Как школьная дружба переросла в семейную историю длиной полвека
13 января семья Герцовских из Волоконовки отметила 50-летие супружеской жизни
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Какими были эти полвека? Трудовыми и очень непростыми. История Владимира Николаевича и Екатерины Ульяновны не про красивые ухаживания и романтические свидания, а про сложности, которых на жизненном пути встречается немало. Но все их можно преодолеть вместе, став опорой друг для друга.
По одной дороге
Владимир и Екатерина с детства жили по соседству в алексеевском селе Камышеватое.
«Встречал её по дороге, и шли в школу. Потом вместе возвращались домой. На санках катались, играли, дружили», – вспоминает глава семьи.
Незаметно дружба переросла во что‑то большее.
«У нас в деревне, если честно, многие девчата за ним наблюдали. Парнем, конечно, он был симпатичным», – подмечает жена.
После школы Владимир Николаевич уехал учиться в Рубежное, а позже ушёл служить. Екатерина Ульяновна после 10 классов поехала на учёбу в Саратовскую область. Когда проходила практику в цеху, к работникам пришёл секретарь комсомольской организации района и позвал трудиться на комсомольскую стройку.
«А я бы поехала!» – ответила девушка и через время отправилась строить водоочистительный завод в Балаково.
Два года Екатерина не переставала писать письма в Чехословакию, где служил любимый. А когда он вернулся, молодая пара решила ехать жить в Подмосковье, где уже трудились на заводе родители юноши.
Екатерина устроилась на шёлковый комбинат имени Щербакова, Владимир пошёл учеником в троллейбусный парк. И вроде бы не было в их отношениях романтики, но за рассказом о жизни всё равно угадывается трогательная забота друг о друге.
«Купили ему родители костюм и брюки. Дальше помогала я, ведь уже работала, а он сначала учился, – вспоминает Екатерина Ульяновна. – Купили обувь. Что ходить в осенних туфлях среди лета? Потом он пришёл, рассказал, что видел в спортивном магазине куртку. Закончился рабочий день, говорю: «Пошли в магазин примерять»».
На родине лучше
Красивого предложения руки и сердца не было. Желание пожениться стало естественным итогом развития отношений. Зарегистрировали брак 13 января в Щербаковском сельском совете. Не было ни особых торжеств, ни нарядных костюмов. Только небольшое застолье дома с родными. Не сохранилось даже ни одной фотографии с того дня.
«Надо было возвращаться в Москву на работу, поэтому тесть Ульян Иванович пошёл и договорился, чтобы нас быстрее расписали. Хотя тестем я его никогда и не называл, только папой», – замечает Владимир Николаевич и показывает фото Ульяна Колмыкова на стене.
Ульяна Ивановича призвали в 17 лет. Он служил на Первом Белорусском фронте, воевал в Германии и Польше. Был награждён орденом Славы III степени. В январе 1945-го в Германии получил ранение и долго лежал на снегу, пока его не эвакуировали наконец в госпиталь. Ногу пришлось ампутировать.
После свадьбы молодожёны вернулись в столицу, в августе у них родился сын. Но жизнь в Москве не ладилась, там они чувствовали себя провинциалами без перспектив.
«Свекровь, свёкор, их сын, мы с маленьким ребёнком… И все жили в одной комнате, – вспоминает Екатерина Ульяновна, – Родители приходят с ночной смены, им бы днём отдохнуть, а тут я с плачущим малышом. Тяжело было. В итоге сказала мужу: «Как хочешь, а я уезжаю на родину!» Приехали в Волоконовку к моей сестре, побыли у неё немножко. Потом нам дали комнату в общежитии. А позже был построен этот многоквартирный дом, где и живём с 1982 года».
Привыкли трудиться
В Волоконовке Екатерина Ульяновна устроилась на кирпичный завод, а Владимир Николаевич пошёл работать каменщиком в строительно-монтажное управление.
«Так и трудились. А в 1977 году появилась у нас ещё и дочка. В общежитии тогда жили. Сидят мужики, в домино играют. А я хожу сама не своя, живот болит, говорю мужу: «Вов, плохо мне, наверное, надо в больницу». Он отвечает: «Какая больница? Остался один день до Нового года!» Но ехать всё же пришлось. Лежу, вот-вот должна родиться малышка. Спрашиваю у врача: «Который час?» Он говорит: «Одиннадцать». «Ох, ну всё», – вздыхаю. «Что такое? Вам плохо?» – испугался он. «Ну всё, не дотяну до Нового года». Так и вышло, родилась дочь 31 декабря в 23:20», – вспоминает с улыбкой Екатерина Ульяновна.
Сын Виталий сейчас трудится на комбикормовом заводе. Дочь Елена работает в районном комплексном центре социального обслуживания населения, занимается сопровождением семей в трудной жизненной ситуации.
С гордостью супруги показывают на стене фото внука, который занимался в военно-патриотическом клубе, служил по контракту, а теперь работает в правоохранительных органах. Есть у них и внучка.
Владимир Николаевич строил сельскохозяйственные объекты, фермы, дома для колхозников, перед пенсией трудился в котельной. А Екатерина Ульяновна, на несколько лет сменив работу, потом опять вернулась на кирпичный завод.
«Ни на моря, ни в какие другие города не ездили. Мы простые крестьянские дети. С завода выйду, тяпку на плечо – и на огород. До темноты можно поработать, потом домой к деткам. Их тоже с ранних лет приучали к труду и порядку», – рассказывает Екатерина Ульяновна.
«Да, у нас слаженно всё. Мы в деревне жили и привыкли пахать, копать, сеять», – подтверждает Владимир Николаевич.
— А как дома распределяете обязанности? – интересуюсь у супругов.
— Ну что‑нибудь починить или обои поклеить – это точно ко мне, – отвечает Владимир Николаевич.
— А за борщ отвечаю я! – с улыбкой добавляет жена. – Вот только ни борщей, ни супов он не любит. Одни макароны каждый день и ел бы, да побольше. К ним кусочек мяса или котлетки, всё полить кетчупом – вот и готово идеальное блюдо.
К характеру друг друга супруги приноровились почти сразу. Если и были ссоры, то недолгие. Покричат, выпустят пар – и опять спустя пять минут наступает мир. С уважением относятся и к личному пространству друг друга. Владимир Николаевич, например, любит ходить на рыбалку. До 2019 года выезжал на соседние пруды. А теперь рыбачит в окрестностях:
«Сома тут в позапрошлом году на четыре килограмма поймал», – замечает он.
Но долго друг без друга супруги быть не могут. Когда Екатерину Ульяновну положили в больницу для серьёзной операции, захворал и супруг.
«Лежу под капельницей. Звоню ему – не берёт трубку. Думаю: «Наверное, возле дома с соседями болтает», наша очередь была в подъезде полы мыть. А потом узнаю, что ему было плохо. Сразу стала просить врача: «Отпустите меня домой»», – вспоминает Екатерина Ульяновна.
«Да, разнервничался, это же не шутка – ложиться под скальпель», – делится переживаниями муж.
За время беседы с семьёй Герцовских мы ни разу не услышали высокопарных слов о любви, но, кажется, к концу разговора поняли секрет их долгой семейной жизни. Он – в прекрасном чувстве юмора. Спустя полвека супруги так же легко подшучивают друг над другом, как и в юности. И в этот момент Екатерина Ульяновна вновь превращается в ту юную Катю, которую Вова провожал до школы и с которой во весь опор мчался на санках с горки в родном селе.
Анна Черкашина