Белгородский поэт Максим Бессонов: «Образование и культура – абсолютно рифмующиеся сферы»
«Белгородская правда» встретилась с автором трёх книг, членом Союза писателей России, создателем и соруководителем литературной студии «Пробел»
-
Статья
-
Статья
Всего этого Максим Бессонов достиг к 35 годам. С сентября 2022-го он возглавляет детскую библиотеку имени Альберта Лиханова, а прежде почти десять лет проработал в школе учителем русского языка и литературы. Но по большому счёту в жизни Бессонова мало что изменилось: работа по‑прежнему связана с детьми и литературой. Возможно, поэтому в беседе с ним мы то и дело возвращались к школе.
«Чего ты там не видел?»
— Максим Александрович, как для вас сложился этот год в библиотеке? Есть место творчеству на новой работе?
— Во‑первых, я пришёл в прекрасный сложившийся коллектив профессионалов. Здесь есть место и творческой, и административной работе. Мы постоянно обсуждаем какие‑то свежие идеи.А во‑вторых, пробовать что‑то новое всегда интересно. Библиотекарь сейчас не только выдаёт книги. В «Лихановке» мы проводим множество мероприятий, плановых и внеплановых. К нам приходят дети и родители – они читают литературу, участвуют в конкурсах, учат стихи наизусть.
Например, в этом году городской конкурс «Добрые рифмы», посвящённый Юрию Макарову, собрал 240 участников. Мы стараемся делать всё, чтобы дети читали.
— Это было ваше желание – уйти из школы?
— Я не искал работу, подчёркиваю. Я вообще ничего не делал для того, чтобы уйти в библиотеку. Я человек привычки, и что‑то менять мне сложновато. К тому же, выпустив 11-й класс, я успел взять пятиклашек и отработать у них 20 сентябрьских дней. И мне ещё предстояло сказать о своём уходе Ольге Александровне [Лесниченко, директор Северной средней школы № 1], которая в 2014 году принимала меня на работу… Но я пообещал, что не уйду, пока не найду себе замену. С заменой получилось довольно быстро, и я перешёл в библиотеку.
— Что повлияло на ваше решение?
— Признаюсь: пока вопрос с моим назначением [в «Лихановку»] решался, я даже как‑то перегорел. Как раз тогда в августе [2022 года] Сергей Бережной предложил съездить вместе с другими писателями в Луганск и Донецк.
— Почему вам важно было съездить на Донбасс? Какие‑то вопросы не давали покоя?
— Когда я уезжал, один из друзей спросил, мол, чего ты там не видел. Этот вопрос рефреном повторялся в голове. Я увидел там то, о чём прежде только читал, причём читал разное. В Донецке мы были проездом, больше – в Луганске, могу о нём сказать. Это замечательный город, русский совершенно. Я увидел таблички «Бессмертного полка» в доме у Николая, который нас приютил на три дня. Увидел, что такое комендантский час. Но главное – люди. Совершенно русские – по культуре, быту, говорящие на прекрасном русском языке.
Пожалуй, эта поездка во многом определила решение.
Любимое место
— То есть вы перевернули школьную страницу?
— Пошёл второй год работы в «Лихановке», и я совру, если скажу, что перевернул и забыл. К тому же ребята, у которых я успел побыть классным руководителем, приезжали в библиотеку. И потом я чётко понимал, что ухожу не в бизнес, не в инженерию. У культуры и образования, на мой взгляд, задачи стоят несколько разные, но сводятся к одной цели – чтобы человек был образован, воспитан, счастлив.
Или в другом порядке – счастлив, образован, воспитан. Поэтому я хочу, чтобы дети приезжали в библиотеку. Чтобы они слушали, впитывали что‑то новое. Я, например, мало смыслю в живописи. Но когда я сходил пять, десять раз на выставки, то начал понимать, что такое насмотренность.
— И так же в литературе?
— В литературе в первую очередь. Я читал всё детство. Мы жили в селе Алексеевка (Яковлевского округа – прим. ред.), и в местной библиотеке я прочёл, кажется, всё. Первое время заведующая, Галина Ивановна Благодарная, советовала книжки, а потом сам выбирал. Библиотека была любимым местом: запах книг, стеллажи, приветливость Галины Ивановны… Я приходил сюда по выходным и очень ждал этого дня.
— А какая книга зачитана до дыр?
— В нашей семейной библиотеке было издание Гоголя. Вот оно перечитано несколько раз. «Заколдованное место», «Вий». Книга здорово развивает воображение, это один из её плюсов.
Сейчас мне становится грустно от того, сколько книг я вообще не брал в руки. Огромное количество. Я искусственно перестал новые покупать, потому что нераспакованные лежат. А рядом – классика, которую я недавно преподавал: Толстой, Достоевский. Возникает страх, что я это не перечитаю, не прочту из‑за нехватки времени.
— Как вы объясните современным детям, для чего надо читать русскую классику?
— Одно из объяснений такое: сегодня вы читаете о событиях, происходивших пару веков назад, а то и раньше. И у героев есть прототипы – реальные люди. Это наша связь [с прошлым] через исторические факты.
Вот, например, наш земляк Михаил Щепкин, который «родился в селе Красном, что на речке Пенке». Я в своё время там не раз гулял с собакой. И думал: неужели эту же речку, правда, в другом виде наблюдал маленький Щепкин?
Всегда нужно сказать что‑то такое, что неизбежно заинтересует детей. Однажды, заканчивая урок по «Евгению Онегину», я на свой страх и риск сказал: «Я не знаю, каким образом настолько взрослую сцену в такой‑то главе разрешили преподавать в школе…» И с серьёзным видом ушёл на перемену. На следующем уроке мальчики подошли: «Вы нас обманули?»
Когда я учился в школе, настолько любил учителя литературы – Нину Николаевну Севрюкову, что, готовясь к её урокам, не мог себе позволить что‑то не прочитать или не написать сочинение. Причём у нас не было сборников готовых сочинений, ГДЗ, Интернета. А писал я не только для себя, но и для одноклассников. И понимал, что нельзя писать одинаковые. Стилистически должны отличаться. Может, даже другую точку зрения развить. Набивал себе руку. Но, думаю, подозрения у учителя всё‑таки возникали (смеётся).
— Вам хотелось самому или не могли отказать друзьям?
— Да и хотелось. Я вряд ли это понимал в 5–7-м классах. Но чуть позже пришло осознание на грани какого‑то открытия: у тебя, по сути, нет ничего, кроме листа бумаги и ручки. И из ничего, как будто бы из пустоты, что‑то начинает появляться. Думаю, всё это в конечном итоге к писанию и привело.
Свой читатель
— Ваши ученики знали, что вы пишете стихи?
— Старшеклассники, бывало, приходили на какие‑то выступления, но не в школе. Я никогда не спекулировал этим.
На уровне подшучивания иногда говорили, мол, почитайте свои стихи. Я отвечал: вы ещё классику не выучили. Когда вышла книжка «Часовой», пятиклассница принесла в школу, чтобы получить автограф. Я удивился, тем более что там стояло возрастное ограничение 16+ (смеётся).
Автограф, как оказалось, был для её отца.
— Поэту важна аудитория?
— Однажды в гостиной Литературного музея возник вопрос: если бы я оказался на необитаемом острове и у меня было бы всё для жизни, кроме людей, писал бы я стихи? Я бы, пожалуй, ответил так. Вообще, написание стихов – малоконтролируемый процесс и от меня мало что зависело бы. Но наличие хотя бы одного читателя очень важно.
— Это желание поделиться своими мыслями?
— Да, только не путайте с самовыражением: оно больше относится к переходному возрасту, мне кажется… Если так сложилось, что к моим 35 годам у меня есть тот читатель, то это самое большое счастье.
— 35 лет – классный возраст?
— Слушайте, да. Мне нравится. Потому что уже есть что вспомнить. И главное – приходит осознание, что полжизни ты уже прожил. Это на определённые мысли наталкивает. Мне легко жить, потому что я понял: на этом поэтическом поле, к счастью, мне не нужно ни с кем ничего делить. Все авторы разные. Может, я напишу одно стихотворение в год, может, десять. Шутка есть такая: если давно не пишется, то это к стихам.
Справка. Максим Бессонов родился в 1988 году в посёлке Красногвардейское (сейчас – город Бирюч) Белгородской области. Окончил филологический факультет БелГУ. Лауреат международной «Славянской поэтической премии» (2014). Обладатель специального диплома в номинации «Поэзия» международной молодёжной премии «Восхождение» (2021). Автор сборников «Душа в разрезе», «Prозрение» и «Часовой». Стихотворения публиковались в журналах «Алтай», «Кольцо А», «Юность» и др. С сентября 2022 года – директор государственной детской библиотеки им. А. А. Лиханова в Белгороде.
Нелля Калиева