Взгляд, топот, интуиция. Где играют и как тренируются в Белгороде глухие футболисты
Один из лидеров белгородской команды глухих спортсменов Дмитрий Давидов рассказал «Спортивной смене», что у нас представляет собой футбол глухих сегодня
-
Статья
-
Статья
Когда‑то он учился футболу у Сергея Атаманенко – победителя чемпионата Европы и Всемирных игр глухих в составе сборной СССР. В Белгородской области таких футбольных достижений больше ни у кого не было. Дмитрий не попал в большой спорт, но остался предан любимой игре.
«Смысл проводить Первую лигу, если победители никуда не выходят?»
«Я играю в футбол с детства, а организацией турниров занимаюсь с 2010 года. Татьяна Бессонова, которая тогда была председателем белгородского отделения общества глухих, попросила собрать команду для выступления в Первой лиге чемпионата России в Орле по мини-футболу. Там играли всего четыре команды: из Белгорода, Орла, Тулы и Твери. Мы заняли 2-е место. На следующий год играли в Муроме и снова стали вторыми.
Первая лига разделялась на шесть зон, победители каждой должны были попадать в Высшую. Но по факту никто не поднимался – просто не могли себе это позволить. Последний раз мы участвовали в чемпионате России по мини-футболу в 2018 году. Перестали, потому что ездить за пределы области дорого. Сложно не только нам – недаром Первой лиги уже два года нет вообще. А смысл её проводить, если даже победители никуда не выходят?
В большой футбол, 11 на 11, мы давно не играем – состав не набирается. Да и с финансированием там ещё тяжелее. Но отдельный игрок, если его замечали, раньше мог пробиться в сборную России и через футзал. К сожалению, три года назад провели реформу, по которой футболист-футзальщик не может выступать в официальных соревнованиях по большому футболу.
Это проблема, ведь многие глухие футболисты мечтают попасть на Сурдлимпийские игры и выиграть медаль (призёры получают звание заслуженного мастера спорта и пожизненную пенсию). Но в программе Игр есть только футбол 11x11, мини-футбол туда не включён. Хотя по нему проводятся чемпионаты мира. Так или иначе, из‑за санкций сборная России сейчас не участвует ни в чемпионатах мира, ни в Сурдлимпиаде. Конечно, спортсмены всё равно тренируются, готовятся к альтернативным играм в Уфе».
«Для нас большой праздник сыграть вничью со слышащей командой»
«Наш мир тесен, в области все глухие футболисты друг друга знают. Большинство живут в Старом Осколе, есть ребята в Губкине – то мы ездим туда, то их приглашаем в Белгород. В прошлом году мы впервые выиграли турнир памяти тренера Александра Бессонова. Руководитель городской федерации футбола Тимофей Пузенко звал нас на турнир памяти Сергея Атаманенко, приглашал на другие соревнования в формате 5x5, 8x8.
Иногда играем в соревнованиях со слышащими – недавно участвовали в турнире 8x8 и взяли бронзовый кубок. Это сказка была! Для нас вообще большой праздник – победить или сыграть вничью со слышащей командой, мы ведь не можем на поле подсказывать друг другу.
Наша вечная проблема – база: в каком зале играть, какое время дадут… Тренировочный процесс не выстроишь, потому что не каждый поедет, например, ранним воскресным утром в Разумное. Сложно было собираться, поэтому у многих пропадало желание серьёзно заниматься. Плюс с тренерами всегда непросто.
Нам даже предоставляли специалистов, но они не знали жестового языка, из‑за этого мало что получалось. В футболе конкуренция очень высокая, разряд сложно получить, поэтому среди глухих у нас активнее развивают лёгкую атлетику и пулевую стрельбу, а из командных видов – баскетбол. Но на футбол мы всё равно собираем много людей. Играм по пятницам, и приходят в том числе баскетболисты, легкоатлеты, стрелки».
«Пока Атаманенко тренировал, наш уровень рос»
«О Сергее Атаманенко я впервые узнал в 2003 году, когда заканчивал школу. У нас тогда были слышащие тренеры, но мне они не нравились. Пришёл Сергей Александрович – на вид такой строгий, с усами. Начал нас готовить к Кубку президента (мы там стали вторыми).
А потом после школы, когда я перешёл во взрослый футбол, мы с ним четыре года играли на разных соревнованиях Черноземья. Атаманенко уже был в возрасте, но физически хорошо выглядел. Он действовал очень умно, знал, куда бежать, как открыться, поэтому и забивал постоянно. У него ещё фишка была – сделать обманное движение и прокинуть мяч между ног соперника. Нашей командой Сергей Александрович был недоволен, играли мы слабо – только он был действительно полезным на поле.
Но пока Атаманенко тренировал, наш уровень рос, и некоторые игроки уезжали в сильные команды чемпионата России. В своё время Сергей Александрович был капитаном сборной СССР, поэтому многих людей знал, возил к ним перспективных игроков. У него была своя методика тренировок, очень нам понятная. Мы любили его занятия».
«Мы играем глазами»
«Я без слухового аппарата практически ничего не слышу. Ещё и поэтому играть в зале попроще – помогает ориентироваться топот. А вообще мы играем глазами и на интуиции.
Чтобы добиваться успехов на большом поле, нужно готовиться, как в Воронеже – там есть учебная база для глухих футболистов всей страны. Наверное, поэтому воронежцы уже три года подряд становятся чемпионами России. Было бы здорово перенять их опыт, но смысла вкладываться в тренировки без турниров нет. Кто нам профинансирует поездки? Вот есть у нас хороший игрок, Андрей Долженко, его даже звали в Брянск, там сильная команда. Но что‑то не получилось, недостаточно себя проявил.
Повторюсь, конкуренция высокая, и, чтобы себя показать, нужно постоянно ездить на турниры.
Как бы ни было сложно, всё равно надо бороться. Слышали историю глухого парня Николая Воронина – воспитанника питерского «Зенита»? Он завоевал со сборной России золото Сурдлимпиады, побеждал в Лиге чемпионов по футзалу среди глухих, а сейчас выступает в Медиалиге за Goats. У него на спине вместо фамилии написано Deaf – глухой».
Записал Александр Куликов