С окошечками, оборочками и с плетёными корзинами. Как менялись детские коляски
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Сегодняшним молодым мамам трудно представить, что их ровесницам середины прошлого века младенцев, закутанных в тяжёлые одеяла, приходилось носить на руках.
«Я помню, как в конце 50-х зимой шла по улице родного города, держала тяжёлый свёрток с новорождённой дочкой и до ужаса боялась поскользнуться и упасть», – вспоминает 90-летняя Евгения Герасимовна.
В то время коляски были символом достатка городской жизни, и найти их было не так уж просто, ведь выпускать детский транспорт массово стали только в 1949 году. Решение было принято из‑за послевоенного бума рождаемости в СССР, но колясок для всех младенцев катастрофически не хватало, да и по цене они многим были недоступны.
Предел мечтаний
Знаете ли вы историю выражения «принесла в подоле»? На Руси ребёнка иногда клали в передник, который называли подолом. В далёкие времена, когда колясок не было, детей также носили на руках спереди, сбоку, сзади в специальной перевязи.
В отличие от люльки, которая появилась тысячи лет назад, история коляски сравнительно молода. Её создателем считают английского архитектора, который в 1740 году сделал такое устройство для шести детей высокопоставленного вельможи. Это была скорее повозка, в которую впрягали пони, но начало было положено. Подобная модель, которую затем тянула няня, стала популярна среди высшего европейского общества. Причём из‑за колёс её считали транспортом, и катить коляску позволялось не по тротуару, а по проезжей части, а в парки и скверы она перешла намного позже.
В Россию детские коляски поступали из‑за границы, затем искусство их создания освоили наши мастера. Одно из русских средств передвижения для детей стало известно всему миру. Эпизод, где коляска с ребёнком катится по крутой одесской лестнице в фильме «Броненосец Потёмкин», вошёл в десятку лучших сцен мирового кинематографа.
После революции молодой стране было совсем не до производства транспорта для детей, хотя умелые мастера не терялись: они делали деревянные коляски или плели их из дешёвых и доступных ивовых прутьев.
Справка для покупки
В Советском Союзе для промышленного выпуска колясок взяли немецкий образец конца 40-х годов, первые модели были с низкой посадкой. Сегодня крепление люльки практически сразу к колёсам нам кажется странным, ведь в таком случае ребёнок находился рядом с землёй, да и наклоняться к нему нужно было низко. Прямоугольный каркас был металлическим, в такой модели малыш мог только лежать. Но молодые мамы были рады, что теперь с чадом можно передвигаться без прежних неудобств.
Со временем детский транспорт всё больше стал приближаться к привычному нам варианту. В 60-е годы коляски становятся высокими, с большими колёсами, в них, глубоко откинувшись, можно сидеть. Но они по‑прежнему оставались предметом роскоши. И только в 70-е, когда советские заводы наряду с военным и промышленным производством стали массово выпускать коляски, они появились во многих семьях.
«Моя зарплата как молодого специалиста в 70-е годы была 90 рублей, у мужа тоже небольшая, коляски стоили от 50 и выше. Поэтому купили её в комиссионке, пользовались два года, а потом отдали соседке. Коляска была неудобной, покрытой дерматином, с фанерным дном, к тому же красной, хотя родился мальчик, но выбора не было. На дно такой модели нужно было класть толстое ватное одеяло, подушку, ведь она совсем не защищала от холода. Однако я не помню, чтобы это кого‑то раздражало, мы ведь и не догадывались, что бывает по‑другому», – говорит Ольга Евгеньевна.
«У меня двое детей, и дважды коляски нам доставались по наследству от родственников. Так делали многие – качество позволяло, – подтверждает Оксана Валентиновна. – Конечно, мне хотелось немецкую или чешскую, но в 70-е на них был страшный дефицит. Муж моей соседки ездил в столицу в командировку и половину суток простоял в очереди за коляской».
«Мама рассказывала, как в небольшом северном городке перед моим рождением сначала за коляской нужно было записаться в магазине в очередь, а потом постоянно звонить туда, уточняя сроки поставки. При покупке требовали справку из поликлиники о беременности, а без бумажки ты не покупатель», – вспоминает Ольга Алексеевна.
Импортная коляска была пределом мечтаний, хотя и стоила 120 рублей – средняя зарплата в то время. В отличие от отечественной дерматиновой она была вельветовой или велюровой, с чехлом от дождя и снега.
«Мне очень хотелось такую, до родов не раз во всех магазинах побывала, но бесполезно. И вот лежу в палате и под окнами роддома слышу крик, тогда приходилось общаться таким образом. Гляжу в окно – муж и свекровь с бордовой немецкой коляской машут мне руками. Радости моей не было предела!» – вспоминает Елена Константиновна.
Лариса Губаренко купила немецкую коляску у своей сослуживицы. Её муж, лётчик, за 360 марок приобрёл её в Германии. Многие его осудили за такой поступок, ведь за эти же деньги можно было приобрести дефицитный ковёр два на три метра.
«Люди не понимали, какой это был шик – ходить с такой коляской, я вслед за его женой была первой на районе, – смеётся Лариса. – Меня нередко останавливали и спрашивали, не отдам ли, когда сын подрастёт. Так что продала я коляску даже дороже, чем купила. А потом начались мучения: в отличие от лёгкой первой следующая, прогулочная, была настолько неуклюжей и тяжёлой, что я нередко плакала от злости, волоча её на четвёртый этаж».
Кто плачет?
Коляски в советское время были везде – стояли в подъездах, у поликлиники, магазинов. Причём часто без присмотра. Сейчас невозможно представить, что мама побежала в магазин, а карапуз остался на улице один. А тогда, если он проснулся и захныкал, прохожие могли подойти и покачать коляску или, зайдя в магазин, крикнуть: «У кого там ребёнок плачет?!»
«Мне, правда, не повезло. Я пошла домой переодеть ребёнка, а когда глянула в окно, коляски, оставленной у подъезда, след простыл. Пришлось брать в прокате, была там такая услуга», – сокрушается Оксана Валентиновна.
Мода на коляски постоянно менялась: были модели с окошечками, оборочками, обтянутые бархатом, вельветом, с плетёными корзинами. В 80-е у них появилось багажное отделение, в которое клали нужные вещи, и кармашек для мелочи. В отечественных колясках стало возможно снимать корпус с колёс, а на его место ставить прогулочный блок с сиденьем для спинки.
Для подросших малышей изготавливали складные прогулочные коляски-трости, но не у всех они находили одобрение, потому что могли внезапно сложиться во время прогулки. Однако такие модели были удобны в использовании: трость легко складывалась, не занимала много места, сложностей в перевозке не было.
С каждым годом коляски становились всё функциональнее. Современные мамы мучаются с выбором, что купить: коляску-люльку или три в одном, прогулочную или трость, коляску-трансформер или входящую в моду спортивную. А их бабушкам в очередной раз остаётся только позавидовать, насколько проще сейчас растить детей. Но и о своём времени они не жалеют.
«Мы были молоды, счастливы и просто радовались своему ребёнку, в какой бы коляске он ни находился», – считает Ольга Евгеньевна.