Полиция начинается здесь. Как работает дежурная часть УМВД России по Белгородской области
10 ноября – День сотрудника органов внутренних дел РФ
-
Статья
-
Статья
В этот день 106 лет назад Наркомат по внутренним делам (НКВД) принял постановление «О рабочей милиции», и с 1962 года сотрудники милиции, а потом полиции стали отмечать свой профессиональный праздник.
И если праздник начинается с постановления, то сама полиция – с дежурной части. Именно сюда поступают все обращения о преступлениях и правонарушениях. Именно отсюда регулируется работа нарядов и следственно-оперативных групп. В канун праздника «Белгородская правда» пообщалась с начальником дежурной части УМВД России по Белгородской области Алексеем Поморовым.
По горячим следам
Дежурная часть – это не просто приём звонков и заявлений. На самом деле именно на эту службу завязано огромное количество подразделений и мероприятий, и от действий её сотрудников зачастую зависит раскрываемость преступлений и правонарушений. Потому как трудности начинаются с обращений.
«Часто человек, ставший жертвой или свидетелем преступления либо правонарушения, взволнован, напуган. Сотрудникам приходится быть настоящими психологами, чтобы суметь выяснить нужную информацию. Ведь чем больше мы узнаём сразу – приметы преступника, на чём он передвигался, во что был одет, в какую сторону отправился, – тем больше шансов раскрыть преступление по горячим следам. Зачастую позвонившему или обратившемуся в дежурную часть кажется, что ему задают ненужные вопросы. На самом деле мы стараемся максимально ускорить процесс», – объясняет Алексей Поморов.
Алексей Валерьевич с раннего детства мечтал о службе. Родился в 1973 году, воспитывался на советских фильмах и книгах.
«Семья у меня была обычная: папа – учитель, мама – медик, а мне очень хотелось защищать людей. Родители это желание поддерживали. После армии, в 1995 году, я поступил на службу в милицию», – рассказывает Поморов.
Время тогда было не сложное, поэтому в милицию шли по‑настоящему бесстрашные люди, которые действительно хотели всё изменить.
«Многие тогда выбирали более лёгкий путь и становились по ту сторону закона. А я 29 лет назад определился со своим местом в жизни и до сих пор верен ему. Сначала работал в конвойной роте, там тоже многого насмотрелся. Потом уже перешёл в управление внутренних дел».
Превращаются в птичек
Принять сообщение – лишь первоначальный этап. Дальше уже начинается огромная работа, которую координирует как раз дежурка.
«Вся связь у нас идёт через дежурную часть. Мы первыми получаем сообщения о преступлениях, нарушениях общественного порядка. Тут же на место нужно отправить следственно-оперативную группу, организовать работу патрульных нарядов так, чтобы и оцепить место преступления, и постараться по горячим следам задержать подозреваемого. Отслеживаем и реагируем на любое сообщение, которое может помочь в раскрытии, передаём нужную информацию как следственно-оперативной группе, так и патрульным службам», – отмечает подполковник.
Поморов рассказывает, что уже после того как поступил на службу в милицию, решил служение Родине сделать своей судьбой. Окончил юридический факультет, получил офицерское звание.
«В 2003 году перешёл на работу в дежурную часть старшим оперативным дежурным. Там уже убедился, какую важную функцию она выполняет», – рассказывает Алексей Валерьевич.
За двадцать лет безупречной работы он дослужился до начальника дежурной части УМВД России по Белгородской области.
Конечно, в его работе хватает всякого. Наряду с обычными белгородцами, которые сообщают о преступлениях или правонарушениях, звонят и не совсем психически здоровые люди. Либо просто хулиганы, для которых сообщить ерунду или же просто выругаться в трубку – просто развлечение.
«Совсем недавно, к примеру, звонит женщина, заявляет о краже. Говорит, что преступники превращаются в птичек и воруют из холодильника еду. Абсурд, конечно, но мы принимаем каждое обращение. Отправляем туда участкового уполномоченного. Он тоже вынужден идти, опрашивать, хотя в это время мог бы заниматься действительно нужной работой», – рассказывает Поморов.
Делаем одно дело
Ещё один немаловажный аспект – моральная составляющая. Именно на дежурную часть приходятся первые минуты ужаса потерпевших.
«Конечно, поначалу очень тяжело, особенно если это касается происшествий с детьми. Когда Помазун совершил своё страшное преступление, я как раз был на смене. Мы первыми принимали звонки, доклады. Когда тебе говорят: погиб ребёнок, второй… Ты сидишь и просто не можешь в это поверить. Службе тогда отдаёшь все силы. Мы очень быстро закрыли все выезды из города, не дав ему сбежать. И потом работали не покладая рук. Принимали звонки, о любых подозрительных личностях тут же докладывали», – рассказывает подполковник.
Единственное, по его словам, когда новость прошла по федеральным каналам, их замучили «экстрасенсы» со всей страны:
«Звонили и говорили, что видят преступника, к примеру, в старом доме с красными стенами… Конечно, такие преступления и происшествия оставляют свой след в душе. Во время работы абстрагируешься и чётко выполняешь инструкции, стараясь сделать главное – максимально помочь в поимке преступника, но потом мысли всё равно догоняют».
Дежурная часть занимается не только аналитикой.
Полицейские постоянно докладывают руководству об оперативной обстановке, о происшествиях. По истечении дежурных суток готовят не просто доклад с сообщениями, что случилось, но и с указаниями мер реагирования, обязательным анализом.
«У нас специальные табличные варианты, которые мы заполняем. Указываем, где, когда, что произошло. К примеру, процент раскрываемости считаем и так далее. В общем, работа у нас достаточно сложная, но в то же время необходимая, – объясняет Поморов. – Но хочу сказать, что каждая служба в МВД нужная. Та же патрульно-постовая, с которой мы в постоянном взаимодействии. Или Госавтоинспекция, следователи, оперативные работники… Главное, что все мы делаем одно дело каждый на своём месте, и убери кого‑то – задачи эффективно выполнять уже не получится. Потому работа полиции хоть и начинается с дежурной части, но здесь она не заканчивается».
Алексей Стопичев