Идущий за солнцем. Белгородец Виктор Филиппов соединил в своей книге прошлое и настоящее
В 2023 году журналист и писатель со своим «Каменным скифом» занял 2-е место в литературном конкурсе МВД России «Доброе слово» в номинации «Моя полиция (проза)»
-
Статья
-
Статья
«…Иван догадался, что это скиф – так греки называли кочевников Причерноморских степей. А сами кочевники называли себя сколоты – идущие за солнцем», – это фраза из произведения Виктора Филиппова. Почти полвека он посвятил журналистике. Оставив её, занялся литературой.
Основано на реальных событиях
Виктор Филиппов родился в 1949 году во Владимире. Вырос в Запорожье: в 1951-м родители переехали в этот город на Украине. После окончания школы был рабочим на металлургическом заводе «Днепроспецсталь», служил в Советской армии, плавал радистом на грузовом теплоходе. Кандидат в мастера спорта по парусу.
В 1977-м заочно окончил университет в Ростове-на-Дону по специальности «журналистика». Работал в областной газете «Индустриальное Запорожье». С 1988 года – собкор центральной газеты «Известия» в Запорожье, Крыму, Архангельске, Вологде, Республике Коми и с 2005-го – в Белгороде и Курске.
В 2009 году Филиппов вышел на пенсию, но до 2021-го года продолжил работать в областных газетах «Белгородские известия» и «Белгородская правда».
В 2022 году по решению Белгородского областного издательского совета увидела свет первая книга Виктора Филиппова «Солёный урок. Приключения Никиты и Горыныча в Море». Следом он написал повесть «Каменный скиф». Обе повести, как говорит их автор, основаны на реальных событиях из его долгой жизни. Но во вторую – для большей привлекательности – он добавил немного мистики.
Над первой повестью, рассказывает Виктор Антонович, он работал «всю предыдущую жизнь». Её главные герои – Горыныч и его семилетний сын Никита, отправившиеся вдвоём на яхте в дальнее плавание.
И всё в книге подлинное, все воспоминания реальны, даже дневниковые записи сына.
«Я не писатель, а всего лишь журналист, который от пенсионного безделья занялся сочинительством. Хотя нет – я не сочиняю, а просто нанизываю на один сюжет различные и происходившие в разное время события из моей длинной (всё‑таки в нынешнем году стукнет 75) жизни», – говорит Виктор Антонович.
Затем он добавляет:
«Ну а что касается книги, то сегодня написать её – творчество, издать – искусство. Я этим искусством, увы, не владею».
Из настоящего – в прошлое
Если пересказывать краткое содержание «Каменного скифа», то оно таково. Капитан полиции Артём Нетудыхатка расследует преступления «чёрных археологов», грабящих скифские курганы, и подозревает журналиста Ивана Лютаева.
Друг Лютаева, археолог областного исторического музея Борис Мамчиц, обнаружил в раскопанном кургане останки скифа, на левой руке которого были часы, подаренные Борисом Ивану на его двадцатилетие. Лютаев отказывается объяснять капитану Нетудыхатке, как его часы оказались в кургане. Врать не хотел, а правду сказать не мог: слишком она фантастична.
Два года назад, возвращаясь с морской парусной регаты в свой Город-на-Реке, Лютаев выкупил в одном селе у местного жителя каменную статую скифа, которую тот нашёл в степи и намеревался забетонировать в фундаменте строящегося свинарника. На левой руке скифа был высечен странный – в виде наручных часов – браслет.
Штилевой ночью, ожидая ветер, Иван прилёг на палубу рядом с каменным скифом и почувствовал, что статуя излучает тепло.
Он прикоснулся к ней – вспыхнул яркий свет, Иван зажмурился, а когда открыл глаза, то обнаружил, как будто смотрит фильм о жизни молодого скифа Таксариса – отважного воина и умного разведчика.
Фантастика? Мистика? Кротовая нора? Ответ предстоит найти как самому Ивану, так и читателям повести. А может быть – немного намекнём о развитии сюжета – Лютаев и молодой скиф связаны по крови?
«В конце повести Иван объясняет Нетудыхатке странное исчезновение каменного скифа: на Земле иногда случаются такие явления, которые современная наука ещё не может объяснить. Я интересовался работой мозга, в том числе исследованиями академика Натальи Бехтеревой. Она вообще считала, что мозг – это отдельное существо в теле человека, необъяснимое совершенно, – говорит Филиппов. – Вот знаменитое дежавю, со мной такое иногда бывало. Я вроде здесь не был, но чувствую, что знакомо всё, и так тепло на душе становится, как будто я куда‑то вернулся в прошлое».
Виктор Антонович признаётся, что не любит Азию, но ему почему‑то очень дороги пейзажи Ладоги, хотя сам на Ладоге не был ни разу.
«Что касается мистики – тоже придерживаюсь того, что весь накопленный предками опыт сохраняется в памяти, – говорит он. – Мозг – абсолютно бесконечное хранилище, бездонное, не имеющее границ. Иногда она, эта информация, приоткрывается. Например, в склонности к профессиям или какому‑то образу жизни. Очень хотел Иван поехать в Институт мозга и рассказать о своих приключениях: хорошо будет, когда люди смогут искусственно открывать память предков. Так история перестанет быть мифом и останется подлинная история. История подлинная – основа поведения людей в государстве. Ему резонно ответил Мамчиц: а если предок был палачом или предателем? Как человеку потом с этим жить? Пусть всё остаётся, как есть. Хватит того, что раскопки дают о прошлом».
Факты – прежде всего
А вот что касается всех изложенных в повести деталей из жизни и быта скифов, особенностей работы журналиста, археологов и полицейских, других подробных описаний, то к ним Виктор Антонович подошёл скрупулёзно. Это журналистская закалка, когда факты – прежде всего.
Сам Филиппов отмечает, что главы о жизни скифов написаны без ненужной фантазии, строго на основе трудов древних греков – историка Геродота, драматурга Эврипида – и скифского философа Анахарсиса. А разговоры скифов составлены по словарю скифских слов, который подготовил знаменитый советский и российский лингвист Василий Абаев.
Центральное место в повести занимает подробное, по часам и минутам, описание действий полицейских, их мыслей и чувств в сложнейшей операции по задержанию банды «чёрных археологов». При написании этих глав автора консультировал полковник милиции в отставке, лауреат премии МВД России в области литературы и искусства 2021 года Василий Журахов.
У героев и мест действия повести есть реальные прототипы. Река – это Днепр, Море – Чёрное море, Город-на-Реке – Запорожье, яхт-клуб металлургического завода – водная станция «Днепроспецстали» на острове Хортица, село, где купил статую скифа Иван, – Бабино
«Это действительно было в 1987 году, только я перенёс событие как бы в наши дни, и мужичок был колоритный с его рекламой самогона: «Аж у гузни дэрэ», – поясняет Виктор Антонович.
И продолжает:
«Лютаев – мой украинский друг Саша Панченко, журналист, мы с ним работали в областной газете «Индустриальное Запорожье» и вместе ходили на яхте – от Киева до болгарского города Созополь. Археолог Мамчиц отчасти срисован с директора запорожского краеведческого музея Жоры Шаповалова. Капитан Нетудыхатка – это старлей Нетудыхатка, замполит роты связи, в которой я служил два года (дембельнулся в 1970-м), – на первый взгляд суровый служака, но на самом деле умница и душевный дядька».
За друзей своих
Виктор Филиппов отмечает: суть повести «Каменный скиф» – в эпиграфе к ней из Евангелия от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
О чём это? Об отношениях, которые либо давно уже выстроены, либо только завязываются между героями повести; о том, на что готов (или не готов) каждый ради себя и своих друзей; о том, возможно ли – зависит от того, сколько в человеке воли, силы и терпения, – ответить тем же на предательство; о том, как не пройти мимо беды ближнего (а теперь практически далёкого).
Казалось бы, финал повести, где справедливость восторжествовала. Но рассказчик возвращается к своим героям спустя пять лет. Узнаёт и сообщает читателям: уже майор, Артём Нетудыхатка с началом специальной военной операции уехал в новые регионы России организовывать работу правоохранителей по нашим законам. Иван Лютаев ушёл добровольцем на Донбасс – в штурмовой отряд. Через восемь месяцев он погиб от удара осколка снаряда в шею. И это то же самое, что положить душу за друзей своих.
Оксана Придворева