжевые жилеты, которые действительно посылают сигнал, что здесь идёт работа, что‑то происходит, нужно объезжать».

Вдохновлённые Малевичем работы художников будут представлены на выставке - Изображение Фото: Алексей Дацковский

 

Кстати, это далеко не единственные изобретения, которые принадлежат уму авангардиста. Знаменитый гранёный стакан – исключительно находка гения Малевича. Хотя и события, подтолкнувшие к этому художника, были не из разряда приятных.

«Малевич достаточно много оставил после себя наследия чисто в прикладном плане, – говорит директор Центра. – Идею гранёного стакана художник придумал, когда сидел в тюрьме «Кресты» в Санкт-Петербурге. Арестантам приносили чай в обычном стакане. Естественно, кипяток частенько обжигал руки, да и сам стакан долго не остывал. Выйдя из заключения, Малевич предложил знаменитому скульптору Вере Мухиной «усовершенствовать» форму стеклянного стакана, добавив к нему грани. Идея оказалась настолько успешной, что гранёные стаканы запустили в массовое производство».

Вдохновлённые Малевичем работы художников будут представлены на выставке - Изображение Фото: Алексей Дацковский

Опередивший время

На выставке можно увидеть немало работ, которые тоже своего рода ноу-хау в искусстве. Так, народный мастер декоративно-прикладного искусства Елена Новикова из Белгорода представила для выставки свою коллекцию деревянных матрёшек, расписанных в стиле Малевича, а художница из Старого Оскола Анжелика Ларичева преподнесла серию картин с эффектом 3D, выполненных с помощью акрила и эпоксидной смолы. Воплотились идеи авангардиста и в текстиле: модельный народный мас­тер по лоскутному шитью Марина Колесникова сделала не­обычное панно с эффектом выпуклой шахматной доски.

Очень многих посетителей привлекла фотозона, в которой можно сделать снимок на память вместе со знаменитыми фигурами спортсменов, подготовленными для экспозиции на основе картин Казимира Малевича. А инсталляция «Чёрный квадрат» вызывает всеобщий восторг, особенно у детей, ведь она работает только тогда, когда фигура перед ней движется. Кстати, для ребят в рамках работы экспозиции Роман Тагиров из города Строитель провёл мастер-класс по абстрактной живописи, в ходе которого каждый смог почувствовать себя немного суперматистом.

Но самой интересной стала идея авторской экскурсии, которую проводит по пятницам лично директор Центра народного творчества Максим Шапошников.

«145 лет назад родился Казимир Малевич, а его наследие мы до сих пор используем у себя в работе, – поясняет Максим Викторович. – Жизнь в искусствоведении делится на до Малевича и после Малевича, это новый язык. Это новый язык восприятия цвета. А ещё мы увидели, насколько Малевич вдохновил наших мастеров и сколько идей он даже сейчас приносит. То есть художник, с которым нас разделяет больше века, действительно не просто гений, настоящий народный художник, но и творец, который сумел пережить своё время и стать интересным нам и сегодня».

Выставка в духе Малевича «Путь в новое» продолжит свою работу до 25 марта.

Арина Беседина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×