Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 января 2024,  13:32
 266

Настрой на нужный лад. Что объединяет профессии тренера и писателя

Настрой на нужный лад. Что объединяет профессии тренера и писателяФото: Валерия Шатько
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Не часто в жизни можно встретить спортсменов-универсалов, которым по плечу самые разные виды спорта – от лёгкой атлетики до шахмат. И ещё меньше тех, кто, оставив свои большие достижения на полке в виде кубков и грамот, посвятит всю жизнь не собственным рекордам, а взращиванию будущих чемпионов. Один из таких уникальных людей – тренер-преподаватель детско-юношеской спортивной школы Ивнянского района Алексей Носков.

Трудовая закалка

Первый спортивный опыт Алексей получил в четыре года, в Казахстане, где тогда жила его семья. Старший брат Антон записался в секцию футбола и младшего, понятное дело, потянул за собой. Конечно, мальчишки не игнорировали и игры во дворе – обожали побегать, погонять мяч. В 1991 году семья Носковых переехала в село Верхопенье Ивнянского района. Здесь Алексей пошёл в 5-й класс. Школа находилась в трёх километрах от дома. Ежедневную дорогу туда и обратно он воспринял как спортивную нагрузку. Переезд заставил семью обзавестись собственным хозяйством, что добавило забот и мальчишкам – огород вскопать, животных накормить, сена заготовить.

«Своё хозяйство сыграло немаловажную роль в моём становлении как спортсмена, – уверен Алексей Валерьевич. – Это и физически меня закалило, и очень дисциплинировало, ведь тут нельзя сказать, мол, сегодня я устал, не буду это делать. И даже после хозяйственных трудов я шёл, а иногда и бежал с удовольствием на тренировку за три километра от дома. Там получал нагрузку, возвращался домой и снова выполнял свои домашние обязанности. Вот потому мне легко давались занятия самыми разными видами спорта».

В школе Алексей одинаково успешно занимался баскетболом, волейболом, футболом. За сборную района выступал по многим видам спорта, в числе которых – лёгкая атлетика, футбол, гиревой, полиатлон, лыжи, кросс, стрельба, настольный теннис и шахматы. Тогда же определился, что хочет поступать в Белгородский педагогический колледж. Во время учёбы также выступал за сборную колледжа во всевозможных соревнованиях.

В галстуках и пиджаках

После окончания педколледжа Алексей Носков вернулся домой и устроился учителем физкультуры в Курасовскую школу. Молодому педагогу сразу удалось вывести школу на новый уровень в спортивных достижениях и заинтересовать, заразить соревновательным азартом своих учеников. Спустя пять лет судьба его изменилась.

«Случайно оказавшись в городе, встретил своего наставника и тренера по колледжу – Валерия Рудова, – вспоминает Алексей Носков. – Валерий Михайлович сказал, что собирается уходить на пенсию, и предложил сменить его на посту тренера. Позвонила и директор колледжа Нина Патокина. Приезжай, говорит, Лёша, проведёшь сборы два месяца, познакомишься со всеми, а потом оформим тебя на работу к нам. Я, ничем не обременённый тогда молодой специалист, согласился».

Так и стал Алексей Валерьевич преподавателем спортивно-педагогических дисциплин, куратором группы, руководителем педпрактики. Разницы по сравнению со школой не почувствовал: те же дети, только в галстуках и пиджаках. Потом педагога пригласили в Белгородский государственный технологический университет старшим преподавателем кафедры физвоспитания, которой заведовал Сергей Крамской. Здесь он, помимо тренерской работы, начал заниматься наукой, участвовать в научно-практических конференциях.

По семейным обстоятельствам пришлось поменять работу. Следующей записью в трудовой книжке стал белгородский детский дом «Южный» (сейчас – Центр развития и социализации ребёнка «Южный» – прим. ред.). Пять лет Алексей старался приходить на работу только с хорошим настроением, стремился передать это настроение детям, но в памяти навсегда останутся грустные глаза ребятишек, лишённых своего дома и родителей.

Параллельно Алексей Носков тренировал сборную по футболу Белгородского государственного университета. Но однажды осознал, что городская жизнь не для него, что тянет назад, к своим корням.

«Я вернулся в Курасовку, где у меня были дом и земля, – вспоминает Алексей Валерьевич. – Вернулся уже с семьёй, с сыном Артёмом. Завёл хозяйство, устроился работать в спорткомплекс. Но и занятия спортом не бросал: люблю большой теннис, долгое время играл в футбол, неоднократно становился призёром областных соревнований по различным видам спорта. Просто получилось, что я оказался универсален, потому что всё мне легко давалось».

Всё под контролем

Уникальность Алексея Носкова и в том, что он не только сам добился больших успехов в различных спортивных направлениях, но и учеников своих настроил на нужный лад.

Многие из его воспитанников пошли по его стопам, став тренерами в разных уголках Белгородской области.

Да и сам Алексей Валерьевич, по собственному признанию, нашёл себя именно в тренерской работе:

«Учитель физкультуры привязан к программе, где первая четверть – лапта, лёгкая атлетика, вторая четверть – гимнастика, третья – спортивные игры, лыжи. Там всё уже прописано Министерством образования. А тренер – это писатель, который пишет книгу, человек творчества. У него тренировка может быть вариативной. Компетентный тренер видит по ученикам, как они себя чувствуют, с какими эмоциями пришли, подавлены или слегка усталые, а кто‑то просто голодный. Всё это даёт возможность правильно выстроить учебно-тренировочную программу. Если ребятишки слишком озорные и весёлые, значит, у них всё в порядке, их можно поднагрузить, чтобы они израсходовали энергию. Если пришли слегка подавленные, стало быть, нужно разрядить обстановку – поиграть с мячом, например».

Алексей Носков Алексей Носков / Фото: Валерия Шатько

 

Занятия по плаванию начинаются с душевой. Затем построение перед бассейном, инструктаж, и вперёд – в воду. За 40 минут занятия ребята успевают сделать разминку, основные и вспомогательные упражнения, отработать прыжки в воду, изучить новые элементы. В финале тренер, как обычно, даёт «разрядку» – свободное плавание с различными приспособлениями или командная игра в мяч на воде.

«Сейчас у меня, как и в предыдущие годы, две группы – старшая и младшая, – рассказывает Алексей Валерьевич. – Это дети от 6 до 15 лет. Я делю их не по возрасту, а по умениям и навыкам, в зависимости от того, как они держатся на воде. Нагрузка в воде специфична. Здесь активация идёт на систему органов дыхания и сердечно-сосудистую систему. Сложился определённый костяк – 12–15 человек в каждой группе, с которыми мы уже выполняем хорошие объёмы и тренировочные нагрузки, а также готовимся к соревнованиям различного уровня».

Своего наставника дети уважают и любят. Это подтверждает и администрация спорткомплекса.

«По детям всегда видно, хотят они заниматься или через силу это делают, – говорит старший администратор плавательного бассейна Игорь Борисюк. – К Алексею Валерьевичу на тренировки ребятишки ходят с удовольствием. Стали увеличиваться группы: даже после того как прошёл набор, продолжают приходить люди, просят научить детей плавать. Тренер развивает воспитанников, стимулирует их. Часто проводит на базе бассейна внутренние соревнования, которые тоже помогают ребятам расти в спортивном плане. Ну и самое главное – дети, которые у нас в бассейне занимаются, меньше болеют. И никакая непогода им не страшна. Например, однажды в сильный снегопад взрослые не пришли, а дети все как один явились на тренировку. Благодаря Алексею Валерьевичу у нас 80 % детей в посёлке занимаются плаванием».

Сам тренер любит повторять, что на воде мелочей не бывает, ведь плавание – это среда повышенной опасности, поэтому очень внимательно подходит к выбору упражнений, к комплектованию групп, к распределению пловцов по дорожкам: 

«Опытный взгляд тренера всегда определяет и старается ликвидировать проблему. Дисциплина, исправность спортивного инвентаря и оборудования, освещённость бассейна – всё должно быть под контролем. Задача тренера – создать для ребёнка такие условия, чтобы его организм адекватно воспринимал нагрузку, получал от этого моральное и физическое удовольствие, повышал свои функциональные возможности, а также творчески развивался и умел взаимодействовать в коллективе. Ну и самое главное для меня, чтобы они выросли хорошими людьми».

Арина Беседина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×