Ажурная сказка. Чем удивительны изделия из дерева, представленные на выставке в Белгороде
«Белгородская правда» рассказывает о творчестве народного мастера Рафиса Шарафутдинова
-
Статья
-
Статья
Выставку его работ открыли в музее народной культуры. Нынешний год для резчика по дереву юбилейный – он празднует своё 70-летие и 50-летие творческой деятельности.
Отцовская реликвия
Рафис Шарафутдинов родился в башкирской деревне Леонидовка. Детство его было непростым – мальчик тяжело заболел, несколько лет был прикован к постели и заново учился ходить. После окончания школы у Рафиса появилось много свободного времени. Он штурмовал учебные заведения, но получал отказы. На работу тоже не брали без специального образования. В 1973 году впервые попробовал себя в резьбе по дереву, когда брат принёс сосновый брусок и спросил, что с ним можно сделать.
«Сейчас уже не смогу объяснить, как всё получилось. Но тогда, не найдя ничего подходящего, заточил отвёртку и выдолбил ею в бруске нутро. Приделал крышку, и получилась шкатулка. Она казалась верхом совершенства», – вспоминает Рафис Ямалетдинович.
Отец, видя увлечение сына, подарил ему свой сапожный нож. Его Шарафутдинов использовал много лет, а сейчас хранит как реликвию. Свои первые работы мастер создавал, полагаясь на интуицию и фотографии в газетах.
А в 1975 году увидел выпуск журнала «Наука и жизнь», где понятно написали обо всех приёмах резьбы по дереву. Его основным стала геометрическая трёхгранно-выемчатая резьба, которая используется при создании шкатулок и украшений. С годами мастер овладел и искусством прорезной резьбы. Стал участвовать в выставках, фестивалях, ярмарках. Но вместе с тем получил образование бухгалтера в Сарапульском училище. В Белгороде работал ревизором.
«Рафис в качестве ревизора пришёл ко мне на работу. Коллеги перед приходом пугали меня: «Ох, придёт и тут такое тебе устроит!» Но за неделю, пока он сидел у меня и всё проверял, мы успели подружиться. И дружим уже 25 лет. На него хочется равняться. Я счастлива, что у меня есть такой друг, который всегда поможет», – рассказывает Лидия Виноградова.
Капризный материал
«В 1995 году в Белгороде открыли художественную выставку, на которой декоративно-прикладное творчество представляли только два человека – член Союза художников России, потрясающий резчик Владимир Аксёнов и я. А уже в 2010-е годы проходили тематические выставки, посвящённые исключительно резьбе по дереву. Область сильно продвинулась в этом плане. На фоне упадка многих исторических центров традиционного творчества в России происходящее в нашем регионе – чудо. Некоторые народные мастера переехали сюда из других мест и принесли с собой частичку творчества, которое продолжают развивать», – отмечает Шарафутдинов.
На выставке «Ажур по дереву» можно увидеть небольшую часть дипломов и грамот мастера. Первую награду он получил в 1982 году.
«В фондах нашего музея 13 предметов, созданных Рафисом Ямалетдиновичем, и они прекрасны. Он владеет не только геометрической трёхгранно-выемчатой техникой, но и прорезной резьбой. То, что делает этот мастер, сможет сделать далеко не каждый резчик по дереву. К тому же дерево – капризный материал. Если появляется сучок, то это большая проблема. Но ему удаётся удачно обыграть даже такие изъяны», – отмечает экскурсовод музея народной культуры Елена Шокова.
В экспозиции можно увидеть невероятно красивые вазы, ложки, кубок, конфетницу… Ещё мастер создал браслеты и специальные вазочки для них. Эти вещи имеют одинаковый узор и составляют пару. Обычная кухонная утварь в руках Шарафутдинова тоже превращается в произведение искусства – на разделочных досках, например, поселились диковинные птицы и цветы.
«Мы знакомы с 1990-х годов. Меня поразила удивительная способность Рафиса создавать такие необыкновенные орнаменты. И ещё больше поразила обработка дерева – шелковистая фактура напоминает отшлифованную слоновую кость. Я поняла, что он необычайно одарённый мастер. Тяжёлая судьба закалила его и позволила обрести большую силу духа», – считает специалист отдела развития креативных индустрий Белгородского центра народного творчества Ираида Зотова.
На выставке воссоздали рабочее место мастера. Тут можно увидеть тот самый нож, подаренный отцом, а также другие инструменты резчика. Есть в экспозиции и баклуша – так называют деревянную чурку, предназначенную для выделки различных предметов.
Вообще, к дереву Шарафутдинов относится очень бережно и трепетно. Не раз он забирал у знакомых бросовый материал, который потом превращал в чудесные вещи. Больше всего мастер любит работать с липой.
Не сдаваться перед трудностями
Супруга мастера – художница Элеонора Дутикова – во всём поддерживала мужа. Они были очень гармоничной парой, но, к сожалению, она ушла из жизни два года назад. О ней на открывшейся выставке напоминает картина, на которой Элеонора Александровна изобразила мужа на отдыхе. У неё был необычайный талант передавать живой момент в своих произведениях.
Шарафутдинов награждён медалью «Патриот России», одним из первых получил звание народного мастера Белгородской области. Ещё одна ценная награда – международная премия «Филантроп». Её обладателям выдают красивую статуэтку, которая сочетает в себе несколько символов: сердце, птицу с надломленным крылом и стремящийся вверх росток.
Таких статуэток на выставке две. Одну получила его жена в 2014 году, а вторую – в 2010-м – сам мастер. Произошло это с четвёртой попытки. Сначала он немного обижался на жюри, но потом это дало стимул развиваться и совершенствоваться в творчестве. Он стал сочетать разные техники резьбы, разрабатывал оригинальные композиции и орнаменты, научился украшать резьбой не только шкатулки, но и вазы, панно.
В 2017 году Шарафутдинов также номинировался на премию «Филантроп» в номинации «Поэтическое творчество». Он пишет чудесные стихи. И, пожалуй, вся эта история отлично отражает его характер – не сдаваться перед трудностями, а видеть в них возможность для развития.
Познакомиться с выставкой «Ажур по дереву» можно до 8 декабря.
Анна Черкашина