На работе и дома. Как волоконовские врачи лечат и любят
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
В этом году Николай и Татьяна Шивлягины из Волоконовки отпразднуют золотую свадьбу. Они вместе не только дома, но и на работе. Татьяна Ивановна трудится терапевтом, а Николай Иванович – акушером-гинекологом в Волоконовской ЦРБ. И уже больше 40 лет помогают волоконовцам.
Из хирурга в гинекологи
С 1976 года Татьяна Ивановна работает терапевтом в Волоконовской ЦРБ. Она пошла по стопам мамы, которая была фельдшером, всю жизнь трудилась на скорой помощи, а дома рассказывала о своей работе. Сейчас на участке Шивлягиной 1 841 человек, за день принимает 18–20.
«В первый рабочий день попалась санаторно-курортная карта, которую я впервые видела, и понятия не имела, как её заполнять, – в институте этому не учили, – признаётся Татьяна Ивановна. – Работали и учились на ходу, но у меня были очень хорошие учителя. Часто обращались за советом к старшим коллегам».
30 декабря этого года супруги Шивлягины отпразднуют 50-летие со дня свадьбы. А 52 года назад Татьяна Ивановна познакомилась в Краснодаре на подготовительных курсах со студентом-медиком, который готовился стать хирургом.
«Нас было всего двое из Белгородской области: я и девочка из Валуек. Она попросила пригласить Николая на мой день рождения. Он ей приглянулся. Я просьбу выполнила. Вот до сих пор с ним празднуем день рождения, – смеётся врач. – До конца института мы больше не дружили с той девочкой. Жизнь всё расставила по своим местам, сейчас созваниваемся. Она тоже работает врачом в другом районе».
Татьяна Ивановна родом из Волоконовки, а Николай Васильевич – из Ставропольского края. Они планировали остаться в Краснодарском крае, но случилась трагедия. Погиб 33-летний брат Татьяны Ивановны. Родители тяжело переживали горе, и супругам пришлось переехать к ним.
«Приехали в облздравотдел узнать о вакансиях. Нас не просто устраивала работа в Белгородской области, нужна была конкретно Волоконовка. Мне сказали, что терапевт требуется, а хирург нет, но очень нужен гинеколог, – вспоминает Шивлягина. – Выбора не было. Николай приехал, а я ему говорю: «Ты не хирург теперь, а гинеколог».
Так, Николай Васильевич попал в интернатуру в Белгородскую областную акушерскую больницу. Год учился в Белгороде, пока жена работала терапевтом в Волоконовке.
Встретил радость
Вот уже 46 лет Николай Васильевич принимает пациенток. Хотя, будучи сыном обычного механизатора из деревни, признаётся, что в медицину не собирался.
«Когда окончил школу, меня вызвали в наш военкомат и спросили: «Поедешь учиться в Кисловодск?» Ну а кто же туда не поедет? – смеётся Шивлягин. – Оказывается, там было медучилище, потом армия и Кубанский мединститут, где я и встретил свою радость. Мы сидели в аудитории, когда она с подругой зашла. Я соседу говорю: «Смотри, какая девушка, а ножки какие!». Она в юбке короткой была».
Николай Васильевич не жалеет, что переобучился и переехал. Вместе с женой они часто разбирали сложные случаи, советовались, спорили, искали в книгах ответы. Ещё ближе стали, когда Татьяна Ивановна стала работать УЗИ‑специалистом, появились общие пациенты.
«Раньше все операции делал здесь, сейчас отправляю в Белгород. Отделения не было как такового, 5 коек экстренных при хирургии и 15 – в Пятницкой участковой больнице. Там и оперировал. В 70-е годы не было УЗИ, но для операций всё имелось: руки и голова на месте, – говорит акушер-гинеколог. – Если подозревал внематочную беременность, то делал пункцию заднего свода, такой укол в брюшную полость. Если получал кровь или гной, то направлял на операцию».
По его словам, гинекологи дежурили постоянно, их всего было трое. Поэтому часто Николая Васильевича не было дома, дети его не видели. Единственная возможность встретиться с папой – зайти к нему на работу по дороге в детский сад.
«Не пойду в садик, пока к папе не заведёшь», – говорила дочь. Мы жили рядом с роддомом, тогда он располагался в центре Волоконовки. А у папы она просила: «Покажи лялю», – рассказывает Татьяна Ивановна. – Однажды он вынес ей крупного ребёнка и сказал, что он родился посредством кесарева сечения. Дочь потом в детсаду всем рассказывала, что видела «кесалёнка», но никто не понимал, что она говорит».
Дочь Шивлягиных тоже связала жизнь с медициной. Как Николай Васильевич ни уговаривал её стать гинекологом, она выбрала путь мамы и трудится терапевтом в поликлинике БелГУ.
«Когда сыну пришло время выбирать профессию, он сказал: «Ты меня не видел и хочешь, чтобы я своих детей не видел? Не пойду в медицинский». Сын стал кадастровым инженером», – делится Николай Васильевич.
Грамотность повысилась
В сельской местности акушеру-гинекологу приходилось к роженицам добираться по бездорожью на тракторе, а когда Оскол разливался, то и на лодке, иногда принимал роды прямо в транспорте.
«Очень тяжёлый случай был в начале работы. На 17 неделе у женщины случилась эклампсия. Это осложнение при беременности, при котором плод обычно погибает. Эклампсию может спровоцировать повышенное давление. Гипертоники чаще этим страдают, а та пациентка была молодой девочкой, худенькой, у неё пена изо рта пошла, – вспоминает врач. – Случай был трудный, я вызвал врача из Белгорода. Доктора к нам прилетали на самолётах очень часто. 45 минут уходило на перелёт, а билет стоил 3 рубля 60 копеек. Девушку и после встречал, всё у неё нормально».
По словам Николая Васильевича, женщины раньше часто терпели до последнего, сейчас грамотность населения повысилась. Врач вспоминает, что в начале его работы было 15–18 абортов в неделю, а сейчас в месяц – два.
«Одна женщина не из нашего района, с Кавказа, жаловалась, что живот растёт. А я смотрю на неё и говорю: «Ты ж беременная». А она восклицает: «Вот гад!» Ей было уже около 40 лет, думала, что климакс наступил. А потом «климакс» зашевелился», – смеётся врач.
Начинаю с анекдота
Николай Васильевич был главным врачом больницы и заведующим гинекологическим отделением, но даже тогда не бросал работу врачом. В основном помогал докторам и дежурил, его вызывали на тяжёлые случаи. Сейчас трудится в консультации на полставки. Наблюдает беременных до 39–40 недели, рожают же в Валуйках и Белгороде. За полдня он успевает принять 10–12 человек.
«Мне кажется, женщины на приём ко мне идут с удовольствием. За столько лет работы они хорошо меня знают. Уже внучек первых своих рожениц принимаю, – говорит акушер-гинеколог. – Приём начинаю с анекдота, чтобы расположить пациентку. Говорю, что всё нормально будет, стараюсь вселить уверенность в победе над болезнью».
Мужчина-гинеколог – это не новшество. За 40 с лишним лет работы волоконовские женщины привыкли к Николаю Васильевичу, к тому же, по его словам, до него здесь тоже мужчина работал.
«Некоторые пациентки приходят и говорят: «Да вы же у меня сына принимали, ему сейчас 40 лет». На улице подходят, всегда общаемся, здороваются обязательно, благодарят, – отмечает Шивлягин. – Одна из моих обязанностей – отговорить от аборта, с некоторыми получается. А спустя несколько лет встречаю этих женщин, они благодарят: невзгоды прошли, а ребёнок – большая радость».