«Под формой мы обычные люди». Как в Белгороде отбирают кандидатов на службу в полицию
Об этом «Белгородским известиям» рассказала начальник управления по работе с личным составом регионального УМВД Марина Куликова
-
Статья
-
Статья
Любой скандал с полицейскими вызывает общественный резонанс: человек, который должен искать преступника, вдруг взял и сам нарушил?! Кого же берут на службу в полицию, какие требования предъявляют к будущим правоохранителям и почему даже после жёсткого отбора среди них встречаются правонарушители?
— Марина Александровна, в советское время очень часто в милицию шли по разнарядке, по направлению партии и велению комсомола. Сейчас в полицию идут добровольно. Что движет кандидатами на службу?
— Престиж и романтика, как бы пафосно это ни звучало. На экранах телевизоров десятилетиями идут фильмы и сериалы про работу милиции и полиции: «Улицы разбитых фонарей», «Мажор», «Возвращение Мухтара», «След» и так далее. И многие судят по работе полицейских именно по ним. Представляют погони, раскрытие преступлений и борьбу за справедливость любыми способами.
Но управление внутренних дел – это не только следователи и оперативники. Это дежурная часть, патрульно-постовая служба, участковые уполномоченные полиции, сотрудники ГИБДД, дознаватели, ревизоры и другие службы. Хотя о том, что в полиции не как в сериалах, большинство понимают уже при поступлении, так как к кандидатам предъявляют особые требования. Это две медицинские комиссии, профессиональный психологический отбор на выявление всевозможных факторов рисков, обследование на полиграфе и многое другое. При этом, если кандидаты приходят не из профильных вузов, их ожидает трёхмесячная стажировка, а затем пятимесячные курсы профобучения в Белгородском юридическом институте имени И. Д. Путилина.
— Кандидаты проходят серьёзный отбор, и тем не менее некоторые из них спустя время совершают проступки. Неужели нельзя выявить потенциальных преступников во время психологических тестов или на полиграфе?
— Психофизиологические исследования раскрывают правду о прошлом и настоящем кандидата, но не о его будущем. Делать машину времени ещё не научились. А предсказать, что станет с человеком через 5–10 лет, никто не в состоянии. Ведь на это влияет не только работа, но и окружение, какие‑то жизненные коллизии. И со стороны людей в погонах противоправные действия – это нонсенс, исключение из правил, потому и вызывают резонанс.
С другой стороны, не стоит забывать, что оборотней, нечистых на руку сотрудников полиции вычисляют тоже полицейские, которые не поступаются своими принципами, чтобы укрыть, спустить на тормозах. Мы честны с обществом и не скрываем проступков коллег. Мы считаем, что престиж службы в правде, а не в сокрытии нелицеприятных фактов.
— Общаются ли со своими коллегами, уличёнными в противоправных действиях, другие полицейские?
— Люди, которые приходят на службу в ОВД, – это те, кто вырос рядом с нами, воспитывался так же, как и все остальные, и они не могут измениться в одночасье: сегодня человек один, а завтра совсем другой. Под формой мы обычные люди, и ничто человеческое нам не чуждо. У нас такие же страхи, мечты и надежды. Мы также дружим и испытываем симпатии и антипатии. У нас лишь одно отличие от гражданских – повышенные требования как к работе, так и к поведению. Особенность служебной деятельности заключается в том числе и в очищении от недобросовестных сотрудников, утративших доверие, дискредитировавших себя коррупционными связями, нарушениями законности и служебной дисциплины.
— А можно подробнее про повышенные требования?
— Не секрет, что к полицейским предъявляются особые требования как на службе, так и во внеслужебное время. Мы всегда должны помнить, что являемся сотрудниками органов внутренних дел. Никто, к примеру, не уволит гражданского специалиста, севшего пьяным за руль. А вот полицейский, попавшийся на таком правонарушении, с работой распрощается. И если полицейский позволяет себе что‑то лишнее, это как минимум становится поводом для проведения служебной проверки. Совершение же сотрудником порочащего его честь проступка является основанием для расторжения контракта и увольнения. Так, в 2019 году был уволен один из руководителей, севший за руль в состоянии алкогольного опьянения.
— Разрешается ли сотрудникам полиции заводить свои странички в соцсетях?
— Конечно, ограничений никаких. Заводить страничку полицейский может как частное лицо, без размещения на ней информации для служебного пользования. Но есть этические нормы: пьянку, некорректные комментарии и изображения сотруднику полиции выставлять недопустимо, так как это может нанести ущерб его репутации.
— Много людей пробует устроиться на работу в полицию?
— Желающих достаточно. Помимо кандидатов с гражданки, каждый год из вузов и колледжей системы МВД России пополняют ряды белгородской полиции в среднем на 100–115 молодых специалистов. Но нам требуются кандидаты не только с высшим, но и со средним специальным образованием – для замещения должностей младшего начальствующего состава.
— А отсев большой?
— В среднем 10–15 % отбор не проходят. Тем не менее количество желающих не уменьшается. Ведь в полиции, кроме романтики, есть несомненные плюсы. Это бесплатное получение высшего образования как по очной, так и по заочной форме обучения. Это и возможность уйти на пенсию после 20 лет выслуги. Представляете, если в 18 лет человек поступает в ведомственный вуз, то уже в 38 лет он может уйти на пенсию. А если работает в подразделениях с льготным исчислением выслуги лет (не год за год, а, к примеру, год за полтора), то выйти на пенсию он может уже в 34–35 лет. Ну и плюс стабильная зарплата и возможность карьерного роста.
— На каком этапе происходит самый большой отсев?
— При медицинском обследовании и профессиональном психологическом отборе. К психологическому состоянию особо жёсткие требования. Сотрудник должен обладать высоким уровнем психоустойчивости, быть выдержанным, ведь ему выдают табельное оружие, на него возлагают обязанности по защите граждан и пресечению преступлений и правонарушений. А это огромная ответственность. Поэтому и на протяжении всей службы психологи сопровождают сотрудников. Ведь я говорила, что, как человек изменится, не может спрогнозировать никто.
— Были случаи, когда психолог рекомендовал уволить сотрудника?
— Уволить нет, а вот перевести на другую должность или в другую службу – да. Иногда не подходит график работы либо наружная служба (ППС и ДПС) становится тяжёлой, требуется смена вида деятельности. Может быть слабым руководителем, но при этом являться отличным исполнителем. Всё это психолог анализирует и свои выводы доводит руководству.
— Какие самые главные требования к кандидату?
— Про психологическую устойчивость я уже говорила, плюс должно быть отменное здоровье. Ну и немаловажным является моральный облик и цели, с которыми кандидат приходит к нам. Потому мы тщательно изучаем прошлое кандидата.
— Полицейский – это профессия или призвание?
— Это скорее образ жизни, который въедается в кровь. Поэтому и говорят, что бывших сотрудников не бывает.
Алексей Стопичев