Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
03 ноября 2023,  13:08

Завкафедрой БГТУ имени Шухова Михаил Игнатов: «Мы сильны, когда едины»

В День народного единства, 4 ноября, гость «Белгородских известий» рассуждает, почему эта дата объединяет людей разных национальностей и вероисповеданий

Завкафедрой БГТУ имени Шухова Михаил Игнатов: «Мы сильны, когда едины»Михаил ИгнатовФото: личный архив
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

В чём смысл и важность одного из самых молодых праздников в новейшей истории страны.

В гармонии с окружающим миром

— Считаете ли вы День народного единства одним из главных государственных праздников?

— Мы большая страна, у нас очень большая территория, прекрасная география, уникальные ресурсы, и прежде всего – человеческие. Мы всегда должны помнить, что стали такими именно потому, что умеем договариваться и быть едиными. Это пока ещё слабо раскрытый для понимания, но, безусловно, важнейший из праздников. Важность его в том, что он посвящён истории освобождения от внешнего влияния и обретения суверенитета за счёт народного единения. Когда народ для себя решил, что мы должны жить самостоятельно. Неспроста ведь этот день посвящён окончанию Смутного времени, – отвечает завкафедрой социологии и управления БГТУ им. В. Г. Шухова, доктор философских наук, лектор Российского общества «Знание» и коренной белгородец – Михаил Игнатов.

— А вы как‑то выделяете этот праздник?

— Так как он расположен удачно в календаре, это первая осенняя передышка после летних каникул. И первая возможность глотнуть свежего воздуха, посмотреть внутрь самого себя. Так как этот день – выходной, то мы с семьёй стараемся посмотреть памятные места и в Белгородской области, и в соседних регионах. Это прекрасная возможность прикоснуться к тем культурным достопримечательностям, на которые не всегда обращаешь внимание.

— Россия – страна, в которой мирно живут люди разных национальностей и вероисповеданий. Какие объединяющие их скрепы вы бы назвали главными?

— Я часто говорю своим студентам: представьте – в России проживает более 190 народов. И около 100 этносов (95 % жителей) являются коренными, т. е. живут здесь постоянно. Я вот сам этнический и серб, и украинец, и поляк, и мордвин, но я русский. «Русский» – это прилагательное за счёт того, что мы находимся в едином языковом пространстве, которое и определяет единую культуру. То, на каком языке мы говорим, и является основой нашего первичного единения. Философ Жан-Франсуа Лиотар говорил, что у каждого народа есть метанарративы – история, рассказывающая сама про себя и объединяющая этот народ. Ведь у каждой нации есть миф о Великой Победе. В нашей истории таких побед множество – победа 1612-го, 1812-го, 1945 года, и я надеюсь, что и последующая история случится в таком же точно духе. Те великие победы, которые ставят экзистенциальные вызовы, заставляя нас объединиться. Да, я не оговорился, именно что заставляли. Потому что, только когда создаётся ситуация напряжения, мы начинаем активизироваться.

 

Завкафедрой БГТУ имени Шухова Михаил Игнатов: «Мы сильны, когда едины» - Изображение Фото: личный архив

 

Кроме того, у нас есть совместные великие достижения. Это не только про войну и про внешние вызовы, но и про великие культурные победы: литература, музыка, кино, научные достижения. Михаил Ломоносов, Дмитрий Менделеев, Иван Павлов. Множество персоналий, которые образуют матрицу нашего сознания, делающую нас едиными. Важен момент и про вероисповедание, ведь духовная составляющая тех или иных народов точно так же входит в это единение. У нас, слава богу, сложилось так, что все основные религиозные конфессии нашли точки гармоничного сосуществования на принципах взаимоуважения. Но и этому способствует общая языковая картина – наш государственный русский язык.

Не зря же великий Александр Сергеевич Пушкин – африканец по происхождению. Он является не только солнцем русской поэзии, но и главным создателем конструкта – русского языка, которым мы пользуемся. 

Всё зависит от педагога

— А как студенты из других стран относятся к русскому языку?

— Я недавно встречался со своим аспирантом-китайцем, который получил в Казани музыкальное образование. Музыканты, когда учатся в России, особо на нашем языке не разговаривают. Но, занявшись философией, он был вынужден обратиться к более глубокому изучению языка. Скажем так, ему очень повезло с преподавателем, и за полгода он хорошо изучил русский язык. Педагог играет важнейшую роль в изучении, кроме того, многое зависит и от готовности человека погрузиться в культурную среду полностью, в эталонный русский язык. Очень важно, если говорить про иностранных студентов, в какую ситуацию они попадают. К примеру, возьмём арабов или китайцев, которых селят в общежитие на отдельный этаж. Они в процессе обучения в университете редко контактируют вне занятий с представителями внешнего языка и, естественно, не погружаются в нашу культуру и наши традиции.

А в советское время иностранных студентов подселяли к носителям языка, и они находились в так называемой ситуации билингва. На бытовом уровне погружаясь в языковую среду, человек перестраивается очень быстро. Здесь всё зависит от политики конкретного вуза по отношению к иностранцам и того, как работает педагогический состав, который учит их русскому языку. Если не ленятся и возят студентов в музеи, знакомят с культурой, устраивают им праздники, интегрируют их в студенческое сообщество, то и в дальнейшем уже иностранцы самостоятельно начинают ориентироваться.

— Что говорят ваши студенты, для них русский язык – сложный для изучения?

— Здесь всё зависит от того, откуда студент приехал. Для испанцев наш язык сложный, потому что в нём больше и грамматики, и слов, и смысловая нагрузка другая. Китайцам произносить русские слова проще, чем на родном языке, так как тональности меньше. Арабы быстрее всех изучают русский язык. Я знаю представителей африканских стран, которые говорят более грамотно, чем те люди, для которых русский язык родной. Решается ведь не просто задача, а некая жизненная бытовая проблема со всем уважением к её производным.

Борьба с противоречиями

— Какие исторические периоды, на ваш взгляд, сплотили российский народ?

— Татаро-монгольское иго, Смута, или Смутное время, эпоха Петровских преобразований, Великая Отечественная война 1812 года, Гражданская война, которая сначала разъединила построение Советского Союза в 1920–30-е годы, ну и, конечно, Великая Отечественная война – периоды, когда Россия проживала напряжение. И эти временные отрезки, скажем так, были самыми правильными для нас и нашей страны. Те моменты, когда нужно выполнить сверхзадачу, когда мы откидываем из своей жизни всё лишнее, когда немножечко забываем о том, какой у нас простор, где можно затеряться со всей своей ленью, хитростью и прочим разумением. И такие периоды нас действительно объединяют.

Мы живём в таком пространстве, где европейский человек просто мыслить адекватно не может, но, к сожалению, нам нужна дисциплина, которая возникает из напряжения. Внешние вызовы заставляют объединяться, создавая и дисциплину, и единение. Ведь затем, как правило, обратите внимание, происходят качественные скачки не только в экономике, но и в целом в развитии страны. К примеру, Крымская война, проигранная в середине XIX века, породила множественные реформы в нашей стране. Уникальный экономический рост и рост промышленности.

И сейчас мы наблюдаем, как СВО вынудила обратить внимание на прорехи, которые были отчасти от безделья, отчасти от великих просторов, когда появляются новые производственные цепочки, создаются новые рабочие места и прочее.

Страна, в которой мы живём сегодня и в которой жили в 2021 году, – это разные вещи, и здесь не про негатив. Да, есть турбулентность, но она позволяет перестроиться и убрать всё наносное и ненужное, заставляя задаться вопросом о народном единстве. О выработке ответов на общие вопросы. Как бороться с неразрешимыми противоречиями, которые накапливаются в обществе и, как правило, снимаются, к сожалению, только насилием.

Россия – страна возможностей

— Как вы думаете, что служит движущей силой для сплочённости и единения русского народа?

— Ничто так не объединяет людей, как общий враг, но образ такого врага – это немного саморазрушающая, деструктивная история. Поэтому здесь больше про общие созидание и построение действительно уникального общества.

Мы как‑то не привыкли смотреть на нашу страну последние 30 лет. А при этом мы живём в уникальном государстве, где можно построить великолепный город на болоте (где никакой европеец никогда бы не догадался), где можно запустить сначала собак в космос. Мы создавали новые государственные строи, мы их разрушали, преобразовывали, но продолжали брать из своей истории лучшие моменты.

 

Завкафедрой БГТУ имени Шухова Михаил Игнатов: «Мы сильны, когда едины» - Изображение Фото: личный архив

 

Может, это звучит пафосно, но мы строим действительно уникальную страну. Россия – страна возможностей. И мы делаем то, что никакое другое сообщество просто не может себе позволить на ментальном уровне – даже представить. Традиционная ценность – это духовная дисциплина общества, когда мы спокойно идём к совместной великой цели.

У Пушкина есть прекрасные строки из «Евгения Онегина», которые как бы на это намекают:

«Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами – себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы…
»

Эти строки – как предупреждение, что мы не должны почитать всех нулями, а должны быть единицами друг друга. Ведь мы сильны, когда едины. Традиционные ценности, традиционная семья, здоровое общество, уважение к другим людям, уважение к вере другого человека, к позиции его и при этом – ход к общей цели нашего с вами государства.

— Как, на ваш взгляд, нужно воспитывать молодое поколение, чтобы оно росло в едином (историческом и духовном) исконно русском пространстве?

— Вещи, которые позволяют детям чувствовать единение, – это уроки о важном. Про День народного единства, про подвиг Великой Отечественной войны. Победа над великими вызовами перед нашими территориями, которую мы с любовью называем Российская Федерация. Про традиционную семью и про самоуважение – базовые вещи, способ хозяйственного здорового человека, который в конечном итоге и строит общество.

«Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека». Великая Отечественная война – просто уникальный случай. Воевали, что тогда, что сейчас, не только этнические русские – все народы. Это очень показательная история, и я надеюсь, мы сделаем правильные выводы из сложившейся ситуации и не будем останавливаться на достигнутых успехах. Ведь одним из самых горьких уроков как раз и является то, что Российская империя в своё время остановилась на достигнутых успехах, что привело сначала к поражению в русско-японской войне, а затем к гражданской войне и к участию в Первой мировой. 70-е годы в Советском Союзе называют стабильностью, лучшим временем, но по факту это был период стагнации.

Нам всё время нужно двигаться вперёд и развиваться. Но развиваться за счёт созиданий, и это всегда качественно отличало нас от стран Запада. Они колонизировали и отнимали ресурсы, а мы прирастали новыми друзьями и новыми территориями. И в этой синергии рождалось всегда нечто новое, хорошее. Это не про то, что обязательно все территории на этой планете надо присвоить, а про то, что нужно устраивать нормальные дружественные отношения. Не отношения господина с рабом, а отношения друга с другом, вот как мы сейчас строим уважительные отношения с Китаем, Белоруссией, Ираном. Ведь наш мир – многополярный.

Беседовала Елена Ржевская

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×