Необходимое вмешательство. Как прокуратура области противодействует коррупции закона
Об этом «Белгородским известиям» рассказал прокурор Белгородской области Владимир Торговченков
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
В этом году в Белгородской области прогремело несколько крупных коррупционных скандалов. Были задержаны бывший мэр Белгорода Антон Иванов, бывший глава администрации Старооскольского округа Александр Сергиенко, а также бывший вице-губернатор Белгородской области Константин Полежаев. Все трое обвиняются по коррупционным статьям, эти дела в прокуратуре под особым контролем. Также на контроле у прокуратуры важные и чувствительные для нашего общества дела в сфере борьбы с наркотрафиком и обеспечения исполнения законов о безопасности дорожного движения. Отдельное внимание уделяется законности в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ.
О коррупции
— Расскажите о работе областной прокуратуры в сфере антикоррупционной направленности.
— В истекшем периоде 2023 года выявлено более 1 100 нарушений антикоррупционного законодательства, в целях их устранения внесено 420 представлений, по результатам рассмотрения которых 423 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности. На незаконные правовые акты, содержащие коррупциогенные факторы, принесено 328 протестов, в суды направлено 12 исков, в том числе о взыскании ущерба и взяток в пользу государства, в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ направлено 4 материала, по результатам рассмотрения которых возбуждено 4 уголовных дела коррупционной направленности, по постановлениям прокуроров возбуждено 24 дела об административных правонарушениях.
Благодаря антикоррупционной экспертизе в 249 проектах нормативных правовых актов установлено 458 коррупциогенных факторов, которые исключены до принятия обязательных для неопределённого круга лиц правил поведения.
Прокуратурой региона выявлено 286 лиц, допустивших нарушения антикоррупционных ограничений, запретов и обязанностей. По результатам прокурорских проверок установлено 32 лица, допустивших нарушения законодательства об урегулировании конфликта интересов. Если брать конкретные примеры, то в этом году городским прокурором пресечены факты использования служебных автомобилей в личных целях двумя чиновниками: заместителем главы администрации городского округа по ЖКХ и системам жизнеобеспечения и председателем комитета градостроительной политики муниципального имущества. В результате прокурорского вмешательства в бюджет муниципального образования возвращено порядка 70 тысяч рублей.
— Прокуратура как надзорный орган уделяет пристальное внимание доходам и расходам госслужащих?
— Совершенно верно. Мы тщательно отслеживаем соответствие расходов доходам чиновников. В текущем году межрайонный прокурор провёл проверку в отношении двух депутатов представительного органа одного из городских округов. В результате установлены поступления денежных средств на счета депутатов, законность которых не подтверждена. В суд направлено два исковых заявления о взыскании в доход государства указанных денежных средств. Также прокурором предъявлен иск к бывшему начальнику департамента имущественных и земельных отношений администрации одного из городских округов и её сыну о прекращении права собственности на квартиру стоимостью более 3,8 млн рублей и обращении данного недвижимого имущества в пользу Российской Федерации.
— В этом году в нашей области было несколько крупных коррупционных скандалов. Как изменилась структура коррупционной преступности?
— Да, в настоящее время органы следствия во взаимодействии с прокуратурой расследуют уголовные дела по фактам получения взяток заместителем губернатора Белгородской области, главой администрации одного из районов области и другие. В истекшем периоде 2023 года в области произошло увеличение на 20,5 % количества зарегистрированных преступлений коррупционной направленности – 176 случаев. Отмечается изменение структуры коррупционной преступности. Так, общее количество выявленных фактов взяточничества возросло на 44 % – до 121, их удельный вес составил 68,7 % от общего количества преступлений данной категории.
На 2 % уменьшилось количество зарегистрированных преступлений, связанных с хищением, – 48, их удельный вес составил 27,2 % от общего количества. Увеличилось на 60 % (24 случая) количество взяток, на 127 % (59 случаев) вырос показатель дачи взяток. На 19,3 %, или до 37, увеличилось количество случаев мелкого взяточничества. Вместе с тем на 91,6 %, или до 1, снизилось количество преступлений, связанных с посредничеством во взяточничестве.
Положительные результаты в борьбе с коррупцией в регионе приносит взаимодействие прокуратуры с правоохранительными органами, в том числе в рамках координационных и межведомственных совещаний.
К примеру, в ходе проверки сведений средств массовой информации о нарушениях цементным заводом требований природоохранного законодательства надзорные мероприятия проводились прокуратурой во взаимодействии с управлением Федеральной службы безопасности и контролирующими органами. Совместная работа позволила зафиксировать факт передачи генеральным директором юридического лица должностному лицу Росприроднадзора взятку в размере 500 тыс. рублей за непривлечение предприятия к административной ответственности. Уголовное дело расследуется.
О дорожной безопасности
— Какая ситуация в области по обеспечению дорожно-транспортной безопасности?
— Проводимый нами анализ аварийности в регионе показывает, что ситуация на дорогах области находится под контролем, однако является достаточно напряжённой и требующей повышения качества работы уполномоченных органов. По данным УГИБДД УМВД России по Белгородской области, в 2023 году на территории области зарегистрировано 690 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых 88 человек погибли и 876 получили ранения различной степени тяжести. В сравнении с прошлым годом общее количество происшествий увеличилось на 11,3 %, раненых – на 6,7 %, число погибших уменьшилось на 2,2 %. Тяжесть последствий снизилась с 9,9 % до 9,1 %.
— Какова роль прокуратуры в надзоре за исполнением законов по безопасности дорожного движения?
— Роль огромная, как и объём работ. Особое внимание обращается на соблюдение законодательства при заключении и исполнении контрактов, концессионных соглашений на строительство, реконструкцию, ремонт и обслуживание автомобильных дорог, создание комплексов фото- и видеофиксации, законность расходования средств дорожных фондов. Также под прокурорским надзором – соответствие улично-дорожной сети установленным требованиям, проведение профилактических мероприятий правоохранительными органами и органами местного самоуправления. За 9 месяцев 2023 года прокурорами выявлено свыше 2 тысяч нарушений в этой сфере.
В текущем году в суды направлено более 700 исковых заявлений, в том числе с требованиями обеспечить искусственное освещение пешеходных переходов, по признанию бездействия администраций муниципальных образований в непринятии мер по формированию маршрутной сети и транспортной инфраструктуры, организации и проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок в населённых пунктах. По результатам принятых мер прокурорского реагирования в области отремонтировано 82,3 км дорог, установлено 100 знаков, приведено в соответствие 48 пешеходных переходов, модернизирован 1 светофор.
В судах Белгородской области прокурорами поддержано обвинение в отношении 395 лиц, совершивших преступления в сфере безопасности дорожного движения. В нашем регионе, ранее чем во многих других, применяется практика конфискации транспортных средств, принадлежащих виновным и использованных при совершении преступлений, – всего в доход государства конфисковано 103 единицы транспорта.
— Какие нарушения допускаются при организации безопасности дорожного движения с несовершеннолетними?
— В основном это нарушения, связанные с установкой, содержанием технических средств вблизи детских образовательных учреждений либо же их отсутствием. Таких случаев выявлено в этом году более полусотни. Также прокуроры пресекали нарушения транспортного обеспечения обучающихся до образовательной организации и обратно. К примеру, прокурором Корочанского района установлено, что на территории одного из сельских поселений семерых детей в дошкольные образовательные учреждения возят родители, так как специализированного транспорта нет.
Прокурором в судебном порядке восстановлены права обучающихся, органы местного самоуправления обязаны принять меры к устранению нарушений. Особенно хочется отметить необходимость более ответственного подхода родителей к воспитанию детей и обучению их навыкам безопасного поведения на улицах. Такие факты, как приобретение мототранспортных средств подросткам, не достигшим возраста 16 лет, и разрешение детям управлять данными транспортными средствами, формируют у детей легкомысленное отношение к обеспечению своей безопасности и безопасности других участников дорожного движения и дальнейшее девиантное поведение.
Координация для результата
— Отдельная тема – оборот оружия и взрывчатых веществ. Какие меры принимаются прокуратурой для поддержания порядка в данной сфере?
— Всего в 2022-м и истекшем периоде 2023 года управлением Росгвардии по Белгородской области во взаимодействии с УМВД России по Белгородской области проверены свыше 39 тыс. владельцев гражданского оружия, выявлено 1 963 нарушения, к административной ответственности привлечены 1 963 виновных лица, из оборота изъято 2 090 единиц гражданского оружия, добровольно сдано 503 единицы гражданского оружия.
В текущем году на территории области наблюдается значительный рост числа зарегистрированных преступлений, совершённых с использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих устройств (с 53 до 790), раскрываемость которых выросла на 22,2 %.
На фоне роста числа преступных деяний с использованием оружия также выросло и количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, – с 111 до 193 (+73,8 %), в том числе связанных с их сбытом (с 0 до 22, +100 %), из которых 109 относятся к категории тяжких и особо тяжких.
По возбуждённым уголовным делам изъято 35 единиц огнестрельного оружия, более 6 тыс. боеприпасов различного калибра и 132 кг взрывчатых веществ (пороха), 97 взрывных устройств (гранат и взрывателей).
Указанные результаты в том числе обусловлены координационной ролью органов прокуратуры в борьбе с незаконным оборотом оружия и взрывчатых веществ. Следует отметить, что работа по контролю за легальным оборотом оружия в стране возложена на подразделения Росгвардии, недопущение и пресечение незаконного оборота оружия осуществляют органы внутренних дел.
Необходимо сказать, что в сложившейся обстановке важное значение имеет работа управления Федеральной службы безопасности по выявлению и недопущению фактов введения в теневой оборот боевого, стрелкового оружия. На состоявшемся в прокуратуре области координационном совещании с участием вышеуказанных ведомств обсуждён вопрос о стимулировании интереса граждан к выдаче оружия, находящегося в пользовании без разрешительной документации. В результате прокуратурой области подготовлены предложения о внесении изменений в действующее на территории субъекта законодательство в части увеличения размера вознаграждения гражданам за добровольную сдачу незаконно хранящегося оружия, а также подготовлены предложения о принятии на федеральном уровне специального закона, регулирующего аналогичные выплаты за сдачу современного боевого оружия.
С участием прокуроров в судах заслушано 101 уголовное дело о преступлениях в рассматриваемой сфере, оправдательные приговоры не выносились.
Беседовал Алексей Стопичев