Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 января 2024,  13:20
 281

Патриот не на словах, а на деле. Почему музеи должны быть открытыми и доступными

Патриот не на словах, а на деле. Почему музеи должны быть открытыми и доступнымиФото: Алексей Дацковский
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Школа посёлка Октябрьский Белгородского района – единственная в населённом пункте и одна из старейших в регионе. Вот уже 20 лет образовательное учреждение в надёжных руках директора Людмилы Черендиной. Свой юбилей Людмила Васильевна отметит множеством достижений, среди которых не только сеть внутришкольных музеев, отличные показатели по ЕГЭ у выпускников, но и персональная победа в престижном конкурсе.

Хэллоу и нихао

В 1992 году Людмила Васильевна пришла в Октябрьскую среднюю школу учителем истории и практически сразу стала обустраивать в своём классе музей.

«В 1993 году мне дали классное руководство и выделили кабинет. Я как историк решила собрать и разместить в нём различные старинные предметы, – рассказывает Людмила Черендина. – Сначала притащила бабушкину прялку, потом привезла кувшины, глиняные горшки, какие‑то ухваты. Пришлось за свою зарплату заказывать стенды. Зато задняя стена кабинета постепенно превращалась в краеведческий музей. И дети живо откликнулись – стали приносить раритетные вещи, что были дома, вплоть до бомбы-крылатки времён Великой Отечественной войны, из‑за которой, кстати, пришлось вызывать взрывотехников, но всё обошлось».

Так с лёгкой руки учителя стал пополняться экспонатами первый школьный музей – краеведческий. Сама Людмила Васильевна доросла сначала до заместителя директора, а с 2004 года стала директором школы, в которой сегодня учится 751 человек.

«В советское время школы создавали как учебно-воспитательные комплексы, которые давали учащимся знания и возможности развивать все свои таланты, – поясняет Людмила Черендина. – Я могу уверенно сказать, что у нас школа именно такого типа, поскольку охвачены все направления внеурочной кружковой деятельности».

Сегодня здесь успешно действуют спортивные секции по футболу, волейболу, шахматам, лёгкой атлетике. Художественно-эстетическое направление представлено занятиями в вокальной студии и школьном хоре. Несколько лет назад школа получила президентский грант на оснащение образовательного технопарка, благодаря которому появилось четыре студии технического творчества: фотостудия, авто- и судомоделирования, 3D-моделирования и робототехники. Неудивительно, что даже после уроков ребята с удовольствием остаются в школе, занимаясь в самых разных кружках.

 

Людмила Черендина Людмила Черендина / Фото: Алексей Дацковский

 

Но и этого директору казалось мало. Однажды она собрала своих заместителей, чтобы определить, в каком направлении дальше развивать образовательное учреждение. Предложений поступило много, например, сделать полилингвальную школу. И основания для такой идеи имелись: сегодня в Октябрьской школе дети изучают английский, немецкий, французский и китайский языки. Первый иностранный – английский для всех, второй язык – на выбор. К слову, китайский в школе ведёт её выпускница Юлия Дёгтева, которая приветствует учеников и английским «хэллоу», и китайским «нихао». И всё‑таки историк в душе Людмилы Черендиной взял верх: она предложила коллегам создать школу-музей.

Атрибуты старины

Первый шаг в этом направлении удалось сделать в 2017 году, когда учебное заведение приняло участие в конкурсе «Школа года» и победило в номинации «Школа социальной успешности», получив приз 70 тысяч рублей.

«В 2015 году мы только завершили в школе капитальный ремонт, – вспоминает Людмила Васильевна. – Стены в коридорах были новые, красивые, но абсолютно пустые. До капремонта в школе действовал зал боевой славы, созданный ещё в ­70-е годы руками учителей труда, он нуждался в серьёзной реконструкции. На выигранные деньги мы заказали для него новые стенды и витрины».

В 2021 году Дмитротарановский сахарный завод – градообразующее предприятие посёлка – готовился отпраздновать свой юбилей: 130-летие со дня основания. Директор школы ухватилась за эту мысль, ведь большинство родителей учеников – работники старейшего предприятия, которое в XIX веке строил граф Гендриков. Директор завода Агния Мещерякова выслушала предложение увековечить историю предприятия и ветеранов производства и разрешила забрать все старые экспонаты, связанные с заводом. Помогла Агния Ивановна и материально, оплатив изготовление витрин и стендов. Так в Октябрьской школе появился музей сахарного завода.

Да и свой родной краеведческий музей разросся настолько, что комната, которую ему отвели, стала больше походить на склад уникальных атрибутов старины. Тогда и родилась новая идея.

 

Патриот не на словах, а на деле. Почему музеи должны быть открытыми и доступными - Изображение Фото: Алексей Дацковский

«Когда мы наблюдали за реакцией школьников на появление музейных залов в рекреациях школы, мы поняли, что именно такими должны быть музеи: открытыми и доступными в любое время, – говорит Людмила Черендина. – На переменах дети толпились у витрин, рассматривая экспонаты. Искали на стендах имена и фотографии своих предков и с гордостью показывали их одноклассникам. Музей в кабинете – это хорошо, но по школьным коридорам дети ходят ежедневно, и вся история тут как на ладони».

Следующую идею подала педагог дополнительного образования Светлана Шевцова. Она не только предложила создать этнографический музей, но и в поисках средств подала заявку в проект «Историческая память» для школьных музеев. 2022 год принёс долгожданную победу и премию в размере 300 тысяч рублей, что позволило открыть этнографический зал. Улыбнулась удача и на следующий год – победа в том же конкурсе и грант уже на 500 тысяч. Их тоже вложили в новый музейный проект.

 

Патриот не на словах, а на деле. Почему музеи должны быть открытыми и доступными - Изображение Фото: Алексей Дацковский

«Сначала мы хотели сделать зал памяти нашего выпускника – Юрия Чумака, имя которого с 2000 года носит школа, – поясняет директор. – Он геройски погиб в Чечне, прикрывая вместе с командиром отход отряда. Посмертно ему присвоили звание Героя России. А в ноябре 2022 года к нам в посёлок пришли страшные вести: два наших выпускника погибли в Луганске во время специальной военной операции. Тогда мы приняли решение, что это будет зал мужества, посвящённый участникам трёх военных конфликтов: в Афганистане, Чечне и специальной военной операции, ведь в посёлке проживают участники боевых действий самых разных локальных военных конфликтов. А портрет Героя России Юрия Чумака по­явился здесь по инициативе его одногруппников, которые учились с ним в Белгородском педучилище, они сами нашли и оплатили работу художника. Помог в создании стендов и Союз десантников Белогорья, руководит которым Мансур Абдрахимов».

Достойные граждане страны

Зал мужества, почти ежедневно пополняемый новыми экспонатами, стал основой проекта, который директор школы решила подать на Всероссийский конкурс «Растим гражданина». Работа Людмилы Васильевны вышла в финал, и в ноябре 2023 года она отправилась в Москву. Пришлось пройти ряд нелёгких испытаний, чтобы доказать и коллегам, приехавшим из разных уголков России, и жюри, что её проект достоин высшей награды. Все задания были непростыми и жёстко регламентировались по времени.

«Каждой группе дали предложение, которое нужно было закончить, – делится Людмила Васильевна. – Нам досталось высказывание: «Я патриот, потому что…». Нужно было за 15 секунд объяснить, почему ты патриот, рассказать о себе и о своей работе. Я сказала, что моя специальность – учитель истории, и это уже говорит о том, что я занимаюсь патриотическим воспитанием наших детей. Люблю свой предмет и тех, кому преподаю, поэтому я патриот не на словах, а на деле».

Людмила Черендина стала суперфиналистом конкурса, получила 1-е место и сертификат на участие в международной научно-практической конференции «Удивительный педагог», которая прошла в Минске в конце 2023 года.

И она не собирается останавливаться на достигнутом – впереди ещё работа над залом истории школы, где одним из самых дорогих экспонатов станет книга памяти учителей Октябрьской школы.

«Каждому классу мы поручили собрать информацию о педагогах, которые работали в нашей школе начиная с 1920–1930-х годов и до сегодняшнего дня, – говорит Людмила Васильевна. – Собирали фотографии, исследовали биографии, с родственниками встречались, переписывались. В результате нам удалось собрать в памятной книге более 100 героев. Но главная задача была не в сборе материала, а в том, чтобы привить ребятам интерес и любовь к своей истории и воспитать достойных граждан нашей страны».

Арина Беседина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×