Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
23 марта 2015, 08:50
 Евгений Филиппов 4572

Да, скифы мы

«Белгородские известия» рассказывают, как наши древние земляки изобрели штаны и спасли европейскую цивилизацию

Да, скифы мы
  • Евгений Филиппов
  • Статья

Близится лето, и у археологов скоро наступит сезон раскопок. В том числе, возможно, и скифских курганов. В Белгородской области, кстати, насчитывается больше 400 курганных захоронений, 20 % из которых, по словам заместителя директора по научной работе Белгородского государственного историко-краеведческого музея Тамары Васильевой, относятся к скифским.

В основном они расположены на востоке региона – в бассейне реки Тихая Сосна и на западе – в районе Ворсклы. Восемь курганов находятся в Чернянском районе, причём шесть из них не разграблены.

Сцена терзания

В 60-х годах прошлого века археологи раскопали скифский курган близ села Дуровка, а ныне Вербное, что в Красненском районе.

«Высота этого кургана была 3 м, а диаметр – 45 м, – вспоминает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник института археологии РАН Анна Пузикова. – Над могилой сооружена деревянная крыша в виде огромного шатра. Главным погребённым был мужчина 35–45 лет, его сопровождала в иной мир женщина-сверстница».

В могиле обнаружили фрагменты железного чешуйчатого панциря, более 300 железных и бронзовых наконечников стрел, три конских уздечки, античную амфору и рядом с ней – серебряный ритон (греческий сосуд для питья). Также нашли больше 600 золотых бляшек различных форм и мотивов, которые были нашиты на одежду умерших, и два ножа с костяными ручками. Археологам удалось по фрагментам одежды определить её цвет. Она была ярко-розовая и ярко-лиловая.

Среди золотых бляшек, откопанных в кургане, оказался золотой медальон диаметром 7,5 см с изображением так называемой сцены терзания: грифон, осёдланный человеком, терзает оленя. Грифон, по мнению учёных, символизирует силы тьмы, а олень, соответственно, силы света. Часть находок, в том числе и этот медальон, представлены сейчас в Белгородском государственном историко-краеведческом музее.

«На Белгородчине пересеклись множество культур и цивилизаций, – рассказывает Тамара Васильева. – Порой мы даже не подозреваем о том, какие племена обитали на нашей земле и стали носителями уникальной культуры. В особенности это относится к народам скифского времени».

Народ воинов

Надеюсь, школьникам, которые изучают отечественную историю, знакомо слово «скифы». А некоторые, возможно, вспомнят, что этим словом назывались кочевые племена, обитавшие в степи от Дуная до Дона в северном Причерноморье с VIII века до н. э. по IV век н. э.

Любителям же поэзии наверняка знакомы строки Александра Блока: «Да, скифы мы! Да, азиаты мы, с раскосыми и жадными очами!»

По поводу «жадных очей» поэт попал в точку. Одним из способов добывания средств к существованию у многих кочевых племён были войны и грабежи. А вот что касается «раскосости», то здесь Блок заблуждался. У скифов, по утверждению учёных, были европеоидные черты лица.

Эти кочевники вошли в историю как народ воинов. Ещё в эпоху раннего железа они создали очень эффективный комплекс вооружения – средств нападения и защиты воина и его боевого коня. Это панцирь, шлем, боевой пояс, ножные доспехи, щит, акинак (короткий меч) и лук со стрелами.

Древнегреческий историк Геродот, рассказывая о происхождении скифов, отметил, что Геракл оставил свой лук в наследство трём сыновьям, чтобы те, состязаясь в натягивании лука, определили, кто станет владыкой Скифии. Победу одержал младший сын Геракла – Скиф. Он один сумел натянуть лук.

Скифский лук состоял из трёх деревянных пластин. Сопрягающиеся поверхности его покрывались насечками, что увеличивало прочность при склеивании. Для дополнительной прочности пластины обматывали полосками коры. И, наконец, в некоторых местах поверхность лука покрывали ещё и костяными пластинами, также крепившимися с помощью клея. Всё это повышало упругость оружия, а следовательно, дальность полёта и убойную силу стрелы. Наконечники для стрел были бронзовые или железные. Они отличались великолепными аэродинамическими и пробивными качествами.

«Скифы отлично владели стрельбой из лука с двух рук, – рассказывает Тамара Васильева. – А дальность полёта скифской стрелы достигала 500 м. Кроме того, скифы единственные среди древних народов освоили эффективную технику защитного боя и ни одному врагу, который осмеливался напасть на скифов, не удалось уйти без тяжёлых потерь».

Появление кентавра

Благодаря своему военному искусству скифы оказали влияние на европейскую цивилизацию, фундамент которой, как считается, заложили древние греки. У скифов с греками был, говоря современным языком, договор о сотрудничестве. Греки поставляли в Скифию вино, оливковое масло, посуду, украшения и очень почитаемое скифами золото. А скифы снабжали эллинов зерном, мясом, кожей, изделиями из железа и рабами.

В 490 году до нашей эры греки безуспешно противостояли сильнейшему завоевателю – персидскому царю Дарию. А проигрывали они, в первую очередь, потому, что не использовали дальнобойное оружие. А войска Дария, наоборот, широко применяли такое оружие, буквально выкашивая греческих воинов.

«Персидские всадники прискакали и стали наносить большой урон всему эллинскому войску своими дротиками и стрелами: это были конные лучники, и поэтому к ним было нелегко подступиться, – писал Геродот. – Если варвары выпустят свои стрелы, то от тучи стрел произойдёт затмение солнца».

Несмотря на очевидные преимущества лука в бою, в Греции лук и стрелы считались оружием трусов. Вот что писал об этом Эврипид:

Трусливая стрела – его оружье,
Военное искусство – в быстрых пятках.
Да может ли, скажите мне, стрелок
Из лука храбрым быть?

Но благородство благородством, а грекам, видимо, надоело быть битыми Дарием. И в сражении при Марафоне (город в 40 км от Афин) на стороне греков приняли участие скифы. Не ожидали персидские воины, что их начнут бить их же оружием. Тем более что им противостояли не только дальнобойные скифские луки и лучшие в то время стрелки, но и скифская конница. В марафонской битве Дарий потерпел сокрушительное поражение. А в древнегреческих мифах появился новый персонаж – кентавр.

Это мифологизированный образ конного скифа-воина.

Посрамлены были считавшиеся непобедимыми войска персов. Причём со стороны скифов – второй раз. Ведь ранее, в 512 году до нашей эры, Дарий пытался завоевать причерноморских скифов – и потерпел поражение. Скифы водили войска царя-завоевателя по степям, не вступая с ними в бой, до тех пор, пока персы не стали умирать от голода и болезней. И дождавшись отступления захватчика, ударили по обессиленному войску противника. Так бесславно закончился поход персидского войска. Похожую победную тактику, кстати, в 1812 году избрал и русский полководец Михаил Кутузов.

Скифские штаны

Но скифы не только удачными битвами оставили свой след в истории. Мы, современные люди, до сих пор пользуемся их очень удобным изобретением. Вернее, носим. Речь о штанах.

Да, скифы первыми начали носить штаны. Дело в том, что в древности люди носили набедренные повязки, туники или нечто подобное. Но до штанов не додумались.

Скифы же были наездниками, а без штанов, да ещё зимой, на коне не поскачешь. Скифы носили кожаные штаны и куртки с длинными рукавами. Штаны были с вышивкой или с металлическими накладками, куртки – меховые или кожаные. Спереди куртка запахивалась и застёгивалась косой застёжкой слева направо или завязывалась кожаным поясом. На рукавах сверху была вышивка. И сегодня можно встретить потомков скифов в похожем одеянии. Только вот кони у них железные, двухколёсные.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×