С мечтой о полюсе
Почему ивнянец Николай Майлатов до сих пор помнит голубизну айсбергов Северного Ледовитого океана
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
За четыре года срочной службы моряк-подводник из Ивни Николай Майлатов избороздил больше 10 морей и несколько океанов. Дважды покорял Атлантический океан – в подводном и надводном положении, дважды – подо льдами Северный Ледовитый океан. 29 сентября 1963 года Николай Иванович участвовал в событии мирового значения – всплытии атомной подводной лодки в географической точке Северного полюса.
Попробовать воды Атлантики
Николай Майлатов родился 9 мая 1941 года в Ракитном. В 1960 году окончил Ракитянскую школу № 1, работал на арматурном заводе. Затем его призвали в Военно-Морской Флот, где он служил учеником машиниста-турбиниста на базе атомных подводных лодок Западная Лица. Тогда он, как и многие советские моряки-подводники, мечтал покорить Северный полюс.
Время было неспокойное, период «холодной войны», через полных два года службы Майлатова случился Карибский кризис.
«В то время начинает свою историю 3-я дивизия атомных подводных лодок. Эта флотилия подарила ВМФ СССР, а затем и России героев страны больше, чем героев-космонавтов, – вспоминает в книге Николай Иванович. – Служить мне пришлось на подводной лодке К‑14, которой командовал капитан первого ранга Олег Комаров. Именно там я и освоил профессию машиниста-турбиниста. Кстати, наш атомоход получил приз Главнокомандующего ВМФ по результатам стрельб сразу четырьмя торпедами. К‑14, пройдя Фарерские ворота, одной из первых опробовала воды Атлантики. Барражируя у берегов Гренландии, выполняла особое задание командования. Экипаж К‑14 практически стал кузницей кадров 3-й дивизии».
Будни первопроходцев
В 1963 году на подводной лодке К‑133, находившейся в экваториальных водах Атлантики, за тысячи миль от базы возникла неисправность в одном из парогенераторов.
«Аварии и поломки первопроходцев преследовали часто. Командование флота в срочном порядке принимает решение направить резервный экипаж. Для устранения неполадки снарядили крейсер «Мурманск» с резервным экипажем, в который в том числе входил и я», – вспоминает Николай Иванович.
На крейсере команда проследовала через Фарерские ворота, вошла в воды Атлантического океана и достигла Азорских островов.
«Экипаж лодки К‑133 самостоятельно ликвидировал последствия аварии. А мы сопровождали лодку, в любой момент были готовы сменить при необходимости экипаж и помочь в устранении неполадки», – рассказывает Майлатов.
В этот раз всё обошлось благополучно. Подводники из резервного экипажа ощутили океан в девять баллов и полюбовались всеми его прелестями. Их сопровождали не только дельфины, чайки и акулы, но и иностранные самолёты-разведчики.
В 2015 году Николай Майлатов побывал в Обнинске, где установлен памятник первопроходцам – та самая субмарина К‑14, на которой проходил службу ивнянец. Подлодка прослужила 32 года без аварий, и её рубку с тихоокеанского флота доставили в Обнинск.
Разведка подо льдом
В 1962 году на подводной лодке К‑3 Николай Майлатов участвовал в походе по подлёдной разведке в направлении Северного полюса со всплытием на 75-м градусе северной широты. Возглавлял поход контр-адмирал Александр Петелин, командовал экипажем Лев Жильцов.
«К‑3 в арктические районы ходила неоднократно. Решались вопросы навигации, связи с КП флота, проверялась работа главной энергоустановки подо льдом. 17 июля 1962 года эта лодка впервые совершила поход, пройдя в подлёдном положении географическую точку Северного полюса», – рассказывает Майлатов.
Эта лодка вскоре получила имя «Ленинский комсомол».
«29 сентября 1963 года атомная подводная лодка К‑181 впервые произвела всплытие на географическом Северном полюсе» – такие заголовки пестрели в советских и мировых СМИ. В этом героическом всплытии участвовал и Николай Майлатов.
«Сегодня мы вспоминаем подробности события, которым по праву гордились и гордимся! 60 лет назад советская подводная лодка впервые в мире всплыла на Северном полюсе, – отмечает ветеран-подводник. – Поход готовился втайне. В замысел командования никто из членов экипажа не посвящался, но направленность на подготовку к многодневному плаванию подо льдами была очевидна. Особый спрос был со штурмана и механика».
Руководителем похода был командующий Северным флотом Владимир Касатонов. На борту находились штатный состав экипажа, несколько человек походного штата комфлота и специалисты по наблюдению за работой новой навигационной аппаратуры.
«Сентябрьским утром 1963 года из скалистых ворот Западной Лицы, базы подводных лодок Северного флота, бесшумно вышло огромное тело К‑181… Внешне ничего особенного – обычный выход в полигон боевой подготовки. Однако, погрузившись в морскую неизвестность, атомоходу надлежало всплыть на Северном полюсе», – рассказывает Николай Иванович.
Лодку, на которой был и наш земляк, проводили в рабочем порядке. Началось непростое плавание с чётким распорядком дня, сменой вахт, учениями, тренировками, четырёхразовое питание (завтрак, обед, ужин, вечерний чай) дополнялось стоявшим на вахте с 00:00 до 4:00 добавочным завтраком.
Только спустя время экипаж узнал истинную цель похода. Командующий флотом выдал командиру задачу: «На полюсе быть 29 сентября в 6:00 по московскому времени». До полюса – более тысячи миль. Скорость увеличили до 20 узлов (около 37 км в час).
Поднявшись до кромки полярных льдов и айсбергов, лодка встретилась с ледоколом «Добрыня Никитич», обеспечивающим поход. Последние переговоры с «Никитичем», последняя контрольная радиограмма на берег, последнее навигационное определение – и атомоход скрылся во льдах.
Героическое всплытие
Самые важные минуты Николай Иванович помнит, словно всё было вчера:
«Стрелки часов приближаются к шести утра. До полюса остаётся одна миля. Ход уменьшаем до шести узлов, и лодка подвсплывает на глубину 50 метров. Волнующие минуты. Все в томительном ожидании. Штурман колдует над картой, и, наконец, в 6:00 его радостный крик: «Полюс! Проходим полюс!» Корабль прибывает в заветную точку с точностью «Красной стрелы» на Московский вокзал».
При проходе географической точки полюса эхолёдомер подлодки полынью не обнаружил. В трюме центрального отсека, у шахты опущенного перископа свободные от вахты моряки постоянно наблюдают за горизонтом ледяного покрова. Вдруг световой поток показывает: над нами полынья. И радостные возгласы: «Полынья! Полынья!» понеслись из трюма в центральный пост.
«Лодка, маневрируя, начинает поиск полыньи. По расчётам мы должны быть уже под полыньёй, а ледомер её не фиксирует, да и старпом в трюме молчит. Холодок пробегает по спине – неужели просчитались? Но вдруг со всех сторон: «Лодка под полыньёй!» – делится воспоминаниями подводник.
Субмарина на мгновение замерла в точке полюса. Здесь в 6 часов 45 минут командир мастерски, с ювелирной точностью выполнил манёвр всплытия – без хода, на прямом киле. «Приледнение» прошло неощутимо, лишь в центральном посту был слышен лёгкий шелест льда, продавливаемого могучим корпусом атомохода.
Командир первым поднялся к верхнему рубочному люку. Но открыть его сразу не удалось, мешал битый лёд. Наконец люк поддался, командир лодки Юрий Сысоев первым в истории человечества подводником ступил на мостик строго в точке Северного полюса. Это случилось в 6 часов 51 минуту.
Следом на мостик поднялись комфлота и другие. Подводников окутала мертвенная тишина и безветрие. Кругом бесконечное ледяное поле: вокруг лодки – ровное, покрытое снегом, а за краями полыньи – торосистое. Солнце здесь не поднималось, так как наступила полярная ночь. В вахтенный журнал занесли все данные: температура воздуха 16 градусов, температура воды 1,5 градуса, давление 750 мм. Под килем – 4 285 метров.
Наши – первые!
Подводная лодка ещё долго маневрировала в районе Северного полюса, трижды прошла его географическую точку, как требовали испытания нового навигационного комплекса. Всё прошло по плану. Наши подводники с честью выполнили трудную задачу и первыми покорили подлёдное пространство самой северной точки планеты.
«4 октября моряки благополучно вернулись на базу. Программа была выполнена полностью. К‑181 за 219 часов прошла 3 464 мили, в том числе 1 800 – подо льдом. Тщательная проверка навигационной прокладки «обратным ходом» подтвердила факт всплытия нашей лодки в точке полюса. В те годы такими вещами не шутили, – уточняет Майлатов. – В походе на Северный полюс на атомной подводной лодке оказался и я. Отчасти случайно там оказался, поскольку служил на другой подлодке – К‑14. Но поскольку в этот поход отбирали лучших моряков, то, наверное, меня признали неплохим машинистом-турбинистом ядерных установок на подводных лодках…»
Были и другие, более ранние попытки подводного освоения полюса. Но все они оказались неудачными. К‑181 справилась. Поход проходил под руководством командующего Северным флотом адмирала Владимира Касатонова. По возвращении на базу ему и командиру АПЛ К‑181 Юрию Сысоеву присвоили звание Героя Советского Союза. За успешное выполнение задач этого похода атомная подводная лодка «К‑181» стала первым в послевоенное время кораблём, награждённым орденом Красного Знамени. Командующий Северным флотом Владимир Касатонов вручил старшине 2-й статьи Николаю Майлатову Памятный лист как участнику похода на Северный полюс. Позднее наградили всех участников похода.
В справке Центрального архива ВМФ мы нашли Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 ноября 1966 года. В нём указано, что за мужество и отвагу, проявленные при выполнении заданий командования в связи с арктическими подводными плаваниями, медалью Ушакова награждается старшина 2-й статьи Майлатов Н. И.
Николай Иванович до сих пор «болеет» морем. Он обратился в редакцию с просьбой опубликовать свой телефон (8‑980‑325‑73‑35), чтобы откликнулись его сослуживцы или такие же неравнодушные к дальним плаваниям люди.
В тексте использованы материалы Виктории Тихоновой и отрывки из книги «Мои годы – моё богатство» Н. И. Майлатова
Фото из личного архива Николая Майлатова
Справка
Лодку К‑181 построили менее чем за один год и спустили на воду 7 сентября 1962 года. Была целая серия из 12 подводных лодок, К‑181 была восьмой. Когда в январе 1963 года она вошла в боевой состав ВМФ, её тут же начали готовить к походу на Северный полюс. В 1963 году лодка вписала себя в историю мирового подводного флота.