По единым стандартам. Белгородские школы готовятся к новому учебному году
Педагоги региона рассказали «Белгородской правде», что понадобится ученику начальной школы и что нового будет в этом учебном году
-
Статья
-
Статья
Помню, как в середине 1990-х, мама специально ездила в Москву, чтобы купить для меня – будущей первоклашки – самые красивые наряды. А сколько всего ещё нужно было приобрести для школьных будней: тетради и обложки, ранец и канцелярские принадлежности… Но времена меняются.
Позитивное отношение
«Родители сейчас обеспокоены тем, как будут проходить занятия – очно или дистанционно. Но когда ребёнок идёт в 1-й класс, много и других забот. Что такое готовность к школе? Умение читать и считать не основное. Главное – психологическая подготовка. Понимает ли первоклассник, зачем он идёт в школу и что там будет происходить? Наша задача – научить ребёнка учиться. И необязательно, чтобы он до школы знал алфавит, умел читать и писать. Основное пожелание, чтобы родители говорили с ребёнком об учёбе заранее и создавали позитивный образ школы», – объяснила преподаватель белгородской гимназии № 3 Светлана Павлова.
Павлова в профессии уже 28 лет. В этом учебном году она встречает первоклассников. Педагог уверена, что положительное отношение ребёнка к школе – один из факторов успеха. Второй важный момент – адаптация в новом коллективе.
«Дома каждый ребёнок – это солнышко, звёздочка, там он единственный, а в школе таких звёздочек и солнышек будет целый класс. Ему нужно понять, что не всё крутится вокруг него и он должен также взаимодействовать с другими детьми. Коммуникабельность – основа основ. Умение общаться, договариваться – это очень важно. Ну и конечно, развитие речи. Первоклассник должен уметь наблюдать, задавать вопросы. Учителя любят почемучек. Ведь так развиваются интеллектуальные возможности. Умение находить ответ на поставленный вопрос – это то, что во взрослой жизни нам крайне необходимо», – отметила педагог.
В гимназии № 3 нет спецотбора и экзаменов для первоклассников. Дети приходят с разным уровнем подготовки. Учитель в первые недели должен выявить этот уровень и понять, как построить работу дальше, чтобы всем ученикам на уроке было интересно.
Кто‑то уже читает со скоростью до 30 слов в минуту, а есть те, кто вообще не знает букв и звуков. При учебном заведении проходят занятия по подготовке к школе. Тем, кто их посещал, намного легче учиться, особенно в первые месяцы.
Учитель начальных классов Орликовской школы Чернянского района Наталья Дурнева тоже считает, что, придя в 1-й класс, дети уже должны понимать, как проходит процесс обучения. В этом году она будет работать со второклассниками.
«До школы мои ученики ходили ко мне почти целый год на подготовительные занятия, которые проводились два раза в неделю. Я учила их общению. Они уже тогда поняли, что школа и класс – их вторая семья, им придётся долго находиться в этом коллективе. У меня 35 лет стажа, и даже когда я училась в пединституте им. М. C. Ольминского, преподаватели говорили: «Каждый должен заниматься своим делом». Если это школа, то она учит детей читать, писать, считать и так далее. В садике тоже могут этому учиться в процессе игры. Но дети не обязаны к 1-му классу уметь читать и считать. В прошлом году ребята пришли нечитающие. Были проблемы с усвоением, но сейчас читают все, кто‑то пока слабее, а кто‑то очень хорошо», – рассказала Дурнева.
Педагог отметила, что в этом учебном году есть новшества:
«По всей стране переходят на обновлённые образовательные стандарты третьего поколения. А мы уже опробовали их. Чем они лучше? Тем, что выдвигают единые требования к образованию. Если ребёнок в силу обстоятельств переезжает на другое место жительства, то в новой школе ему не придётся окунаться во что‑то абсолютно иное, он учится по тем же рабочим образовательным программам».
Помощником учителя станет специальный конструктор, где создаются рабочие программы. Останется только сделать соответствующее тематическое планирование, расставить даты. В новые стандарты добавили такое понятие, как функциональная грамотность. Она делится на 6 направлений: математическая, читательская, финансовая, естественно-научная грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Проще говоря, это умение применять в жизни полученные в школе навыки и знания.
Большое значение в образовательных стандартах нового поколения отводится программе воспитания. Она тоже будет единой.
Форма дисциплинирует
«Учебники и рабочие тетради дети получают бесплатно. Кстати, учебники для первоклассников сейчас в мягком переплёте и разбиты на две небольшие по объёму части, чтобы ранец не был тяжёлым. Закупаются только канцелярские принадлежности: ручки, простые и цветные карандаши, линейка до 20 см. Для занятий по изобразительному искусству понадобятся краски (акварель и гуашь) и как минимум 2 кисточки – для больших мазков и для мелких деталей, а также стаканчик-непроливайка. Для уроков технологии нужны цветная бумага и цветной картон, ножницы и клей», – рассказала Светлана Павлова.
Недавно губернатор Вячеслав Гладков объявил, что форма для учеников приграничных районов необязательна. Сейчас вопрос с одеждой решается на усмотрение родителей и школьной администрации. Но многие всё‑таки склоняются к традиционному варианту.
«Форма дисциплинирует. Да и легче купить один костюм и одно платье, нежели несколько комплектов одежды. В любом случае этот вопрос будет решаться на родительском собрании в конце августа», – заметила Павлова.
В Орликовской школе форму ввели в 2014 году, и без неё учебные будни уже просто не представляют.
«Сначала решили, что парадная форма будет коричневой у девочек, чёрной у мальчиков. Сейчас поняли, что эти цвета тёмные. Можно синий. У мальчика отличие повседневной формы от парадной в рубашке. На каждый день она может быть различных тонов синего цвета», – рассказывает о своих второклассниках Дурнева.
Синие парадные платьица с нежными вышитыми фартучками выглядят празднично. Повседневная форма тоже элегантная, как и одежда для мальчиков.
«Мы с коллегами посовещались и пришли к единому мнению, что нужна форма и для учителей, – продолжает учитель. – Решили, что лучше всего классика – белый верх и чёрный низ. Будем комбинировать жилетки, брюки…»
Индивидуальная траектория
Современные условия и переход на дистант заставляют школы искать новые подходы к подготовке первоклассников.
Своим опытом с «Белгородской правдой» поделилась директор Клименковской школы Вейделевского района Наиля Чумак:
«Детский сад является структурным подразделением школы и находится в нашем ведении. Поэтому есть прекрасная возможность проводить подготовительные занятия с будущими первоклассниками в течение года. Учитель встречался с ними. Занятия проходили как дистанционно, так и очно. У нас малокомплектная школа, поэтому мы выстраиваем с каждым индивидуальную образовательную траекторию. Первоклассников в этом году всего двое. Педагог посещал их на дому, проводил анкетирование с родителями и занятия с детьми. Мы сумели организовать диагностику, мониторинг подготовки к 1-му классу. С ребятами занимались психолог, логопед, беседовал социальный педагог. Сейчас мы собираем анкеты, согласие от родителей на то, чтобы дети занимались в очном формате. Надеемся, что так и будет».
Светлана Павлова подчеркнула, что, несмотря на непростую обстановку, никто из учителей гимназии не уехал, её ученики тоже все остались:
«Надо мыслить позитивно и верить в лучшее. Мне кажется, что мы, белгородцы, закалённые такими условиями, сможем реализовать себя везде, где захотим».
Анна Черкашина