В поисках фишек. Как в Белгородской области развивают внутренний туризм
На заседании круглого стола на эту тему побывала «БелПресса»
![В поисках фишек. Как в Белгородской области развивают внутренний туризм В поисках фишек. Как в Белгородской области развивают внутренний туризм](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/29/32/2932de48-f5f7-4d05-a535-fd9aa58b5183/elzh9267.jpg__750x415_q75_crop-True_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
Встречу в Белгороде организовало местное отделение общественной организации «Деловая Россия». Представители туристического рынка обсудили перспективы развития регионального туризма в 2024 году и возможные меры его поддержки.
Сельский, промышленный, железнодорожный
«Все мы надеемся, что СВО скоро закончится, жизнь перейдёт на мирные рельсы, – признался модератор круглого стола, председатель белгородского реготделения «Деловой России» Сергей Лисов. – И есть желание обсудить, какие меры поддержки могут получить предприниматели для привлечения гостей на Белгородчину».
Начальник областного управления по туризму Ия Подзолкова считает, что в изменившихся геополитических условиях для всей России открывается окно возможностей для развития внутреннего туризма. Это касается и Белгородской области, где, впрочем, пришлось немного скорректировать планы из‑за оперативной обстановки. Однако, несмотря на это, цель управления – постоянно присутствовать в информпространстве, напоминая о регионе и формируя интерес к нему у потенциальных гостей.
![Фото: Елена Журавлёва В поисках фишек. Как в Белгородской области развивают внутренний туризм - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/11/d8/11d8943d-3f12-4685-8127-6c96cab502ff/elzh9258.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Традиционный приоритет в Белгородской области – развитый ещё с советских времён патриотический туризм. А также событийный, сельский и гастрономический виды туризма.
Среди новых развивающихся направлений – железнодорожный туризм – плод активного сотрудничества с РЖД. И промышленный, ставший для региона изюминкой года.
«Он появился у нас благодаря участию ряда наших горнорудных и пищевых предприятий во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, который инициировало Агентство стратегических инициатив, – пояснила Подзолкова. – Правительство области, холдинг «Металлоинвест», АСИ и университет МИСиС заключили соглашение по созданию в регионе Центра компетенций по промышленному туризму. Всем предприятиям, которые захотят открыть свои двери для гостей, там помогут разработать маршруты, расскажут обо всех подводных камнях этой деятельности».
![Фото: Елена Журавлёва В поисках фишек. Как в Белгородской области развивают внутренний туризм - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/b1/cd/b1cd3e36-e491-4b32-97aa-17ccccaa6f19/elzh9273.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Стандарт гостеприимства
Как минимум вдвое, по мнению начальника туруправления, к лету 2024 года в регионе должно вырасти число участников рынка промышленного туризма – их станет порядка 20. К тем, кто уже занят в нём сегодня: ГОКи, ОЭМК, предприятия «Горхлеб», «Старая крепость», «Борисовский сыр», могут присоединиться белгородский аквапарк, Белгородасбестоцемент, «Славянка», типография «Константа» и прочие компании.
Развитию турсферы способствует рост качества принимающих объектов. Для этого в регионе разработали Белгородский стандарт гостеприимства. Это свод методических рекомендаций для предприятий общепита, сельских усадеб – мест, которые посещают и где живут туристы.
«Те, кто ему соответствует, получают знак качества «Гостеприимное Белогорье». В этом году из 39 участников конкурса его получили только 25», – рассказала Подзолкова.
«Бренд отсутствует». Почему в Белгородской области решили перезапустить туризм
Туризм для аграриев
Сотрудничество с другими регионами, особенно с соседними, – естественный способ развития туротрасли. Так, с Курской областью у белгородцев разработаны по два патриотических и промышленных тура. Между Белгородом, Воронежем и Курском пустили туристические поезда.
Есть и бренд, способствующий росту узнаваемости региона, – «БелОГОрье». Под ним выпускают сувениры, путеводители и прочую продукцию.
Подзолкова говорила также о привлечении федерального финансирования по всем возможным каналам (в 2022 году удалось получить более 120 млн рублей), создании туристической инфраструктуры, участии предпринимателей в программах поддержки МСП. Все эти методы развития активно применяют.
![Фото: Елена Журавлёва В поисках фишек. Как в Белгородской области развивают внутренний туризм - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/87/56/8756f602-776e-4954-ae8a-e6022c9f5b4a/elzh9309.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Ещё один способ развития туризма – сотрудничество управления с министерствами другого профиля. О мерах поддержки со своей стороны на круглом столе рассказал замминистра сельского хозяйства Белгородской области – начальник департамента устойчивого развития сельских территорий Андрей Цапков.
«Мы можем предложить грантовую поддержку сельхозтоваропроизводителям, которые планируют развивать гастротуризм – направление, необходимое, чтобы увеличить объёмы реализации своей продукции, – сообщил он. – Есть поддержка в виде федеральных средств – до 10 млн рублей. Эти деньги помогут развивать имеющиеся туристические объекты».
Гармоничное и безалкогольное. Какое вино создают белгородские учёные
В ногу с курянами
На круглом столе обсуждали, как предпринимателям грамотно оформить документы для участия в федеральных грантовых конкурсах, продвигать объекты индустриального туризма в СМИ, решать проблемы подключения туробъектов к инфраструктуре и пересмотра вопросов налогообложения.
Для тех, кто занят в турбизнесе, актуален и кадровый вопрос. Органы власти должны дать рекомендаций о том, с какими учебными заведениями региона стоит заключать договоры и организовывать совместные обучающие программы.
Профессор, доктор медицинских наук, завкафедрой фармакологии и клинической фармакологии БелГУ Михаил Покровский выступил на тему развития ампелографии (виноградства и виноделия) в Центрально-Чернозёмном регионе и Белгородской области.
![Фото: Елена Журавлёва В поисках фишек. Как в Белгородской области развивают внутренний туризм - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/72/f6/72f686f8-e560-4479-adeb-f5fe7015ef39/elzh9321.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
В заседании участвовали коллеги из Курской области. Проблематика турсферы в этом приграничном регионе схожа с белгородской.
«Рад обсудить с белгородцами повышение привлекательности наших областей для туристов в сегодняшних непростых обстоятельствах, – признался «БелПрессе» председатель курского отделения «Деловой России» Олег Малахов. – Нам действительно необходимо находить те инструменты, которые окажутся реально полезными, помогут развиваться нашим областям. Привезти туристов в наши регионы сегодня – задача достаточно сложная. Поэтому я искренне надеюсь, что и предприниматели, и органы исполнительной власти будут находить какие‑то новые фишки, привлекательные моменты, которые позволят сделать поездки в наши регионы более интересными и желанными».
Олег Гончаренко