Патриарх белгородской архивистики. Сын простых крестьян – хранитель истории нашего края
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
В различных сферах деятельности есть люди, сыгравшие в становлении и развитии исключительную роль. Для архивной отрасли Белгородской области таким человеком стал Александр Чиченков. Стоявший у истоков этой отрасли, он не являлся уроженцем Белгородчины – родился 27 декабря 1928 года в деревне Великой Нижегородской губернии, существовавшей до 1929 года.
Великая была мала
В своих воспоминаниях «Далёкое и близкое» Александр Чиченков писал: «Наша деревенька Великая терялась в бескрайних лесах под Кологривом, на севере Горьковской области. В конце Великой Отечественной войны эти места отошли к вновь образованной Костромской области. Деревенька, несмотря на название, была мала, насчитывала тридцать дворов, и молода – имела «от роду» менее ста лет. В старые времена на месте её стояла избушка лесника Вьюгина, охранявшего помещичьи леса по речке Великой. Потом здесь стали селиться вышедшие из крепостной зависимости крестьяне Межевской волости Кологривского уезда Костромской губернии – межаки…».
Деревня, вспоминал он, «…живописно ютилась на низменном, изрезанном неглубокими логами северном берегу речушки Великой. Другой её берег – угор, поросший березняком, красиво возвышался над деревней. Оттуда, как на ладони, виднелись избы, огороды, даже люди на поросшей травой широкой улице. То было место постоянных детских игр и забав. Мы строили из веток шалаши, верхом на палках, то бишь на горячих чапаевских конях, преследовали белую конницу. Деревни давно нет; война и трудные послевоенные годы разбросали моих земляков по всей стране. Многие не вернулись с войны…».
Родители Чиченкова – простые российские крестьяне, не имевшие в своё время возможности учиться, стремились дать образование своим детям. Их сыновья Сергей, Николай, Александр и дочь Елена сначала посещали начальную школу в близлежащей деревне Волегово, затем неполную среднюю школу в райцентре – городе Кологрив. Временами было нелегко. Александр Петрович вспоминал: «…Уроки нередко приходилось готовить при слабом свете коптилки – лампы без стекла или у раскрытой печки, когда она топилась».
С детских лет Чиченков, его братья и сестра много читали. Поначалу это были книги, имевшиеся в небольшой деревенской школьной библиотеке, затем газеты: центральная – «Пионерская правда», «Пионерский клич», издававшаяся в городе Горьком (тогдашнем областном центре) и районная – «Кологривский лесоруб». С особым нетерпением ожидали школьники продолжения полюбившейся им повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», печатавшейся частями в «Пионерской правде».
Купили танк «пионер»
Александр и его товарищи активно участвовали в общественной жизни. Когда в конце 1937 года проходили первые выборы в Верховный Совет СССР, пионеры помогали оформлять избирательный участок, размещавшийся в здании Кологривской неполной средней школы. В своей деревне школьники оповещали колхозников о проведении общих собраний, принимали участие в коллективных читках газет. Александр Петрович вспоминал, что в начале Великой Отечественной войны он неоднократно перечитывал для односельчан речь Сталина от 3 июля 1941 года, перепечатанную в районной газете «Кологривский лесоруб».
В военные годы ученики особенно часто привлекались к сельскохозяйственным и иным работам, помогая взрослым. Ранней весной в Кологриве отбирали наиболее крепких учеников и направляли их разгружать речные баржи, доставлявшие в город соль, хлеб, керосин и другие товары первой необходимости. Учащиеся вместе с другими кологривцами собрали деньги на постройку танка «Пионер», позднее переданного Красной армии. В школе подготавливали подарки для отправки на фронт – кисеты с табаком-самосадом, носовые платки, носки, варежки, домашнее печенье…
Позднее Александр Петрович вспоминал о непростой военной поре: «Питаться в войну стали хуже. Главной пищей являлась картошка во всех видах – варёная, жареная и печёная. Из неё же варили похлёбку. Удивительная пища похлёбка! Она состояла из воды и сильно растолчённой картошки. На столе подбеливалась молоком или слегка заправлялась льняным маслом… Снова, как когда‑то, стали ходить в домотканой одежде, носить лапти. Не помню, чтобы мне что‑нибудь покупали из одежды. В школу ходил, донашивая одежду братьев… Многое исчезло из предметов постоянного обихода. Не стало мыла и спичек. Мыло заменяли отваром золы – щёлоком, в нём стирали бельё. Иногда появлялись спички низкого качества, загорались плохо. Мужики приспособились добывать огонь с помощью кресала… Бабы по утрам следили: если поднимался дым из трубы в каком‑либо доме, шли туда с чугунком, набирали горячих углей на растопку…». Тем не менее люди нашли силы не просто пережить это время, но и продолжать трудиться в тылу, оказывая всемерную помощь Красной армии.
Бесценные фонды
В 1948 году Александр становится студентом Московского историко-архивного института. Позднее он вспоминал: «Я не имел ни малейшего представления об архивах, ничего не знал о людях, в них работающих… Я знал и любил сельский труд, но посвятить себя хлеборобской профессии не смог: категорически против были мои родственники… Да и школа в те годы настраивала своих выпускников преимущественно на учёбу в вузах. Учительница по математике Лидия Сергеевна так и говорила, когда плохо занимались: «Не поступите в институт – пойдёте в колхоз коровам хвосты подвязывать…» Я любил историю, и эта любовь решила мой выбор».
Институт давал отличные знания не только по архивоведению, но и по истории и вспомогательным историческим дисциплинам – палеографии, исторической хронологии, метрологии… В 1953 году Чиченков успешно окончил институт по специальности «историк-архивист».
Трудовую деятельность Александр Петрович начал в Центральном государственном архиве Чувашской АССР в городе Чебоксары. В то время архивы находились в ведении Министерства внутренних дел. В Чебоксарах задержался ненадолго, весной 1954 года его перевели в Кострому, где он некоторое время работал начальником отдела архивов Октябрьской революции и социалистического строительства в облгосархиве. А затем, до 1958 года, руководил госархивом Костромской области.
В этом году его направили в Белгородскую область. Несколько месяцев он возглавлял Государственный архив Белгородской области, а 30 октября 1958 года был назначен начальником архивного отдела УВД областного Совета депутатов трудящихся. В 1962 году в связи с передачей архивных учреждений из системы Министерства внутренних дел СССР в непосредственное подчинение советских органов был утверждён заведующим архивным отделом облисполкома. В этой должности проработал 26 лет.
Чиченков стоял у истоков архивной службы нашего региона, решал ответственные задачи комплектования Государственного архива Белгородской области. Перспектива значительного увеличения объёма хранимых документов остро поставила вопрос о постройке отдельного здания архива. В середине 1962-го Александр Петрович направил в областную плановую комиссию ходатайство о выделении 1500 рублей на проектно-изыскательные работы по привязке типового проекта здания облгосархива. Параллельно запрос о возможности постройки здания был послан в Главное архивное управление при Совете Министров РСФСР, которое сообщило Белгородскому архивному отделу, что строительство здания облгосархива в Белгороде намечено на 1963 год.
Строительство архива предполагалось вести по типовому проекту на 240 тысяч единиц хранения. На проектно-изыскательные работы на 1963 год Главархив РСФСР выделил 20 тысяч рублей. В письме начальнику Главного архивного управления при Совете Министров СССР от 27 июля 1963 года Чиченков следующим образом характеризовал текущее положение: «В настоящее время в Белгородской области создалось крайне тяжёлое положение в обеспечении сохранности документальных материалов по истории области. …Областной государственный архив не в состоянии принимать документальные материалы из райгосархивов, т. к. выделенное ему в 1962 году облисполкомом помещение мало, имеет полезную площадь архивохранилищ всего 100 м2. Выделить дополнительное помещение для облгосархива обл-исполком сейчас не имеет возможности».
К началу 1964 года количество фондов увеличилось в 3 раза и составило 99 (14 663 единицы хранения). Появился первый фонд личного происхождения – документальные материалы, переданные на хранение Н. Н. Белых – краеведом, учителем истории из Старого Оскола. Существенно возросло количество фотодокументов – на 2000 единиц. В научно-справочной библиотеке архива имелось 3100 книг и брошюр, а также 18 годовых комплектов периодических изданий (газет). К 1 января 1964 года архивохранилище было уже заполнено на 80 %.
Заведующий архивным отделом просил Главархив СССР выделить на строительство здания областного архива в Белгороде в 3–4-м кварталах 1963 года 10 тысяч рублей для создания задела на 1964 год, а в 1964 году – более 47 тысяч рублей для завершения строительства. В итоге старания увенчались успехом. В мае 1966 года здание областного архива было принято в эксплуатацию.
Издания о наследии
Однако постройка нового здания облгосархива не решила всех трудностей. Одну их таких проблем обозначил в своих письмах в Главные архивные управления РСФСР и СССР Александр Петрович: «Документальные материалы по истории области с XVII века и до 1941 года (около 80 тысяч дел) до сих пор находятся на хранении в Курском и Воронежском облгосархивах. Такая рассредоточенность архивов делает невозможным использование документальных материалов в целях развития народного хозяйства в интересах трудящихся». В 1966–1967 гг. из областных архивов Курска и Воронежа в Белгородский облгосархив было передано около 150 тысяч дел. Немало материалов по истории Белгородчины и по сей день остаётся в Курском и Воронежском облархивах.
Тем не менее Александр Петровича находил возможности для пропаганды архивного документального наследия и изучения истории Белгородчины. При его участии были изданы книги: «В суровую пору», «Борьба за Советскую власть на Белгородчине», «Строки, опалённые войной», «Белгородская область» (два издания), «Белгородский край в истории СССР», «Место подвига – Белгородчина», «Белгородчина в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «Белгородская деревня в послевоенные 1946–1953 гг.» и многие другие.
Служению архивному делу в Белгородской области Александр Петрович посвятил сорок лет жизни. Его трудовая деятельность отмечена многими благодарностями и почётными грамотами центральных и местных государственных органов, несколькими медалями, в том числе «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» и «За заслуги перед Землёй Белгородской» II степени. В 1980 году Чиченкову было присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР», его имя занесено в Книгу почёта работников архивных учреждений Белгородской области.
После выхода на заслуженный отдых в 1998 году А. П. Чиченков продолжал активно заниматься исследовательской, краеведческой работой до последнего дня своей жизни.
25 марта 2013 года Александр Петрович Чиченков ушёл из жизни. В Государственном архиве Белгородской области хранятся личный фонд А. П. Чиченкова, в котором находятся материалы, собранные этим замечательным исследователем, бывшим подлинным хранителем белгородской истории, а также документы о жизни и деятельности выдающегося белгородского архивиста.
Главные специалисты отдела использованияархивных документов Государственного архива Белгородской области Александр Пчелинов-Образумов и Николай Фомичёв