Мальчики так не носят. Как ребёнку сохранить индивидуальность, не конфликтуя со школой
«Белгородские известия» читают Федеральный закон «Об образовании», консультируются с психологом и узнают мнение учителей
-
Статья
-
Статья
У сына удлинённая причёска и чёлка до глаз, у его друга и вовсе обесцвеченный чуб. Наш новый учитель в этой естественной индивидуальности усмотрела опасность. «Мальчики так не носят», «Посмотри, какая хорошая коротенькая стрижка у Васи», «У меня был ученик с длинными волосами, а знаешь, что я сделала? Ему потом пришлось подстричься».
Тема «не такой» внешности поднялась и на родительском собрании.
«Я требую от учеников опрятного внешнего вида. Летом – пожалуйста, а к школе все должны быть подстрижены. Разноцветные волосы вообще недопустимы! Это нарушение всех этических и нравственных норм и правил!» – ледяным тоном произнесла учитель с почти 30-летним стажем, посматривая в мою сторону.
Внешний вид современных школьников, к сожалению, стал поводом для скандалов. В начале сентября в Курской области директор школы выдрал серьгу из уха ученика. В Калуге мама ученика средней школы пожаловалась на классного руководителя, которая пообещала устроить «весёлый» год, если сын будет и дальше ходить в школу с разноцветными волосами. В Иркутске шестиклассника не пустили на урок из‑за причёски с хвостиком на макушке.
Не будем спорить о вкусах
О вкусах не стоит, а о разности понятий «внешний вид» и «школьная форма» надо пояснить. Статья 38 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании» дала школам право устанавливать требования, касающиеся одежды учеников. Будет ли это форма или деловой стиль, какого цвета должны быть одежда и обувь – эти моменты прописаны в локальных актах школы, которые доступны для общего ознакомления и, естественно, должны соблюдаться учащимися. Что касается цвета и длины волос и ногтей, а также пирсинга и татуировок, то это уже внешний вид ученика.
На сайте каждой школы есть раздел «Документы», в котором можно найти устав, лицензию и прочую документацию, в том числе локальные нормативные акты. К ним относятся: режим занятий, правила приёма и отчисления, внутренний распорядок работы, а также положение о единых требованиях к одежде учащихся.
В нашем случае дети ходят в кадетской форме, поэтому перечислено то, что относится к повседневной, а что к парадной форме.
«Предметы формы одежды должны отвечать установленным описаниям, быть правильно подогнанными, содержаться в чистом состоянии и иметь аккуратный вид», – говорится в документе.
Там же есть пункт о спортивной форме и сменке. О длине и цвете волос не сказано. Состояние одежды оговаривается в пункте о правах и обязанностях учащихся, а конкретнее: дети должны ежедневно приходить на занятия в форме установленного образца, содержать её в чистоте, относиться бережно и помнить, что внешний вид ученика – это лицо школы. Слов о длине и цвете волос здесь тоже нет.
Закон «Об образовании» не даёт школам права прописывать требования к причёске или запрещать пирсинг, однако такие моменты тоже могут быть в локальных актах учебного заведения. В этом случае за серьгу в носу или зелёный хвостик руководство может применить дисциплинарное взыскание – замечание или выговор с занесением в личное дело.
Могут ли отчислить из‑за синих волос и серьги
Ответ также есть в школьном положении о порядке и основании перевода и отчисления учащихся. Возможно и досрочное отчисление по инициативе общеобразовательного учреждения, но только как мера дисциплинарного взыскания к ученику, которому исполнилось 15 лет. Отчислить ребёнка не так‑то просто, даже если он отъявленный хулиган.
Учителям и директору нужно доказать, что ученик постоянно нарушает дисциплину и его поведение отрицательно влияет на других детей, нарушает их права и мешает нормальной работе коллектива школы, а также что ранее перепробовали все меры, но ничего не помогло. При этом, следуя главному принципу педагогики, не стоит перегибать палку: наказание должно быть соразмерно тяжести проступка. И даже в случае отчисления у родителей остаётся право обжаловать решение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Т. е. если ребёнок – прилежный ученик, активный участник школьной жизни, не срывает уроки, не дерётся и не хулиганит, но при этом ходит с сине-зелёными волосами и серьгой в носу, отчислять его не за что.
Приказать родителям подстричь ребёнка никто не может, а уж запугивать последствиями непедагогично и противозаконно.
Синяя чёлка – признак асоциальности или индивидуальности?
«Провинившихся» учителя любят водить на беседы к школьному психологу. Практикующий психолог Иван Харченко рассказал, почему учителя видят опасность в разноцветных волосах.
— Синяя чёлка может говорить о разных мотивах. Например, ребёнок таким образом может показывать, что ему плохо, и пытаться обратить на себя внимание. В среде подростков не принято говорить о своих эмоциях или о том, что происходит в семье, а показать, что нужна помощь, как‑то необходимо. Вторая причина может крыться в сильном давлении со стороны родителей или учителей. Тут как в физике: сила действия равна силе противодействия. Чем больше давление со стороны социально-моральных норм, тем сильнее будет желание им противостоять. Ребёнка или сильно ставят в рамки, или не могут понятно объяснить, зачем вообще нужны те либо иные правила. Кстати, в этом случае синяя чёлка будет даже признаком, что его не сломали и он в состоянии бороться.
— Почему нестандартная внешность вызывает неприятие у учителей?
— В нас всегда говорит голос желаний, морали и реальности. Наша система образования достаточно директивна, и в ней по традиции главенствует голос морали. А он не терпит ничего нестандартного, в том числе и внешности. Учитель, испытывающий злость или отвращение к ученикам с неординарной внешностью, в какой‑то степени сам заложник своей морали и, скорее всего, имеет внутренний конфликт со своими желаниями.
Безусловно, соблюдение стандартов учебного заведения – это очень важно. Но мне иногда кажется, что компенсация своих садистических наклонностей и требование выполнения стандартов образовательного учреждения порой сливаются воедино.
— «Мальчики так не носят», «Ходишь как попугай», «Я тебе устрою весёлую жизнь, если не приведёшь себя в порядок» – как на ребёнка влияют такие выражения и угрозы от учителей?
— Чем больше родители или учителя угрожают и унижают ребёнка, тем сильнее он сопротивляется (причём только внешне, внутренне он чувствует себя с каждой такой беседой всё более уязвимым и ничтожным).
Такие выражения очень хорошо прививают детям способ получения внимания. Для каждого человека внимание родителя – ценнейший ресурс. Но для бессознательного нет хорошего или плохого внимания, есть только сила эмоции. Т. е. если родитель хвалит ребёнка – эмоционально возбуждается на 4 из 10, а если угрожает или отчитывает – на 8 из 10. Тогда получается, что ребёнку, чтобы получить больше внимания, нужно сильнее раздражать родителя, чем делать так, чтобы его хвалили. У нас это называется мазохистический тип личности. И он, кстати, очень распространён в нашей стране.
— Эксперименты с внешностью обычно начинаются у подростков, как реагировать родителям (даже если тоже не нравится)?
— С пониманием. Подростковый период – один из самых важных и сложных в жизни человека. Подросток сам не понимает, что с ним происходит и почему он совершает тот или иной поступок. Поэтому лучше всего родителям наблюдать, принимать, ну если совсем тяжело – спросить, что беспокоит ребёнка, и, если он ответит и попросит помощи – помочь ему.
Ольга Кокарева, учитель химии Новооскольской школы, 30 лет в профессии:
«В прошлом году семиклассник из хорошей семьи пришёл на 1 сентября со стрижкой ассиметричное каре, причём волосы вымыты на ночь. Представляете, что это? Пришлось на уроке выдать резинку и зеркало, чтобы завязал хвостик. Конфликт из этого раздувать не стоит. Моя цель – научить детей и поставить оценки, поэтому тратить драгоценное время на истерики по поводу внешности мне некогда. Бывает, меня не слышат, но тогда и я могу не услышать, когда возникают вопросы на проверочной работе.
Подростку всегда хочется чем‑то выделиться. Чтобы отличиться в учёбе или спорте, должны быть природные задатки и много усилий. Это сложно. А чтобы изменить цвет волос или проколоть уши, достаточно желания и родительских денег. Хочется ребёнку выразиться – пусть выражается, но в школе есть правила. Жизнь – это игра по правилам, и давайте им следовать. Приняты в уставе школы аккуратные причёски и невызывающий макияж – соберите свои синие, жёлтые, зелёные волосы в хвост и сделайте скромный макияж.
Хочется самовыразиться – выражайтесь, но знайте место и время».
Анна Головина, директор школы в селе Сетище, 5 лет в школе:
«Каждый ребёнок должен иметь возможность самовыражения, но при этом понимать, где это уместно. На неформальных встречах – пожалуйста. Что касается школы, я в этом вопросе категорична. У нас есть положение, которое регламентирует форму и соответствующий внешний вид. Мы, наверное, нарушим права ребёнка, если детализируем его, указав цвет волос, поэтому там общие правила. Но мы нацеливаем детей и родителей на то, что лучше подчёркивать свою естественную красоту.
В нашей сельской школе таких детей практически нет. В прошлом году был один случай – девочка покрасила волосы в розовый, но после беседы они с мамой согласились с тем, что в школе это неуместно, и решили, что самовыражаться будут летом.
Мы ориентируем детей на то, что надо придерживаться определённых правил и это касается всех. Иначе учитель тоже может прийти с красными волосами. Разумеется, это будет высококвалифицированный педагог, он будет побеждать во всех конкурсах, но многие родители, я думаю, зададут вопрос о его внешнем виде, потому что привыкли к тому, что учитель должен быть эталоном».
Ирина Дудка