Какие военные преступления совершали нацистские молодчики «Брандербурга»
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Воинское формирование «Брандербург‑800» было создано ещё до войны с СССР. В 1940 году батальон стал полком, а в 1942-м – дивизией особого назначения. Это был крупный диверсионно-террористический отряд, числившийся в управлении «Абвер-заграница» Верховного командования германской армии.
Наглые лжесолдаты
В отряде «Брандербург‑800» служили не только немцы, хорошо говорившие по‑русски, но и ярые приверженцы нацистской идеологии из числа прибалтов и украинцев.
22 июня 1941 года батальоны полка «Брандербург‑800», переодетые в повседневную форму внутренних войск НКВД, вместе с войсками вермахта вторглись в Советский Союз.
Они действовали повсюду в авангарде, манёвренно и нахально. Передвигались повзводно в кузовах на полуторках. Совершали диверсионные акции в советских пограничных городах, воинских частях, захватывали стратегически важные мосты через реки и удерживали их до подхода танковых соединений вермахта.
Специальные фронтовые разведывательные команды абвера-II стремились завладеть военными и другими секретными документами до их уничтожения советскими учреждениями. Везде, где появлялись лжесолдаты НКВД, совершались кровавые военные преступления.
Диверсанты в тылу
Сотрудники НКВД в Лосевском районе Воронежской области обезвредили вооружённую группу, которая совершала под видом бойцов заградотряда убийства красноармейцев, отставших от своих частей.
Диверсанты, одетые в форму военнослужащих войск НКВД, задерживали их и обвиняли в дезертирстве. Затем насильно конвоировали в лес и там расстреливали. Среди личного состава Красной армии росло число потерь.
Опасность этого преступления ещё и в том, что «брандербуржцы», учиняя расправу, выдавали себя за представителей Наркомата внутренних дел и таким образом дискредитировали его. Это порождало ненависть к чекистам и отрицательно сказывалось на сплочённости советских вооружённых сил.
Подобные террористические деяния молодчиками из абверовской дивизии осуществлялись и в отношении мирных граждан СССР. Эпизод убийства ими председателя колхоза А. Ф. Туренко и мирошника (мельника – прим. авт.) А. А. Шведова подробно изложен в спецсообщении № 1/10 от 1 апреля 1943 года начальника Будённовского РО НКВД Курской области капитана госбезопасности Мащнюка:
«28 марта 1943 года три неизвестных гражданина в военной форме зашли в с. М. Алексеевка Будённовского р-на, обратились к колхозникам с целью установления места жительства председателя колхоза им. Ворошилова. С прибытием в правление колхоза отрекомендовали себя сотрудниками НКВД особого отдела железнодорожного транспорта. У многих граждан стали расспрашивать и собирать компрометирующие материалы на председателя колхоза Туренко Акима Фёдоровича и мирошника Шведова Андрея Антоновича. Один из них предъявил документ – справку, подтверждающую личность всех трёх человек, что они являются сотрудниками железнодорожного отдела НКВД. Два из них были в форме командного состава со знаками различия лейтенантов, вооружённые пистолетами, а третий – рядовой красноармеец – с иностранной трофейной винтовкой. Пробыв до вечера, из села все трое скрылись».
«В ночь с 28 на 29 марта 1943 года указанные три неизвестных зашли на квартиру к Туренко и объявили, что он арестован, и увели. Так же был арестован и Шведов А. А. Тогда же в 2 часа ночи неизвестные под конвоем направили Туренко и Шведова по направлению с. Марьевка и в лесу около Репенки расстреляли Туренко и Шведова, а сами ушли по направлению с. Будённый».
Методы террора
Наиболее дикими зверствами отличился батальон «Нахтигаль». 25 июня 1941 года головорезы этой группы численностью примерно в тысячу человек под руководством отъявленного нациста Теодора Оберлендера вступили во Львов. Горожан расстреливали сотнями, заживо закапывали в землю, забивали насмерть прикладами, травили овчарками.
Однако расплата за содеянное не заставила долго ждать. 17 июля 1941 года в лесу около Винницы при попытке прорваться в расположение одного из штабов Красной армии и разгромить его батальон «Нахтигаль» был почти полностью уничтожен. Его остатки были расформированы.
Даже спустя десятилетия документальные свидетельства не только разоблачают преступную деятельность спецслужб Третьего рейха, но и доказывают, что террор являлся основополагающим компонентом нацистской политики. И это принесло Германии величайший вред. Думаю, что такой вывод не нуждается в комментариях.
Член Союза журналистов России Василий Журахов