Как урбобиоценоз поможет Белгороду войти в топ-10 зелёных городов мира
Эксперты уверены, что этой амбициозной цели можно достичь за 10–15 лет
-
Статья
-
Статья
Во время цикла городских лекций руководители «Зелёной инфраструктуры городов» Виктор Проскуряков и Надежда Яковлева рассказали, как инвентаризация всех зелёных насаждений в Белгороде позволит доказать экономическую эффективность каждого растения и запустит процесс инвестиций в озеленение.
«Весёлое соседство города и природы»
Некоммерческая организация «Зелёная инфраструктура городов» объединила молодых учёных, которые реализуют в Белгороде уникальный проект создания эффективных урбобиоценозов. На публичной лекции 17 августа директор организации Виктор Проскуряков напомнил, что ещё в 1940-е годы советский геоботаник Владимир Сукачёв разработал учение о биогеоценозе. Это совокупность живых организмов и неживой окружающей природы, связанная потоками энергии и представляющая из себя единый природный комплекс. Например, отдельным биогеоценозом является дубрава, пруд, сосновый лес. В биогеоценозе всё связано, взаимозависимо и нарушение баланса может его разрушить.
Построенные города, к счастью, не уничтожили природу, хотя существенно её изменили. Все биоценозы, которые остались существовать внутри городских пространств, стали называть урбобиоценозом. Вместо сложного для понимания обывателем научного определения Проскуряков предложил воспользоваться объяснением нейросетей – оно вполне отражает реальность.
«Это весёлое соседство города и природы, где здания, растения, цветы вместе создают большую вечеринку жизни. Как будто дружная компания города и растений, где каждый вносит свой вклад в этот уютный хаос», – говорится в определении, предложенном нейросетью.
Суть белгородского проекта заключается в том, что существующими урбобиоценозами можно и нужно управлять. Важно, что проект научно обосновывает, почему городу выгодно быть зелёным. И выгода эта имеет в том числе и финансовое измерение.
«Глобальная цель проекта – через 10–15 лет сделать Белгород одним из самых озеленённых городов мира. Это достижимо при помощи комплексного подхода по управлению городским хозяйством. Он должен учитывать природные явления, разницу в климате, ассортимент растений, почвенные условия и прочие показатели. Если мы всё это учтём, то Белгород обязательно попадёт в десятку самых зелёных городов. Климат мягкий, чернозём, полив зачастую и не нужен», – подчеркнул Проскуряков.
Белгород – город сирени
Начали проект в 2022 году с тотальной инвентаризации всех зелёных насаждений областного центра. В исследовании попали деревья, кустарники, газоны. Использовалось в том числе натурное обследование, когда изучали особенности растения, заболевания, общее состояние. В прошлом году инвентаризировали 80 % насаждений, а в этом процесс завершат, что позволит ввести все данные об озеленении города на публичную карту.
Обследование выявило, что 64 % растений находятся в ослабленном состоянии. Проскуряков отметил, что высок или низок этот показатель, ответить сложно, поскольку Белгород первым в России решился на такое всеобъемлющее обследование. 12 % растений полностью здоровы, 18 % сильно ослаблены, а 6 % – сухостои.
Самым распространённым растением в областном центре (травы не учитывались) оказалась сирень обыкновенная. Не зря в городе её активно разводят.
«Она абсолютный лидер. На 2-м месте идёт клён остролистный, далее – липа мелколистная и каштаны. Каштаны у нас выглядят грустно (по состоянию), но являются образующей породой в городе. Они держат каркас. Их нужно сохранять и быть к ним очень внимательными», – подчеркнул учёный.
А вот самой усыхающей породой в городе оказался клён сахаристый.
Вместе с учёными БелГУ в городе начали мониторить уробобиоценозы на 20 площадках: в парках, скверах, в ИЖС и у многоквартирных домов, в защитных полосах у железной дороги. Эти исследования должны показать, как фактически город влияет на экосистему. Чаще всего в подобных работах мониторинг ведётся по группе показателей. В Белгороде же решили собрать максимально возможный массив данных. Виктор Проскуряков отметил, что они позволят понять, как состояние зелёных насаждений в городе можно подтянуть до того уровня, в котором они пребывают в лесах или в ботаническом саду, где фактически нет антропогенного влияния.
«Паспорт есть у каждого дерева»
Замдиректора «Зелёной инфраструктуры городов» Надежда Яковлева рассказала, что интерактивная карта всегда будет доступной для жителей, чтобы можно было изучать данные о растениях в своём дворе, в парках.
«Представьте, что паспорт в городе есть не только у каждого гражданина, но и у каждого дерева, кустарника, газона. Мы с вами уже живём в таком городе», – отметила она.
По словам Яковлевой, по карте уже сейчас можно изучить состояние не только отдельно взятого дерева, но и целого уробобиоценоза. Например, состояние всех деревьев и кустарников в парке Победы. Паспорт раскрывает сильные и слабые стороны каждой территории и показывает, над чем ещё нужно работать. Именно паспорт позволяет озеленителям не работать вслепую, а точечно принимать решение, в том числе при реконструкции и обычном содержании зелёных насаждений.
Одна из главных задач учёных – показать и доказать, что растения приносят не только эстетическое удовольствие, но и экономически эффективны.
«В паспорте каждого дерева есть вкладка «экономика» с цифрами, которые говорят , какой экономический эффект приносит растение и сколько оно при этом требует затрат. Мы видим расходы на лечение, полив и так далее. Это нормативные данные. В рамках разработки системы инжиниринга мы создали методику оценки экономического эффекта от зелёных насаждений. Основная цель методики – обосновать выделение средств на содержание зелёной инфраструктуры, сравнивая затраты и выгоды», – подчеркнула Яковлева.
Она добавила, что деревья и другие зелёные насаждения могут иметь массу экономических эффектов:
«Они снижают нагрузку на ливневые канализации, сокращают энергопотребление: в озеленённом районе стены домов не нагреваются в жару и расходы на кондиционирование существенно сокращаются. Снижается углеродное влияние. Доказано, что уже сейчас нормативные затраты на содержание зелёной инфраструктуры гораздо ниже, чем объём эффектов, которые она даёт».
Эксперимент в Белом квартале
Подсчёты показали, что самый затратный вид урбобиоценозов в Белгороде – парки. Однако именно они и наиболее эффективны. Там деревья и кустарники зарабатывают в прямом смысле больше всего. Парки выгодны городу, но требуют от служб большой работы по уходу, поливу, покосу газонов.
Сейчас учёные имеют дело с уже существующим озеленением Белгорода. Но в проекте «Белого квартала» они предложили провести эксперимент, который при работах с нуля докажет, почему растения в городе выгодны с финансовой точки зрения.
«Одним из перспективных будущих объектов, в котором мы хотим применить все принципы урбобиоценоза – Белый квартал. Там будет множество решений, в том числе и красивейший объект – меловая гора, на котором мы разместим эндемичные растения, присущие именно Белгородской области. Это будут растения, которые требуют минимального вмешательства и при этом могут нести максимальный экономический эффект», – подчеркнула Яковлева.
Инвентаризацию всего озеленения Белгорода завершат до конца этого года. Затем учёные сформируют ассортимент необходимых растений. Сама инвентаризация будет проводиться каждые 5 лет, хотя данные наносить на интерактивную карту нужно будет при каждой посадке дерева и его спиле.
В «Зелёной инфраструктуре городов» уверены, что научные исследования способны доказать горожанам, властям и бизнесу эффективность растений, что повлечёт за собой другое отношение к каждому дереву и цветку в городе. Как только роль дерева вырастет в глазах каждого, Белгород сможет шагнуть в заветные топ-10.
Сергей Шевченко