«Школа – это круто». Как помочь ребёнку в новых школьных условиях
Этим вопросом озадачились «Белгородские известия»
-
Статья
-
Статья
Адаптация ребёнка в незнакомой для него среде редко обходится без переживаний: новая школа, новый класс, новые учителя. Разобраться, что же делать школьникам и их родителям в таких ситуациях, нам помогла клинический психолог Ксения Чуйкова.
В первый раз в первый класс
«Все дети, приходя в первый класс, испытывают стресс: появляются новые правила, обязанности, необходимо знакомиться с людьми. Нормальная адаптация у первоклассников в среднем занимает два-три месяца. Конечно, если учитывать индивидуальные особенности ребёнка (тревожность, эмоциональность), она может занять и до шести месяцев», – говорит психолог.
В этот период детям очень важна поддержка. На что следует обратить внимание, подготавливая ребёнка к поступлению в первый класс.
1. Психологическая готовность родителей. В первую очередь взрослые сами должны соблюдать спокойствие. Важно не запугивать ребёнка, внушая ему, что в школе сложно, что там его будут ругать или ставить плохие отметки. Никакого негативного настроя! Дети отлично считывают эмоциональное состояние родителей, так что вы сами должны быть уверены, что школа – это круто.
2. Эмоциональный и психологический настрой ребёнка. Перед поступлением в первый класс важно правильно настроить будущего ученика: расскажите, что в школе интересного, какие там бывают ситуации. Чтобы ребёнок почувствовал себя настоящим школьником, можно дать ему волю в выборе канцелярских принадлежностей.
3. Заинтересованность школьной атмосферой. Ребёнок из привычных, комфортных условий попадает в незнакомое общество, сталкивается с оцениванием, конкуренцией. Задача родителей – наблюдать, не возникает ли у него проблем в общении с одноклассниками, учителями. Стоит постоянно проявлять интерес не только к учёбе ребёнка (отметки, уроки), но и к школьной жизни: спрашивать, что делал на переменке, что ему нравится, какая еда была в столовой. Если чадо будет делиться с вами своими переживаниями и эмоциями, вы сможете помочь решить ту или иную ситуацию, так ему будет легче привыкнуть к новой среде.
4. Формирование режима дня. Для успешной адаптации следует научить ребёнка соблюдать режим дня школьника, так как в детском саду он был совсем другой. Это воспитывает чувство ответственности, организованности, учит управлять своими желаниями и чувствами.
А вот и пятый класс
«При переходе из младшего звена в среднее адаптация школьника может занять от одного месяца до полугода. С одной стороны, мало что меняется: ребёнка окружают те же одноклассники, в расписании указаны знакомые предметы, а первые недели обучения посвящены повторению пройденного материала. Дети плавно включаются в работу. Но, с другой стороны, занятия теперь проходят в разных кабинетах, добавляются новые предметы и самое главное – их ведут другие учителя. Эти моменты могут вызвать стресс», – предупреждает Ксения Чуйкова.
В период адаптации в пятом классе важно обеспечить ребёнку спокойную обстановку, чёткий режим, то есть сделать так, чтобы ученик средней школы постоянно ощущал поддержку со стороны родителей. Что же может помочь?
1. Знакомство с новыми учителями. Необходимо помочь ребёнку выучить имена новых педагогов, предложить ему описать их, отметить какие‑то особые черты. Многие дети гордятся тем, что вместо одного учителя у них появились преподаватели-предметники. Кроме того, часть учеников осознаёт своё новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить отношения с педагогами. Родители должны быть рядом, чтобы подсказать, как можно вести себя в той или иной ситуации.
2. Контроль и самостоятельность. Не следует сразу ослаблять контроль учебной деятельности ребёнка, если в начальной школе он к нему привык. Приучайте чадо к самостоятельности постепенно.
Теперь я старшеклассник!
«При переходе из средней школы в старшую ребёнку может понадобиться от двух-трёх недель на адаптацию. В 15–16 лет у детей уже сформирована адекватная учебная мотивация, они чётко понимают, зачем перешли в старшую школу и примерно осознают, что их там ждёт. Однако как раз в старших классах знания начинают оценивать по‑другому. Требования учителей увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Эти факторы также могут затруднить адаптацию», – поясняет психолог.
Как же помочь старшекласснику?
1. Поддержка родителей. Вы должны быть готовы к тому, что ребёнок, имевший хорошие оценки в среднем звене, в старших классах может учиться немного хуже. Плохие отметки могут привести не только к понижению самооценки у школьника, но и к изменению поведения. Тут важно не упустить этот момент и быть рядом, объяснить, что требования возросли и педагоги оценивают по новым критериям, предложить свою помощь либо помощь специалиста. На этом этапе ни в коем случае нельзя эмоционально давить на ребёнка, говорить ему о том, что лучше бы он ушёл из школы, что ему не хватает знаний. Больше разговаривайте со старшеклассником, интересуйтесь его жизнью. Дети в данном возрасте только кажутся взрослыми, но им ещё очень нужна помощь.
2. Режим дня. Старшеклассники чувствуют себя уставшими от серьёзных экзаменов и важных решений, связанных с их будущим. Безусловно, им необходим правильный режим дня.
3. Помогите ребёнку определиться с будущей профессией. В старшей школе вопрос поступления основной. Если ребёнок определился с будущей профессией, следует начать подготовку к экзаменам. Посетите дни открытых дверей в различных учебных заведениях, чтобы получить более полную информацию. Если же школьник ещё не знает, кем хочет стать, можно пройти с психологом тест на профориентацию, а также учесть предпочтения и увлечения ребёнка.
Новая школа – новые трудности
«Смена школы – тоже большой стресс для ребёнка. Период адаптации может занять до года, а иногда и больше, поэтому в этот сложный период как никогда нужна поддержка родителей и специалистов», – подчёркивает Ксения Чуйкова.
Как помочь ребёнку легко справиться с этим стрессом?
1. Нужно определить лучшее время для перехода в новую школу и подготовиться к этому. Постарайтесь спланировать переход на начало года или хотя бы четверти. Так ребёнку будет легче втянуться в учебный процесс. Перед началом учёбы нужно посетить новую школу вместе с ним, лучше несколько раз. Сходите на экскурсию, познакомьтесь с учителем, поешьте в столовой. Новая школа в первый день занятий будет казаться не такой уж и новой.
2. Не добавляйте стресса. Не нужно сразу ругать ребёнка за плохие отметки в новой школе или за несделанную домашнюю работу. Есть вероятность, что успеваемость и правда немного упадёт. Ребёнок испытывает стресс в новом коллективе, старается наладить общение с одноклассниками, узнать учителей, знакомится с новой учебной программой. Дайте ему время и вместо наказаний предложите помощь.
3. Уверенность и спокойствие родителей. Вы не должны транслировать ребёнку собственные страхи и сомнения. Покажите ему уверенность, что в новом классе будет хорошо.
4. Помощь и поддержка. Будет здорово, если вы посоветуете ребёнку, как вести себя в разных ситуациях, поделитесь своим опытом. Если школьник в течение долгого времени продолжает испытывать стресс, надо обязательно обратиться за помощью к психологу.
5. Важна стабильность. Нужно постараться сохранить как можно больше привычного в жизни ребёнка. Новая школа – огромная перемена (тем более если причина в переезде), пусть хотя бы блинчики на завтрак, вечерняя прогулка с собакой и кафе-мороженое по субботам останутся неизменными.
Ирина Алексеева