Главные инвесторы – жители. Как в Белгороде хотят создавать городскую экономику
Почему проект Белого квартала может стать ключом к перестройке центральной части города
-
Статья
-
Статья
Главный инженер старейшего проектного института России Ленгипрогор Юрий Перелыгин рассказал о том, почему Белгород может избежать оттока населения и расти в будущем, только если начнёт развивать городские сервисы и создавать новую среду по примеру крупных мировых агломераций.
Тотальная урбанизация
В рамках цикла городских лекций в Белгороде 16 августа выступил главный инженер Ленгипрогора, член правления Национальной гильдии строителей Юрий Перелыгин. Когда‑то именно этот институт занимался строительством послевоенного Белгорода, как и других 600 городов страны. Лекцией об экономике городской жизни он обосновал необходимость реализации в облцентре проектов по созданию новой городской среды и в целом переформатирования всей экономики города.
«Ничего более сложного, чем город, человечество не придумало. Иметь дело с городом на порядок сложнее, чем с космическим аппаратом в силу его социальной природы. Город состоит не столько из домов, набережных, дорог, инженерных сетей, сколько из людей. А люди самостоятельны, они объединяются в группы, образуют социальные объекты. Именно поэтому наша профессия называется не «градостроительство», а «градоустройство» – мы устраиваем жизнь в городе», – отметил он.
Юрий Перелыгин отметил, что валовый доход 80 % экономик самых мощных регионов в мире приносят города. Например, Токио обладает оборотом в 2 трлн долларов. В России единственным городом, достигшим подобных масштабов, оказалась Москва, где оборот достиг 1,2 трлн долларов в год. Остальные города, в том числе Санкт-Петербург, остаются существенно позади.
Однако всеобщий тренд на ускоренную урбанизацию не остановить. В мире уже появились сверхгорода с населением 25–30 млн человек. К ним уже почти пришла Москва, дневное население которой составляет 20 млн человек (ежедневно в столицу приезжают, а потом уезжают около 7 млн человек). При этом из 1 300 городов России 800 в последние 25–30 лет переживают отток населения. Причём чем меньше город, тем активнее из него убегают жители. Например, 80 % городов с населением до 12 тысяч жителей переживают снижение численности. Хотя есть и исключения: даже некогда полуторамиллионный Нижний Новгород из‑за близости Москвы потерял 300 тысяч жителей за последние два десятилетия.
«Почему люди из благоустроенных и комфортных городов уезжают? Почему города по всему миру теряют население? Этот тренд ведь не только у нас. Что же такое намазано там, что люди уезжают в мегаполисы?» – задался вопросом Юрий Перелыгин.
Новые города для свободного времени
По расчётам Ленгипрогора, в ближайшие 20 лет в Москву переедет ещё 7 млн человек, а в Санкт-Петербург и другие города-миллионники – 5 млн. Это значит, что все они переедут из других городов России, которые испытывают колоссальный дефицит человеческих ресурсов.
Всё дело в свободном времени. Социалистические революции изменили мир. Если 100 лет назад рабочие трудились фактически без выходных (кроме редких религиозных праздников), по 12 часов в день, у них оставалось время только на сон и питание. Борьба за права трудящихся привела к тому, что у рабочего человека появилось 72 свободных часа в неделю вне мест зарабатывания денег. Люди начали проводить его в городах – и возник острый дефицит качественной городской среды, о создании которой более века назад писал Дмитрий Менделеев в труде «Заветные мысли».
Если общий тренд на увеличение количества выходных дней сохранится и у работников появится ещё один выходной в пятницу, люди ещё больше требований выдвинут к качеству среды, так как все эти часы они будут проводить в городе.
Опросы переезжающих в крупные города людей подтверждают, что на первом месте в мотивации к смене места жительства, конечно, является материальный достаток. Однако второй по важности причиной такой релокации является качество городской среды и возможность заниматься любимым делом, в том числе не связанным с основной работой. О важности этого критерия заявляют 35 % опрошенных.
Работы меньше не станет
Новые требования к городам кардинально изменило экономику: из них уходят промышленные предприятия. Например, в Нью-Йорке крупнейшим промпредприятием остаётся швейная фабрика, на которой работает около 2,5 тыс. человек. В самых развитых городских агломерациях до 60 % всего валового продукта составляют городские сервисы, или в целом – городская экономика. Юрий Перелыгин отмечает, что растёт такая экономика не вокруг крупных компаний и транснациональных корпораций, а именно вокруг малого и среднего бизнеса: он напрямую привязан к земле в городах. Это становится ключевым фактором их развития.
В пример эксперт приводит переоценённость промышленных предприятий. Например, открытый в середине нулевых завод «Тойоты» в Санкт-Петербурге дал около 500 рабочих мест. Это считалось достижением. Однако самый обычный подземный пешеходный переход под шестиполосной дорогой в Москве или Санкт-Петербурге даёт 60 рабочих мест. В Белгороде это можно видеть и на примере тех же переходов на «Стадионе» или «Родине», хоть и в меньшем масштабе.
Юрий Перелыгин опроверг распространённое заблуждение о том, что цифровизация, автоматизация сервисов приведёт к тому, что люди массово лишаться работы и занятость будет сокращаться. Напротив, разделение труда приводит к росту занятости. В пример он привёл видеоролик с процедурой обслуживания гоночного болида в пит-стопе середине XX века – машину обслуживали четыре человека и выполняли операции за 67 секунд. Сегодня с машиной работают 11 человек и все операции делают за 3 секунды.
«Углубление системы разделения труда и переход на новый тип технологий увеличивает количество занятых в десятки раз. Это суперважно для всех градостроителей, кто размышляет над развитием городов», – подчеркнул он.
Новые районы – источники доходов в городах
Чтобы сделать города комфортными, удобными и финансово независимыми, обеспечить горожан работой, сами населённые пункты должны наращивать долю той самой городской экономики. А для этого в них должны появляться территории, которые будут сами по себе привлекать инвесторов. Для этого участки в городе должны стать привлекательным товаром.
Ленгипрогор ещё 25 лет назад реализовал проект реновации 130-го квартала в Санкт-Петербурге, который размещён рядом с Невским проспектом и площадью Восстания. Тогда решили нарезать участки так, чтобы они стали интересны инвесторам. В итоге квартал радикально изменился, привлёк колоссальные инвестиции, а город на это преображение не потратил фактически ничего.
Схожий проект реализован и в Иркутске – также в 130-м квартале на площади 6 га. Там перенарезали участки, привлекли инвесторов. При этом новую нарезку с частными собственниками, по словам Перелыгина, оказалось согласовывать намного легче: они очень заинтересованы в повышении капитализации своей недвижимости и всегда готовы на компромиссы для строительства дорог, проездов, прокладки сетей и так далее.
Квартал возник вокруг 12 памятников деревянного зодчества и 24 опорных деревянных домов. Теперь эта некогда депрессивная территория генерирует оборот в 11 млрд рублей, приносит 1 млрд рублей налогов во все уровни бюджетов. Если в городе создать 10 таких кварталов, то только та самая городская экономика может давать половину доходов бюджета всего Иркутска.
«Получается, что, если переделать города таким образом, у муниципалитета появляется собственный источник доходов, который не зависит от внешней конъюнктуры», – подчеркнул он.
Юрий Перелыгин заявил, что, именно исходя из глобальных трендов, в Белгороде был сформирован проект «Белый квартал» между Свято-Троицким бульваром и проспектом Славы на площади 7 га. Это первый участок, где можно сформировать городскую экономику современного типа.
«Мы посчитали отложенный спрос в Белгороде – это средства, которые отложили жители, чтобы потратить затем в других городах или даже странах. Он составляет, по самым скромным подсчётам, 30 млрд рублей в год. Мы хотим, чтобы 10 % этой суммы оставалось в городе. Это инвестиции по 3 млрд в год, или 15 млрд в течение пяти лет. И тут важно понимать, что главный инвестор, конечно же, не государство и не корпорации. Главные инвесторы – жители. На примере 130-го квартала в Иркутске это наглядно: там фиксируют 6 млн посещений в год, и все они оставляют там деньги, потому что их есть где оставить», – отметил он.
Первая ласточка
Перелыгин заявил, что участки Белого квартала станут именно товарами, которые будут интересны инвесторам, и сам район сможет стать мощным источником генерации доходов в городской бюджет: зависимость города от дотаций и трансфертов будет постепенно сокращаться.
Юрий Перелыгин отметил, что в проекте квартала, несомненно, будут крупные инвесторы, но не менее 30 % экономики его будут составлять предприятия малого и среднего бизнеса, для которых будут доступны площади в пределах 200 кв. м.
Социальные объекты (концертный зал на 500 мест, арт-объект «Меловая гора» с лекторием, событийная площадь) возьмёт на себя областное правительство, а для создания офисных пространств, гостиного двора, отелей, точек общепита отдадут приблизительно половину площадей. Все они сформируют в городе пример новой экономики, ведь только торговая галерея (гостиный двор) даст около 900 рабочих мест.
При этом сам Юрий Перелыгин и советник губернатора Артём Алексеев заявили, что подавляющее большинство инвесторов будут белгородскими. Важно, чтобы они работали именно здесь, понимали всю специфику города и были лично заинтересованы в развитии Белгорода не только в контексте бизнес-показателей.
«Как показывает практика, как только появятся два-три инвестора, в дальнейшем в таких проектах возникает ажиотажный спрос. Конечно, это должны быть белгородцы, которые умеют здесь зарабатывать деньги. Такие у вас есть», – подчеркнул Перелыгин.
Эксперт отмечает, что площадь 7 га – невелика и сам Белый квартал не является самоцелью. Это лишь первый участок в Белгороде, который должен стать примером того, как может работать городская экономика и почему такие пространства создаются в интересах всех горожан.
«Конечно, как правило, мы в таких проектах работаем именно через малый и средний бизнес. Я уже почти 2,5 года плотно работаю в Белгороде. И здесь нет таких высокоплотных городских пространств. Да, они постепенно стали появляться. Есть Гражданский проспект, но он ещё и является транспортной артерией, его нельзя перекрыть только для пешеходов. Есть улица 50-летия Белгородской области. Но мне хочется, чтобы и там платаны росли – они ведь растут у вас, между прочим. А сейчас там только какие‑то клочки пространств, странный рынок, который нужно преображать», – пояснил он.
Юрий Перелыгин уверен, что Белый квартал станет первым проектом в новом векторе развития Белгорода как города, в котором начнётся большая перестройка, создание городских пространств, которые создадут новую экономику. Именно она позволит избавиться от оттока населения и стать одним из центров притяжения людей со всей страны.
«Если мы запустим хотя бы один проект городской экономики, всё остальное сразу начнут перестраивать. Точно так случилось и в Иркутске, где за 130-м кварталом начали обновлять территорию, которая в 10 раз выше по площади изначального проекта», – заключил он.
Сергей Шевченко