В море огня. Почему матросы Тихоокеанского и других флотов сражались на Курской дуге
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Яковлевский городской округ, село Гостищево. Здесь возвышается памятник защитникам Родины с изображением ордена Великой Отечественной войны и якорем, на постаменте надпись: «Солдатам и матросам 281-го гвардейского стрелкового полка 93-й гвардейской стрелковой дивизии, героически сражавшимся за село Гостищево в июле 1943 года». Оказывается, вместе с солдатами в битве на Курской дуге сражались и матросы.
Они же участвовали в освобождении Белгорода от немецко-фашистских захватчиков. Кроме того, первое красное знамя на самом высоком здании города также водрузил моряк. Так откуда в Белгородской области, где не только морей, но и рек‑то крупных нет, появились моряки? Об этом «Белгородским известиям» рассказал историк Александр Кадира.
Готовы к бою
Во время Великой Отечественной войны советские моряки участвовали не только в сражениях на воде. На поле брани плечом к плечу с солдатами и офицерами сухопутных войск стояли около полумиллиона моряков со всех флотов. Сухопутные части нередко доукомплектовывали краснофлотцами. Такое решение советское руководство приняло потому, что у матросов была неплохая выучка и слаживание. Почти сразу они готовы были вступить в бой, в то время как мобилизованные солдаты должны были пройти хоть какое‑то обучение.
Потому сразу же, с 1941 года, матросов начали отправлять на фронт, а Военно-морской флот стал бесценным резервом действующей сухопутной армии. При этом формирование сухопутных бригад происходило не на флотах, а непосредственно в военных округах. Такие бригады потом обороняли Москву и Севастополь, принимали участие во всех важнейших битвах Великой Отечественной войны. Воевали и на Курской дуге.
Конечно, впервые моряки стали сражаться на суше не в 1941-м. Традиции морской пехоты появились намного раньше. Уже во второй половине XVII века в составе экипажей русских кораблей по приказу царя Алексея Михайловича создавали специальные команды стрельцов – так называемых морских солдат. На первом русском военном парусном корабле «Орёл» было 35 стрельцов для абордажных и десантных действий, а также несения караульной службы. Активно на суше матросы воевали и во времена Гражданской войны, когда противостояли интервентам и белогвардейцам.
Чудеса храбрости и стойкости
В Курской битве приняли участие два стрелковых соединения, сформированных большей частью из моряков Тихоокеанского флота – это 93-я и 94 я гвардейские дивизии. 93-ю образовали в августе 1942 года в Сухолжском районе Свердловской области. Именно туда прибыли пять тысяч краснофлотцев, из которых и началось формирование части. А уже в октябре этого же года дивизию отправили в Сталинград, и там моряки проявили стойкость и героизм.
А вот 94-я стрелковая дивизия и вовсе была создана на территории нашей области уже в апреле 1943-го. Приказом Верховного главнокомандования от 28 апреля 1943 года в селе Беломестном из двух стрелковых бригад: 143-й (14-й гвардейской) отдельной стрелковой бригады и 96 й отдельной стрелковой бригады и была сформирована 94-я дивизия, которая также приняла участие в Курской битве. Костяк обеих составляли краснофлотцы, прошедшие Сталинградскую битву и закалённые в тяжелейших боях.
Во время Курской битвы бойцы 93 й и 94-й дивизий показали себя храбрыми воинами, готовыми на подвиг. О том, как сражались бойцы этих формирований, включающих в себя моряков, можно судить по приказу от 17 июля 1943 года № 0117:
«Товарищи, бойцы и командиры!
Более 10 дней 94-я гвардейская стрелковая дивизия ведёт бои с немецко-фашистскими войсками, личный состав, цементированный защитниками города Сталинграда, вступил в бои, уверенно и мужественно отразив массированные удары танковых и пехотных дивизий, авиации и артиллерии.
Наши люди сражаются как доблестные сыны своей Родины, вписав новые страницы стойкости, мужества и отваги в историю героической Советской гвардии. Долго и упорно готовили мы себя к этим трудным сражениям, и наша напряжённая боевая учёба не прошла даром, она дала свои прекрасные плоды.
На нашем участке гитлеровские разбойники не только натолкнулись на стойкое сопротивление, но и они получили в ответ наши мощные гвардейские удары, которые заставили врага приостановить наступление и снова заняться стягиванием новых сил. Под ударами наших частей сложили головы свыше 6 000 гитлеровцев. В ходе боёв уничтожено огромное количество вражеской техники, подбито и сожжено 177 вражеских танков, 14 бронемашин, 145 автомашин, 23 орудия разных систем.
Гитлеровцы на все лады расхваливали свой танк «Тигр», говорили, что советское оружие не в силах с ним вести борьбу. Гвардейцы дивизии разоблачили фашистскую болтовню. Наши бойцы вывели из строя 50 танков «Тигр», причём оказалось, что его берёт и связка гранат, и противотанковые ружья, и наши орудия… Командир 94-й гвардейской стрелковой дивизии, гвардии полковник Русских».
Легенда дивизии
93-я и 94-я стрелковые дивизии, комплектование которых началось с моряков, во время Курской битвы выдержали жесточайший натиск врага. После перешли в наступление и в начале августа уже освобождали Белгород. А в 288 м гвардейском стрелковом полку 94-й дивизии служил отважный связист-краснофлотец Егор Мощенков, уроженец соседней Брянской области. В сухопутной дивизии он занимал должность командира отделения связи, на фронтах был с августа 1941-го. Вначале защищал Севастополь, затем прошёл Сталинградскую битву и уже на Курской дуге был настоящей легендой всей дивизии. История его подвига передавалась из уст в уста.
В январе 1943 года в Сталинграде шли тяжелейшие городские бои, и красноармейцы никак не могли взять хорошо укреплённый район. Тогда связист Мощенков пробрался в занятое противником здание городской тюрьмы и на четвёртом этаже водрузил Красное знамя, после чего сумел вернуться к своим. Когда бойцы советской армии увидели развевающийся алый стяг, то кинулись в бой и освободили не только здание, но и весь квартал. Воинское соединение получило благодарность от командования, а Мощенкова наградили орденом Красного Знамени.
5 августа 1943 года 288-й гвардейский полк, в котором служил Мощенков, ворвался в Белгород. Фашисты оказывали жесточайшее сопротивление, и потому бой шёл за каждый дом, за каждый двор. И тогда командир отделения связи 94-й гвардейской стрелковой дивизии, краснофлотец Егор Мощенков решил повторить свой подвиг. Во время боя прокрался на вражескую территорию, по водосточной трубе забрался на самое высокое здание и на крыше водрузил Красное знамя. Из наградного листа:
«Товарищ Мощенков – орденоносец, лучший в роте связист-телефонист, отличился при взятии гор. Белгорода. Враг в гор. Белгороде сосредоточил разнокалиберную артиллерию и миномёты, огнём которых прикрывал отступление своих войск. Как всегда, товарищ Мощенков был впереди, вместе с наступающими передовыми частями. Нужно было во что бы то ни стало сломить врага в районе ж/д станции и вокзала, занятого немцами. В голове у товарища Мощенкова созрел план действия. Он достал красное знамя с древком и пополз в сторону противника. Скрываясь в канавах, разбитых ж/д вагонах, он пролез к самому вокзалу. Кругом рвались снаряды, мины. Рискуя жизнью, отважный связист по водосточной трубе залез на крышу вокзала и начал прикреплять знамя. Заметив это, немцы осыпали связиста градом пуль. Но это не испугало товарища Мощенкова, своё дело он довёл до конца. Советские воины, увидев красное знамя на крыше вокзала, с криком «Ура!» бросились в атаку. Враг был сломлен, станция, а к вечеру и город, были очищены от врага».
А когда 94-я дивизия освободила Кишинёв, именно геройскому сержанту доверили водрузить Красное знамя над мэрией.
Мощенков прошёл всю войну. В 1965 году он посетил Белгород. Был и на 30-летие освобождения города в 1973-м. Умер Егор Михайлович в 1988 году.
Геройство моряков
Подвигов краснофлотцев 93-й и 94 й гвардейских дивизий не счесть! К примеру, на Курской дуге в составе 94 й дивизии сражался моряк-артиллерист Ростислав Кушлянский. Возле села Шеино Корочанского района взвод младшего лейтенанта Кушлянского отразил 10 атак противника и за пять дней уничтожил два десятка вражеских танков и около 40 машин.
Из наградного листа младшего лейтенанта Кушлянского:
«Гвардии лейтенант Р. Н. Kушлянский, командир огневого взвода 1-го дивизиона 199-го гвардейского артиллерийского полка, 11 июля 1943 года, когда во взводе осталось только одно орудие, смело вступил в неравный бой с большой группой танков… Его расчёт поджёг три и подбил пять танков, когда они от него были в 70–80 метрах. А когда вышел из строя его расчёт, Кушлянский сам стал у орудия и один за другим подбил ещё три танка, причём последний выстрел по танку был произведён на расстоянии шести метров…»
Потом краснофлотцы в составе сухопутных дивизий пойдут дальше и освободят Харьков, поставив победную точку в Курской битве.
На Белгородчине до сих пор жива память о матросах, которые освобождали нашу землю.