Время важных разговоров. Для чего нужны уроки патриотизма в белгородских школах
«Белгородские известия» узнали об этом у школьников и педагогов
-
Статья
-
Статья
Во всех российских школах по понедельникам первым уроком теперь проводится классный час из цикла «Разговоры о важном». Рассказываем, что это, для чего нужно и о чём говорят с детьми их классные руководители.
Равнение на флаг
В первый понедельник нового учебного года многие родители младшеклассников опоздали на работу, потому что снимали участие своего ребёнка в торжественной линейке по случаю поднятия флага.
В школе № 47 Белгорода церемония получилась красивой. Чеканя шаг, три знамённых группы старшеклассников со свёрнутыми флагами – российским триколором, региональным флагом и флагом Белгорода – спустились со школьного крыльца и прошагали мимо притихших учеников начальной школы. Удивительно, но даже эту вечно галдящую братию проняла торжественность момента.
У флагштоков знаменосцы отработанным движением развернули флаги, и под звуки гимна полотнища медленно поползли вверх. А в завершение церемонии к ребятам обратилась директор школы Наталья Маховицкая, которая рассказала младшеклассникам о важности мероприятия, в котором они приняли участие, и об уважении к символам государственной власти родной страны и малой родины.
Поговорим о будущем
После торжественной линейки дети поспешили в классы. А спустя минуту в каждом кабинете зазвучал гимн Российской Федерации. В приоткрытые двери было видно, что дети слушают его стоя, как и положено, и даже тихонько подпевают. Причём не только младшеклассники, но и подростки, например ученики 10 «А», у которых в этот день, как и у всех остальных школьников страны, должен был состояться их первый «Разговор о важном».
«Ребята, скажите пожалуйста, о чём бы вам хотелось поговорить на таких уроках?» – обратилась к 10-лассникам классный руководитель Лариса Остапова.
Одна из учениц предложила:
«Интересно было бы обсуждать актуальные новости: что сейчас происходит в стране, мире и нашем городе. Какие акции и фестивали будут в ближайшее время проходить…»
Вторая продолжила:
«Можно поговорить о нововведениях в сфере образования: это для нас актуально, мы же сейчас учимся в школе, и здесь постоянно появляются новые технологии, учебники, пособия».
К диалогу подключился парень:
«Наверное, [можно поговорить] и о повседневной безопасности на дорогах и улицах города».
Классный руководитель пообещала ребятам учесть их пожелания при подготовке к следующим «Разговорам о важном», а на первом уроке предложила поговорить об их будущем и поразмышлять о возможностях, которые есть у каждого, чтобы стать успешным человеком.
Когда 10-классники поделились своими определениями успешного человека, Лариса Ивановна включила видеоролик, главными героями которого были их ровесники со всей России, которые, несмотря на свой юный возраст, добились успехов в науке, искусстве и других сферах общественной жизни. А потом предложила одному из ребят – Кириллу Меркулову – рассказать о его спортивных успехах. Ведь парень может похвастаться членством в юношеской сборной России по дзюдо, многочисленными победами в региональных и даже международных турнирах по борьбе. Однако сам спортсмен признался, что успешным себя не считает. По крайней мере, пока не подтвердит свои результаты на взрослом уровне.
Есть к чему стремиться
Тем не менее и этот парень, и герои видеоролика – победители многочисленных конкурсов платформы «Россия – страна возможностей», молодые люди с активной жизненной позицией, которые меняют к лучшему и свою жизнь, и будущее страны. Поэтому классный руководитель предложила ребятам порассуждать о мечтах, которые они хотели бы осуществить не для себя, а для других.
«Я мечтаю открыть приют для бездомных животных. Это, конечно, не люди, но ведь им тоже нужно помогать», – заявила одна из 10-классниц.
«А я хочу стать психологом, чтобы помогать людям решать их проблемы», – откликнулась другая ученица.
Ученики несколько минут активно обсуждали с учителем достижения ровесников и возможности, которые открываются перед победителями конкурсов для молодёжи и Всероссийской олимпиады школьников. А в заключение первого занятия из цикла 10-классники рассказали, что их удивило в услышанном и увиденном на уроке и что они вынесли из него для себя.
«Я поняла, что я ленивая», – призналась одна из девочек.
«Значит, тебе есть к чему стремиться», – с улыбкой ответила классный руководитель.
В ожидании звонка с урока все ребята зарегистрировались на платформе и погрузились в изучение близких им по духу направлений развития.
Воспитывать патриотизм
Сама Лариса Ивановна после урока призналась, что довольна тем, как он прошёл. Хотя педагог очень волновалась, не подведёт ли техника и удастся ли показать детям подготовленные видеоролики.
«К инициативе проведения «Разговоров о важном» я отношусь очень положительно. Такие уроки очень нужны для патриотического воспитания наших детей. Считаю, что каждый ребёнок должен гордиться своей страной, тем, что он живёт в России, своей малой родиной, школой, своими родителями. «Разговоры о важном» как раз и будут прививать нашим детям уважение к своей стране, дому, семье», – отметила учитель.
Наталья Маховицкая отметила, что особых изменений в режим работы школы нововведение не принесло. Расписание в понедельник просто сдвинулось на один урок вниз, но ни у детей, ни у родителей, ни у педагогов, с которыми администрация школы заранее обсудила этот момент, не возникло по этому поводу никаких возражений. Все остальные уроки идут по расписанию, столовая кормит детей по графику.
«Изменилось только то, что теперь у нас по утрам в понедельник гимн звучит и проходит церемония поднятия флагов. И я считаю, что это правильно. Хотя не сказать, что раньше у нас был упущен момент с патриотическим воспитанием. Ведь на Белгородчине ему невозможно не уделять внимание. У нас куда ни глянь – везде знаковые места, где можно провести такие уроки: это и Прохоровка, и улицы, названные в честь героев Великой Отечественной войны, и музей-диорама, и Вечный огонь. Так что для Белгородской области это не ново. Но на уровне страны такая систематизация патриотического воспитания и нужна, и важна», – подчеркнула Наталья Фёдоровна.
«Разговоры о важном», по мнению директора, не отменяют, а дополняют традиционные классные часы. И служат платформой для новых интересных идей по организации внеурочной деятельности. Например, у Натальи Фёдоровны возникла мысль о том, чтобы на этих уроках давать слово наиболее успешным ученикам школы, ведь пример ровесников-одноклассников всегда доходчивее. А ещё – приглашать на них родителей учеников, чтобы они рассказали о своей профессиях и карьерных достижениях.
«У нас много детей, которые состоят в разных научных сообществах и занимаются волонтёрством. Есть и призёры «Большой перемены» – трое детей взяли гранты по 200 тысяч рублей, им чуть-чуть не хватило до победы. И мы продолжим работать в этом направлении. В формировании школьной семьи я считаю немаловажным взаимодействие не только учителей и учеников, но и родителей. А что касается патриотического воспитания – эта работа априори заложена в профессии учителя и классного руководителя», – подытожила директор школы.
Важно разговаривать
В Министерстве образования Белгородской области уточнили, что на региональном уровне организовали консультирование педагогов и директоров школ по вопросам реализации проекта «Разговоры о важном» в рамках августовских педагогических мероприятий и еженедельных совещаний.
Темы и содержание внеурочных занятий разработаны на федеральном уровне. Все материалы доступны на портале Единого содержания общего образования razgovor.edsoo.ru.
Сценарии, методические рекомендации, презентации, плакаты и видеоролики представлены по классам: 1–2, 3–4, 5–7, 8–9, 10–11-й.
В региональном Минобре также пояснили, что внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы. Расписание скорректировано с учётом проведения занятий первым уроком по понедельникам. «Разговоры о важном» и классные часы являются компонентами программы воспитания школы.
«Только от нас зависит, какой будет Россия. Сегодняшним школьникам предстоит строить и отвечать за будущее нашей страны. Поэтому важно с ними об этом разговаривать», – подчеркнула начальник департамента образовательной политики Министерства образования Белгородской области Екатерина Клименченко.
Тамара Акиньшина