Картины, скульптура, ложки. Белгородец сохраняет русские традиции в резьбе по дереву
«Белгородские известия» рассказывают об умельце Леониде Субботине из села Новая Слободка Корочанского района
-
Статья
-
Статья
В старину деревянные изделия считали чем‑то большим, чем просто предметы быта. Русские крестьяне пользовались ковшами, мисками, плошками, сделанными из дуба, сосны, берёзы, липы, яблони, рябины и другой древесины. Мыслилось, что такие изделия обладают полезными свойствами.
Особым уважением и любовью пользовались деревянные ложки. В народе про них придумано множество пословиц и поговорок. Кроме того, ложки были непременным атрибутом гаданий, их использовали в народном лечении и многочисленных русских обрядах.
Из чурочки в баклуши
Деревянная ложка – бутырка, весёлочка, долгоноска, загибка, кержанка, коковка, а ещё едалка, копалка, хлебалка, шалаболка, шевырка, разливная ложка, ковш. Как только ни называли простой, но такой родной деревянный столовый прибор на Руси. Ложкарный промысел разлетелся тогда повсеместно. Первое упоминание о ложках встречается в «Повести временных лет», когда их сразу же после крещения Руси в 988 году ввели в обиход по приказу князя Владимира.
«Нас, ложечников, мало сейчас осталось в Белгородской области. Вот в Прохоровке, я знаю, есть два человека», – рассказывает новослободской мастер Леонид Субботин.
Он не только делает деревянные изделия, но и обучает местных ребятишек этому, казалось бы, нехитрому, но очень древнему ремеслу.
Около Дома народного творчества всегда лежит горка деревянных чурбанов-заготовок для будущих баклуш.
«Леонид Иванович – человек творческий, – хвалит мастера глава Новослободской администрации Владимир Блинов. – И очень разносторонний – всё может делать. Природа наделила его особым даром. Работает мастер в Доме народного творчества, но не только ложки вырезает. Он владеет техникой резьбы по дереву: создаёт настоящие картины. В последнее время занимается изготовлением деревянных скульптур, которые выпиливает с помощью бензопилы».
Субботин говорит, что проще всего вырезать из липы, так как это самое мягкое и податливое дерево.
«Но у нас липа в основном с изъянами, поэтому приходится искать подходящий материал. Раньше в деревнях в каждом колхозе были пилорамы, а сейчас с подбором хорошего материала бывают сложности. Например, мне аж из Корочи вербу привозили – делал скульптуру для проекта «Белгород в цвету», – делится мастер.
Работая с бензопилой, он, как правило, себе намечает, где планирует сделать будущий надпил на дереве:
«К примеру, когда медведя делал, конечно, я подрисовывал, где нужно убрать, но бывает, что и сразу, без предварительной подрисовки, выпиливаю».
Особняком стоят «Странствующие музыканты» у Дома народного творчества. Но вообще работы Леонида Ивановича можно встретить по всему селу. В Новой Слободке очень любят пчеловодство, поэтому мастеру-ложечнику часто заказывают деревянные композиции с мёдом и пчёлами.
Передать поколению
Субботин не любит хвастаться своими изделиями, зато с гордостью демонстрирует работы своих учеников: это и необычные подставки для цветов, и роспись по ткани – холодный и горячий батик, живопись гуашью и акварелью, новослободская глиняная игрушка, картины на деревянных спилах и непременная резьба по дереву. Готовые керамические изделия обжигают в специальной муфельной печи.
«Кстати, глиняную игрушку делаем только из своей глины, – говорит мастер. – С ней я начал работать, узнав, что раньше в Новой Слободке были черепяные заводы, ещё до революции – артели. Мы до сих пор находим черепки на огородах».
Мастер отмечает, что тёмная новослободская глина после обжига становится ярко-оранжевой.
«Из неё, видимо, раньше не только посуду делали, но и игрушку. Не раз находили глиняные фигурки на пригорке возле пруда. Я предполагаю, что на этом месте стояли печи. Глиняные свистульки в виде лошадок попадались, действующие. В земле она лет 100 или 200 пролежала, а до сих пор свистит – керамика ведь долго сохраняется. Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы эти промыслы возродились. А наша новослободская игрушка, можно сказать, новодел: большая форма – гулкий звук, маленькая форма – звонкий. То есть чем меньше игрушка, тем у неё выше звучание», – рассказывает Субботин.
Кроме изучения истории собственного края Леонид Иванович посещает межрегиональные мастер-классы, например, оскольскую игрушку он уже пробовал лепить, а в марте съездил в старооскольский Центр народного творчества, где изучал суджанскую уточку.
Ещё Субботин возрождает историю художественной росписи – осваивает с ребятами городецкую и мезенскую (палащельскую), а затем переносит их на ложки и деревянные доски. В Доме народного творчества мастер организовал музей. Здесь можно увидеть не только деревянные ложки разного размера и формы, но и старинную керамическую посуду, детали народного костюма, тканые и вышитые изделия, предметы интерьера прошлого столетия.
Дорога ложка к обеду
Творчество Леонида Ивановича многогранно, однако ведущую роль в нём всё же играют деревянные ложки.
«Если хотите деревянной ложкой пользоваться во время готовки – мешать варенье или суп, – то лучше её не покрывать ни лаком, ни красками, – советует мастер. – Пока ложка новая, её нужно опустить по ручку в варево – пускай кипит вместе с едой. Она так закалится, прослужит долго и не рассохнется. Раньше, перед тем как пользоваться, ложку некоторое время ещё выдерживали в кипящем льняном масле. Ведь даже в сухой древесине содержится примерно 8–12 % влаги, и со временем без обработки дерево рассыхается. Поплавав в таком кипящем бассейне, где масло вытесняет воду, а затем впитывается, как полироль, ложка станет крепкой, прочной и прослужит долго».
Смотришь на множество детских работ и понимаешь, что ребятам такое творчество по душе:
«Если из 10–15 человек хотя бы двое запомнят и научатся хорошо что‑то делать, а потом ещё и детям, и внукам расскажут об этом ремесле, то это будет очень здорово», – считает Субботин.
Интересные факты
Сохранилось много названий деревянной ложки: без росписи она называлась просто белой, продолговатой формы и украшенная росписью – баская; грубой работы – бутырка или бурлацкая, изготовленная из корня дерева – корневая, носатой называли всякую остроносую ложку, украшенную росписью – писаной, а с хохломской росписью – хохлацкой. В Нижегородской губернии делали складные ложки (более дорогие), а ещё дюжинные, или чайные, горчичные, сливочные, икрянки и другие.
Деревянная ложка состоит из трёх частей: черпало – округлая выгнутая часть предмета, с помощью которой зачерпывают пищу, держало – часть, за которую держат, и перемычка – соединение двух указанных элементов.
Изготовление деревянных ложек исстари включало в себя несколько этапов: раскалывание чурбана на баклуши (чурки), обтёсывание, скобление, ошкуривание и полировка. При этом иногда раскалывание и обтёсывание баклуши доверяли детям, а скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку – женщинам. Отсюда и пошло выражение «бить баклуши», то есть заниматься несложным делом, а позже появился и другой смысл – бездельничать, праздно проводить время. У опытного мастера процесс производства от баклуш до готового изделия занимал всего 20 минут.
Ложка на Руси всегда была очень личным предметом, в гости ходили только со своей. Её берегли, никому не давали пользоваться. Считалось, что мужской ложкой нельзя мешать пищу, чтобы мужчина не ссорился с женой. Не разрешалось также оставлять ложку на столе или на бортике миски – это значило открыть доступ для враждебных человеку сил.
Ложки часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу в народе придумали много присказок и поговорок: «Запасливый гость без ложки не ходит» или «Со своей ложкой по чужим обедам». В качестве подарка на новоселье вместе с караваем хлеба, солью и деньгами приносили ещё и новую ложку.
А ещё ложками шалунов усмиряли. Если за столом дети раньше отца в чугунок за едой полезли, или толкаться начали, или разговаривать с набитым ртом, отец брал свою ложку и по лбу тихонько щёлкал, чтобы неповадно было озорнику за столом шалить.
Елена Ржевская