О чём мечтает ветеран педагогического труда с 30-летним стажем
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Алексей Толстой много лет назад красиво сказал про русский язык: «Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего». А ветеран педагогического труда, учитель русского языка и литературы Алексей Романович Трунов уверяет, что любовь к языку прививается с детства, и здесь всё зависит от первых учителей-русоведов.
«Садись, пять!»
Алексей Романович родился 24 марта 1947 года в селе Вышние Пены Ракитянского района Белгородской области в большой крестьянской семье – у родителей было восемь детей: трое сыновей и пять дочерей. В 1954 году он пошёл в школу.
«С самого детства хотел стать учителем, – рассказывает Трунов. – У меня был учитель русского языка и литературы – Пётр Алексеевич Ордынец, вот он и привил мне любовь к русскому языку со школьной парты».
Алексей Романович вспоминает, как однажды Пётр Алексеевич вызвал двух его одноклассниц и начал спрашивать про первое и второе спряжение.
— Я не выучила, – говорит одна девочка. – Я маме помогала.
— Я тоже, – отвечает вторая. – По хозяйству крутилась…
— Трунов, выручай! – обратился учитель к Алексею.
— К первому спряжению относятся глаголы, которые имеют окончания -ешь, -ем, -ут, -ют, ко второму –
глаголы на -ит, -им, -ат, -ят! – отчеканил Алексей.
— Трунов, – спрашивает учитель, – а ты родителям помогаешь?
— Конечно помогаю, – ответил Алексей. – Но и уроки тоже делаю.
— Садись, пять!
Работал грузчиком
Успешно окончив в 1962 году восьмилетку, Алексей мечтал поступить в Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге (тогда ещё в Ленинграде) на сурдопереводчика. Профессия сложная, но попробовать попасть на кафедру сурдопедагогики посоветовала его учительница литературы Александра Захаровна Барсукова, зная, что он точно сможет. Но, к сожалению, его мечта осталась мечтой из‑за трудностей в финансовом плане: родители были простыми колхозниками, работали за трудодни.
«Бабушка дала мне три рубля, и я поехал в Белгород, чтобы поступить в Белгородский педагогический институт им. М.С. Ольминского, – рассказывает Алексей Романович. – Это было в 1965 году. Конкурс был большой, желающих поступить много. Но я все экзамены легко сдал на отлично, получив четвёрку только по немецкому языку».
История КПСС, марксистко-ленинская философия, диалектология, старославянский язык, устное народное творчество – некоторые предметы в педагогических институтах сейчас уже и не встретишь. А Алексей Романович изучал их на протяжении всего обучения.
«Все четыре года я учился хорошо и получал стипендию. Единственный предмет, который у меня хромал, – это немецкий. Вот не давался он мне, и всё тут, – говорит Трунов. – Но я старался, ведь если будет тройка – лишишься стипендии, а в то время без поддержки тяжело было, жить на что‑то нужно. И я стремился учиться».
Алексей Романович рассказывает, что в те годы после учёбы нередко приходилось подрабатывать:
«Жили в общежитии, а напротив был гастроном, где по вечерам мы грузчиками работали. Все же ребята молодые и крепкие, чуть больше двадцати лет. Однажды даже вагоны разгружали – ящики с консервами всю ночь таскали. За эту работу нам заплатили хорошо, но зато на другой день мы не пошли на лекцию – не смогли даже с кровати подняться».
На своём курсе Трунов подружился с хорошими ребятами – Николаем Савченко, который потом стал редактором белгородской областной молодёжной газеты «Ленинская смена», и с Павлом Кривцовым – он работал в этой же газете фотокорреспондентом.
«С Пашей и Колей мы делили одну комнату в общежитии. Затем Колю перевели в Курск, где он стал редактором газеты «Молодая гвардия». Мы до сих пор общаемся, даже спустя столько лет, созваниваемся, в гости приезжаем друг к другу: он ко мне, а я к нему – в Курск», – делится Алексей Романович.
На его груди блестит медаль.
«Выпущена она в 2011 году – «300 лет Михаилу Васильевичу Ломоносову». Её мне в Белгороде вручили», – гордо говорит педагог.
Старался всех подтянуть
Окончив пединститут в 1969 году, Трунов вернулся в Ракитянский район:
«Меня отправили в село Меловое, где я стал учителем русского языка и литературы. Проработав там три месяца, ушёл отдавать долг Родине – вступил в ряды Советской армии. Спустя год службы в Баку вернулся опять в Меловое, на ту же должность. Затем женился, первая жена тоже была учительницей».
Чуть позже Алексей Романович перевёлся в родную школу, где трудился учителем русского языка до выхода на пенсию.
На вопрос, каким он был учителем все эти годы, Алексей Романович задумывается.
«Я всегда был очень строгим, но справедливым, – говорит педагог. – Поначалу даже было страшновато начинать, я же был совсем молодой и зелёный, а мои ученики лет на пять–шесть младше меня. Вот как ими командовать, что им говорить, чтобы меня слушали? Но я всегда любил дисциплину, и они за это меня даже побаивались. Уже после окончания школы, когда мы с ними встречались, говорили, что я был самый строгий учитель. А я просто требовал, чтобы дети учились, чтобы знали мой предмет. Я никого не выделял, любимчиков не было, для меня все дети были равны – были хорошие, были ленивые, я старался всех подтянуть. Часто преподавал им выразительное чтение, чтобы развивать их мышление и память. Ты, когда читаешь правильно, потом и мыслишь тоже правильно».
Алексей Романович показывает школьные фотографии с одним из его классов: строгий мужчина в костюме в окружении детей. Он был и классным руководителем много лет, и завучем довелось поработать.
— Вы много лет работали в женском коллективе. Было сложно?
— Да, коллектив был у нас сплошь женским. Из мужчин только физрук, трудовик да я. Говорят же, что учитель – не мужская работа. Но Зоя Евгеньевна Богомаз, наш завуч, очень помогала мне. И женщины-педагоги хорошо к нам относились, ведь в основном я работал с теми же учителями, которые меня когда‑то учили. Но наши ученики всё же больше выделяли мужчин-учителей, – улыбается педагог.
Помимо учительской работы, Алексей Романович был всегда в активе, работал в сельской комсомольской организации, часто выступал перед молодёжью.
«Ещё в институте я пел и танцевал, – рассказывает Трунов. – В составе фольклорного ансамбля «Калинка» мы много ездили, были даже на международном фестивале, несколько раз в Москве. А потом и своих учеников к самодеятельности привлекал. Мы часто ходили в походы, с кострами и палатками, зарницы проводили. С детьми разговаривал обо всём: о школе, об уроках, о жизни деревенской, но особенно о том, кто кем хочет стать после школы».
Любимый посетитель
На пенсию Алексей Романович ушёл по выслуге лет, теперь дома ведёт большое хозяйство: две коровы, две лошади, курочки, уточки и индоуточки, голуби.
«Четверых сыновей я воспитал, но по моим стопам они не пошли, – улыбается педагог. – Двое – в Белгороде, один – в Ракитном, а ещё один живёт здесь, рядом со мной. Три внука и четыре внучки. Один внук учился на журналиста, но работает по другой профессии».
Алексей Романович даже на пенсии не сидит без дела: посещает местную библиотеку, сотрудничает с газетами, пишет статьи в Книгу Памяти села Вышние Пены. В газете «Наша жизнь» часто публикуют его заметки о родном селе. Он – любимый посетитель Вышнепенского ЦКР, дорожит дружбой с директором Центральной районной библиотеки Алиной Голевой. Очень гордится своими бывшими учениками, которые пошли по его стопам и тоже стали учителями.
«Люблю писателя-философа Фёдора Достоевского, потому что тоже не прочь порассуждать о жизни. А ещё Фета и Есенина. Детям в школе часто читал произведения этих поэтов. Меня тянет к чтению, привык уже, не могу по‑другому. Свой мозг нужно развивать, вот этим я и занимаюсь постоянно. Читайте классиков», – говорит педагог.
А ещё у него есть мечта:
«Очень хочу написать о моём отце-фронтовике Романе Фёдоровиче Трунове. Он всю войну прошёл, в 1945 году в Берлине был, в рейхстаге. Хочу быть достойным его памяти».
Елена Ржевская