Невидимая война шифров. Как 5-е управление НКГБ СССР добывало ценные сведения о противнике
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
14 апреля 1943 года в канун битвы на Курской дуге указом Президиума Верховного Совета СССР был образован Народный комиссариат государственной безопасности СССР.
На страже информации
В связи с этим все оперативно-чекистские подразделения из структуры НКВД были выведены и переданы в наркомат госбезопасности. К числу таких подразделений относился и 5-й спецотдел (шифры, шифрованная переписка), реорганизованный в дальнейшем в 5-е управление НКГБ СССР.
Основные направления деятельности этого аппарата по организации шифровального и дешифровального дела были сохранены. Потому что перехваченные и дешифрованные телеграммы противника являлись весомым источником разведданных.
Помимо того, для советских военачальников шифровки были надёжным каналом передачи информации. Пример такой переписки – фрагмент раскодированного текста шифротелеграммы № 44781 за подписью Юрьева (Г. К. Жукова – прим. авт.), адресованной командующим Воронежским и Степным фронтами: «Ставка дала Вам артиллерийский корпус и дивизии прорыва для того, чтобы прорвать оборону противника. На первом этапе, при прорыве обороны противника 5.8.43 г., Вы правильно использовали артиллерийские дивизии прорыва, и как результат правильного использования задача была блестяще выполнена».
Разумеется, государственные меры по сохранению военных секретов были связаны с криптографией, которая применялась при составлении шифровок. Однако работа дешифровальщиков по раскодированию переписки противника была тесно переплетена с органами разведки и контрразведки. Указанные службы добывали ключи и описания шифросистем.
Избежать утечки
В большинстве своём носителями этой тайнописи были шифровальщики. Их стремились завербовать вражеские разведорганы. В романе В. Богомолова «Момент истины» есть подобный эпизод. В ходе допроса немецкого агента-радиста офицер Смерша Таманцев узнаёт, что предатель, имеющий кличку для радиограмм Матильда, – капитан, шифровальщик штаба фронта. Из этого следует, что гитлеровцы имели возможность читать раскодированные шифровки наших штабистов.
Утечка информации о планируемых операциях приводит к снижению эффективности действий частей и соединений фронта и резко увеличивает потери в живой силе. Вот по какой причине в романе операция «Неман» взята на контроль Ставкой Верховного Главнокомандования. Теперь же, когда читатель введён в курс дела, попробую на конкретном примере осветить оперативно-служебную деятельность сотрудников 5-го управления НКГБ СССР в годы Великой Отечественной войны.
К сожалению, эта тема не одно десятилетие из‑за грифа секретности оставалась в тени. Да и интереса к ней журналисты и писатели не проявляли и не проявляют. Ведь в работе чекистов-шифровальщиков нет устраиваемых засад, погонь за шпионами, огневых контактов во время задержаний.
В поисках ключа лежит неустанное усердие в сочетании с криптоанализом чужих шифров. В чём‑то это трафаретные шаги к разгадке. Но полученный результат мог быть больше, чем у войсковых разведчиков.
Взломщик вражеского замысла
В процессе исследования разнообразных архивных документов из фондов ЦАМО РФ удалось выяснить, что при фронтах функционировали ещё и полевые отделы 5-го управления НКГБ СССР.
Возглавлял 5-й полевой отдел при 1-м Белорусском фронте (ранее именовался Центральным) наш земляк, уроженец Старооскольского района полковник Василий Евстафьевич Рукавицын. Это был грамотный и эрудированный руководитель, умевший сфокусировать своё внимание и внимание подчинённых на главных моментах в текстах перехваченных шифрограмм неприятеля.
Так, в период проведения операции войсками фронта на Бобруйском направлении отделом Рукавицына была взломана шифропереписка между штабами гитлеровских 707-й и 134-й пехотных дивизий и частями 20-й танковой дивизии. Добытые ценные сведения о противнике своевременно были переданы командованию фронта для принятия решений.
Более того, опергруппа отдела разработала новый шифр и проинформировала штаб 47-й армии и штаб фронта о численности личного состава и состоянии матчасти в танковой дивизии СС «Викинг». В итоге тщательно продуманные подготовительные усилия комдива группенфюрера СС Гилле по удержанию занимаемого плацдарма пошли насмарку.
За быстрый перехват и обработку важного разведывательного материала начальник 5-го полевого отдела 5-го управления НКГБ СССР полковник Рукавицын по представлению начальника разведотдела штаба 1-го Белорусского фронта генерал-майора Чекмазова в ноябре 1944 года был награждён орденом Отечественной войны II степени.
В целом за боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны Василий Евстафьевич был отмечен именными часами, орденом Красной Звезды и воинское звание полковника получил досрочно. А в мирное время за доблестный труд на благо Отечества он был удостоен ордена Ленина и Красного Знамени.
Уважаемые читатели! Региональная общественная организация «Союз журналистов Белгородской области» завершает юбилейный год Победы советских войск на Курской дуге и Прохоровского танкового сражения материалом Василия Журахова о боевых заслугах нашего земляка, начальника 5-го полевого отдела 5-го управления НКГБ СССР полковника Василия Евстафьевича Рукавицына. Но наши встречи на страницах областной газеты не заканчиваются. В будущем году стартует наш новый проект «Закалённые фронтом на страже нового региона», посвящённый 70-летию образования Белгородской области. Мы расскажем читателям о становлении органов внутренних дел и госбезопасности, а также о людях, которые возглавили и стояли у истоков их строительства. В серию очерков войдут архивные материалы о громких делах первых лет образования Белгородской области, талантливых следователях и оперативниках, проявивших себя в борьбе с преступностью.
Член Союза журналистов России Василий Журахов