Гордость в сердце. Как ученики увековечили память о герое-педагоге
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Эта история, пожалуй, самое правильное и нужное, что может случиться накануне уходящего года, объявленного в нашей стране Годом учителя и наставника. А принесла её в редакцию друг газеты, поисковик из Белгорода Людмила Мирошникова, которая спешила поделиться радостной новостью – в белгородской школе № 35 установят табличку о Герое Советского Союза, бывшем преподавателе начальной военной подготовки Николае Тарасовиче Лукинове (1914–1998).
Разумеется, случилось это не самой собой, а после того, как бывшие ученики героя вышли с таким предложением в общественное поле. И вот они у нас в гостях втроём – Людмила Мирошникова и выпускники 35-й школы Анатолий Антонюк и Владимир Черенков, в жизни которых Николай Тарасович сыграл огромную роль.
Все – за
Если начать с самого начала, то идею увековечивания подала Людмила Васильевна: есть у неё талант ухватывать в череде событий самую суть.
«Анатолий Иванович (Антонюк – товарищ Мирошниковой по поисковой работ – прим. авт.) выступает на радио, рассказывая о своей книге. И вот в середине марта говорит о том, что он выпускник 1964 года школы № 35, которая тогда была школой-интернатом для детей железнодорожников. Внимание моё привлёк факт, что учителем НВП у него был Герой Советского Союза Лукинов Николай Тарасович. После передачи звоню Анатолию Ивановичу: школа названа в честь героя? Какой‑нибудь памятный знак есть, что он там работал? Ничего нет. Вот тогда и решили мы действовать», – делится Людмила Васильевна.
Оказалось, увековечить имя выдающегося человека относительно просто: решение об этом принимает областное министерство культуры, таблички с портретом делают за счёт бюджета, а вот инициатива должна идти снизу – требуются письма от школы и от общественности с подписями не менее 10 человек.
«Связались мы с отставным военным Владимиром Константиновичем Черенковым – он тоже выпускник этой школы, – чтобы помог разыскать одноклассников, которые подпишут письмо. Но нам этого показалось мало, пошли по дворам, школам, в дом, где жил Николай Тарасович. Там много новых жильцов, но, когда мы объясняли, зачем пришли, рассказывали о Лукинове, люди с удовольствием откликались. В итоге собрали 140 подписей, а позже нашли внучку учителя – Елену Лукинову», – делится Людмила Мирошникова.
Помимо этого, она составила библиографический список публиковавшихся материалов о Николае Лукинове, нашла копии его фотографий разных лет – вдруг пригодится.
После общения с Еленой Лукиновой мы поняли, что в её семье никто не инициировал бы никаких памятных знаков: Николай Тарасович был чрезвычайно скромным человеком, и его родные воспитаны в том же духе. Наверное, есть в этом высший промысел – за учителя своё слово сказали его ученики.
Такая гордость
«Первый урок, который вёл у нас Николай Тарасович, я, конечно, не помню. Это был сентябрь 1960 года, я учился в восьмом классе. Меня очень обрадовало то, что у нас учителем начальной военной подготовки будет Герой Советского Союза – это было невероятно. Николай Тарасович уже был на пенсии как военный и приходил на уроки всегда в форме. Но медалей не носил, только одна звезда на груди. У нас тогда много было учителей – участников Великой Отечественной, но Лукинов отличался: очень интересно рассказывал обо всём, у него был дар доносить свои мысли понятно и просто. Он был такой добродушный, открытый, что и мы с ним открывались, вопросы задавали бесконечные, и он с удовольствием отвечал», – вспоминает Анатолий Антонюк.
Конечно, ребятам хотелось услышать о войне, о боях. Тогда фронтовики не очень откровенничали о таких вещах – никому не хотелось вспоминать пережитые смерти, боль, слёзы. Николай Тарасович находил слова без жестоких подробностей, но ребята проникались особыми чувствами к тому, что пережили их отцы и деды.
«Не о себе говорил, о товарищах, описывал конкретные ситуации, что случались на фронте. Он же танкистом был, в Курской битве участвовал, Днепр форсировал – многое пережил», – делится Антонюк.
Запомнилось, как учитель организовывал уроки НВП: сам рисовал плакаты с наглядными схемами, учил стрельбе.
«У меня осталось много грамот со стрелковых соревнований. Огромное внимание Николай Тарасович уделял строевой подготовке. Мы упорно тренировались, не хуже курсантов ножку тянули, все первые места наши были на городских смотрах».
Анатолий Иванович так прикипел к военному делу, что мечтал о службе в армии, но его не брали: отец вернулся с войны инвалидом, а его как единственного сына призывать не полагалось. Так он заставил отца пойти в военкомат и дать разрешение на свой призыв.
«В 68-м году, когда я пришёл из армии, Николая Тарасовича уже не было в школе. Знаю, что какое‑то время он трудился в строительном техникуме, который я окончил, и мы с ним больше не встречались», – с грустью констатирует Анатолий Иванович.
Теперь уже сам пенсионер, оценивая свою жизнь, белгородец убеждён, что уроки патриотизма, целеустремлённости, неравнодушия, привитые учителем-героем, соприкосновение с его личностью очень повлияли на его судьбу. Во время Чернобыльской аварии, к примеру, Антонюк одним из первых поехал на её ликвидацию добровольцем. Всю жизнь строил Белгород, а теперь использует каждый случай, чтобы рассказывать о любимом городе и своих земляках-тружениках. Пишет книгу воспоминаний, увековечивая имена участников войны, погибших на полях сражений в нашей земле. Как и его учитель, старается заложить любовь к Родине у юных белгородцев, рассказать о подвиге его защитников.
Полжизни – небу
Владимиру Черенкову запомнилось, как в интернате воспитателем работала жена Лукинова – Антонина Иосифовна. Это была на редкость дружная пара, и тёплые, уважительные отношения супругов-педагогов для многих интернатовцев стали образцом для подражания.
«Мы находились в интернате неделю, а на выходные уезжали домой, к родителям. О том времени у меня остались самые замечательные воспоминания. Жили дружно – все праздники, дни рождения отмечали вместе. Нам даже одноклассники в школе завидовали. Помню, как Николай Тарасович приходил вечерами, помогал супруге, проверял, везде ли порядок. Как военный человек он во всём любил дисциплину, но при этом никого не обижал, оставался спокойным и добрым. Мы всегда просили его рассказать о войне, об армейской службе», – делится Владимир Константинович.
Огромной заслугой Лукинова стало появление при школе тира – первого, уникального в своём роде, 50-метрового. Учитель добивался его строительства и лично контролировал процесс. Разумеется, 35-я школа сразу стала центром соревнований по стрельбе.
«В том, что я выбрал профессию военного, конечно, был пример Николая Тарасовича. Получилось, что ещё в восьмом классе мы с ребятами записались на планерное отделение в белгородский авиационно-спортивный клуб. Очень многие
ушли потом в авиацию», – делится Владимир Константинович.
Ученики видели, что, не будучи профессиональным учителем, Николай Тарасович всегда очень тщательно готовился к занятиям – не было вопроса, в котором он не разбирался, который не мог до них донести. Эта его щепетильность тоже помогла ученикам ко всему относиться серьёзно, ответственно.
По окончании Харьковского высшего военного авиационного училища судьба Черенкова сложилась так, что достойна книги. Белгородец пережил гибель друга-однокурсника, лётчика Виктора Казанцева, имя которого ныне носит белгородская школа № 19. Охранял небо страны – от Мукачева до Курильских островов. Однажды даже пришлось катапультироваться из горящего самолёта. Был он и свидетелем нарушения советской границы корейским самолётом в 1983 году, который пришлось сбить. Его как эксперта часто приглашают рассказать о прошедших событиях. Тогда американцы постоянно проверяли работу советских систем ПВО и не упускали возможности шпионить на нашей территории.
25 лет Владимир Черенков отдал авиации. Наверное, его учитель был бы счастлив, узнав, что его рассказы о войне, уроки патриотизма, дисциплины помогли сложиться судьбам многих белгородских ребят и девчонок. На пороге взросления у каждого был крепкий личностный стержень и светлые мечты служить Родине, так же как это делал их учитель – Герой Советского Союза Николай Лукинов.
Елена Лукинова, внучка Героя Советского Союза Николая Лукинова:
«Дедушка мне фактически заменил отца и остался в памяти самым любящим и заботливым человеком. Он участвовал во всех моих начинаниях. И уроки со мной делал, и отдыхали мы всегда вместе. Рыбалка, поездки на дачу, на его родину – в корочанскую Поповку, где меня приобщали к крестьянскому труду, – всё запомнилось. Дедушка держал несколько ульев и меня брал на пасеку. Однажды меня укусила пчела, и он чувствовал себя виноватым – расстроился из‑за этого происшествия, жалел меня. Но, несмотря на безумную любовь, и он, и бабушка были очень строги в вопросах дисциплины. Они сами жили по строгому режиму и меня приучали: вовремя лечь спать, пообедать с семьёй, обязательно делать зарядку по утрам, застелить постель, убрать в комнате. Дедушка учил быть твёрдой, уметь говорить «нет», а если что‑то пообещала – непременно выполнить. Никто и никогда в нашем доме не говорил про героическое прошлое дедушки, и он – в первую очередь. Я, конечно, знала – его приглашали на разные встречи, поздравляли с 23 Февраля и 9 Мая, – но никакого культа из его прошлого не делали. Но главный пример, который у меня остался от дедушки с бабушкой, – непоказная, настоящая любовь и поддержка друг друга во всём. Никогда ни у кого я не видела таких отношений».
Ольга Бондарева