«Сохранить память». Что считает важным прокурор Белгородской области Владимир Торговченков
Накануне Дня работника прокуратуры «Белгородские известия» рассказывают о надзоре за исполнением законодательства об охране объектов культурного наследия
-
Статья
-
Статья
Сохранение традиций, памятников истории и этнокультурного многообразия особенно актуально в эпоху перемен. Именно потому прошедший, 2022 год был объявлен президентом Путиным Годом культурного наследия народов России. Утрата культурных ценностей невосполнима и необратима, и особую значимость приобретает прокурорский надзор за соблюдением законодательства в этой сфере, потому как неисполнение законов может привести к повреждению и утрате объектов культурного наследия.
— Владимир Иванович, что относится к объектам культурного наследия и почему так важно их охранять?
— Согласно Федеральному закону, к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества (в том числе археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, которые возникли в результате исторических событий и представляют собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
И важно сохранить их не только как память об исторических событиях. Заложенные нашими предшественниками обычаи имеют значение для всего общества, воспитания и полноценного развития будущих поколений в соответствующей системе ценностей, формирования правильных убеждений, общественного сознания и поведения.
— Каким образом производится учёт объектов культурного наследия и сколько их у нас?
— Учёт производится с помощью единого государственного реестра – государственной информационной системы. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях и размещаются на сайтах федерального и региональных органов охраны объектов культурного наследия в сети Интернет. В нашем регионе зарегистрировано более 2 тысяч объектов культурного наследия, из которых 147 – это храмы, церкви и иные объекты религиозного значения.
— Какие нарушения в сфере их охраны выявляются прокурорами в ходе надзорных мероприятий?
— Нарушения чаще всего происходят из‑за ненадлежащего исполнения своих контрольных функций управляющими органами. Бывают ситуации, когда ремонтно-восстановительные работы культурных объектов проводятся подрядчиками, не имеющими необходимых лицензий, а также без согласования в установленном порядке с уполномоченным органом. Повсеместно выявляются факты неисполнения обязанности по установлению зон охраны в отношении объектов культурного наследия, нарушения сроков исполнения подрядчиками взятых на себя обязательств, а также содержания объектов культурного наследия в ненадлежащем состоянии.
К примеру, одно из старейших образовательных учреждений Белгородской области – здание лицея № 9 в областном центре – является памятником архитектуры начала XX века. При этом его ремонт проводился подрядной организацией без решения уполномоченного органа, что было установлено прокуратурой города Белгорода в ходе надзорных мероприятий. По представлению прокурора города необходимый документ подрядчиком получен, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Также поставлен вопрос о привлечении нарушителей к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
В Губкинском округе прокуратурой установлено нарушение сроков выполнения ремонтных работ братской могилы советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками. Надлежащий контроль за исполнением подрядчиком обязательств в определённый в контракте срок муниципальным заказчиком не осуществлялся. После вмешательства прокуратуры нарушения были устранены.
— Владимир Иванович, вы сказали, что нередко выявляются факты содержания культурных объектов в неудовлетворительном состоянии. Какие меры в связи с этим принимались органами прокуратуры области?
— Физические и юридические лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, в том числе если он находится во владении или пользовании третьих лиц, обязаны содержать и правильно их использовать. Требования эти предусмотрены статьёй 47.3 Федерального закона. Содержание объектов культурного наследия в ненадлежащем состоянии может привести к их порче и разрушению. Поэтому по каждому такому факту прокуратурой принимаются исчерпывающие меры прокурорского реагирования.
К примеру, в Ракитянском районе прокуратура внесла представления главам администраций муниципальных образований в связи с отсутствием доступа населения к братским могилам советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, которые расположены в сёлах Русская Берёзовка и Коровино Ракитянского района. Только после рассмотрения представлений, внесённых Старооскольской городской прокуратурой, были устранены нарушения, допущенные при капитальном ремонте объекта культурного наследия регионального значения «Аптека Турминского» в Старом Осколе.
Прокурор Грайворонского округа обратился в суд и потребовал обязать органы местного самоуправления привести в надлежащее состояние два объекта культурного наследия путём проведения восстановительных и иных работ. Суд требования прокурора признал обоснованными и удовлетворил. Всего же прокуроры во всех районах области внесли 46 представлений и контролируют устранение выявленных нарушений.
— Владимир Иванович, в числе распространённых нарушений вы назвали отсутствие зон охраны объектов культурного наследия. Какие меры принимались к нарушителям?
— Зона охраны объекта культурного наследия создаётся для целей обеспечения его сохранности в исторической среде, согласно статье 34 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Однако органы местного самоуправления не всегда принимают меры к установлению таких зон, и это не позволяет обеспечить полную сохранность памятника истории и культуры для нынешнего и будущего поколений. Указанные случаи сразу же становятся предметом для прокурорского реагирования.
К примеру, шебекинским межрайонным прокурором в ходе проверки установлено, что зоны охраны в отношении 10 объектов культурного наследия регионального значения не разработаны и не утверждены. В связи с этим прокурор направил в суд исковые заявления о возложении на администрацию Шебекинского городского округа и региональное управление государственной охраны объектов культурного наследия обязанности разработать проекты зон охраны исторических памятников. Смею заверить, что органами прокуратуры области и впредь будет продолжена надзорная деятельность за исполнением законов, регулирующих вопросы увековечивания и государственной охраны объектов культурного наследия.
Кстати, в 2022 году прокуроры выявили 159 нарушений, принесли 5 протестов, внесли 116 представлений и направили 39 исковых заявлений в суд. По инициативе прокуратуры 48 виновных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, в отношении 5 лиц возбуждены дела об административных правонарушениях.
Беседовал Алексей Стопичев