Защищая детство. Как работают белгородские инспекторы по делам несовершеннолетних
Об особенностях работы полицейских с трудными детьми рассказывают «Белгородские известия»
-
Статья
-
Статья
Дети часто шалят, но иногда баловство приводит к серьёзным последствиям. О своих непростых подопечных рассказала начальник отдела организации деятельности по делам несовершеннолетних УМВД России по Белгородской области Марина Ченцова.
Доказать и победить
Чаще всего ребёнок попадает в поле зрения полиции ещё до совершения преступления. Школы, министерство образования, организации дополнительных занятий или просто соседи сообщают куда нужно, чтобы на семью обратили внимание.
Дима (имя изменено) в таких списках не значился – учился хорошо, с одноклассниками не конфликтовал, увлекался спортом, играл на гитаре. Родители гордились сыном.
Сначала он подрался на улице. Потом ударил знакомого за лишнее слово. Затем третий проступок, четвёртый, пятый. Сотрудники вынуждены были поставить его на учёт в отдел по делам несовершеннолетних. В последней драке он нанёс средний вред здоровью потерпевшего. Рослый и крепкий предводитель дворовой компании силой сохранял звание лидера. От реального срока его спас лишь юный возраст.
При первой встрече Дима производит хорошее впечатление: эрудирован, начитан, умён.
«Мне 25 лет, ему 17. Есть общие темы для разговора – сказывается небольшая разница в возрасте. Значит, есть все шансы изменить образ жизни юноши. Подающий надежды спортсмен, победитель областных и всероссийских соревнований (об этом сотрудники узнали позже), открытый и разговорчивый парень с каждым днём разрушал свою жизнь», – рассказывает Марина Ченцова.
К работе с подростком привлекли опытных психологов – беседовали, уговаривали, показывали фильмы. Но примеры отрицательных судеб не оказывали должного воздействия. Парень стоял на своём: победит тот, у кого более увесистые кулаки.
Инспекторы по делам несовершеннолетних прорабатывают все варианты влияния на подопечных: окружение, семья, друзья. При знакомстве с мамой стало понятно, что юноше не хватает мужского внимания – глава семьи всё время в командировках. Женщина лишь разводила руками: «Он меня не слушается».
Оставалась одна надежда – спорт. При встречах с инспекторами Дима намеренно утаил, что занимается спортом, и категорически отказался сообщить название клуба. И место занятий, и тренера нашли. При разговоре с наставником стало понятно, что клубом Дмитрий дорожит: на тренировки ходит регулярно, лидер и пример для остальных ребят. О проблеме тренер ничего не знал, но изменения в характере юноши заметил.
Он активно включился в профилактическую работу: поговорил с воспитанником как мужчина с мужчиной, научил справляться с яростью. Пришлось, правда, поставить вопрос об исключении перспективного спортсмена из всех соревнований. В состязаниях участвуют только примерные воспитанники – такое условие тренера соблюдалось всегда и беспрекословно.
Проблемы, конечно, не ушли мгновенно, но Дима осознал тяжесть своих поступков. Взялся за ум, успешно окончил школу, поступил на факультет физической культуры и спорта БелГУ.
За чашкой чая
Термин «детская преступность» звучит парадоксально. Но с каждым годом, утверждает статистика, число преступлений, совершённых детьми, только растёт. Причины правонарушений бывают разными. «Просто ради шутки», – говорят одни, или «На спор», – признаются другие. Здесь необходимо работать со всей группой детей, акцентировать внимание семьи на их поведении.
Но есть причины преступлений, с которыми ребёнок справиться самостоятельно не в силах. В такую непростую ситуацию попал Егор.
Специалистам управления ПДН поступил сигнал: ребёнок в торговом центре украл шоколадку. Мальчишке 8 лет, росточком совсем мал, в глазах ужас. На вопросы «Где живёшь? Как зовут? Кто родители?» упорно молчит. Немного упокоившись, признаётся, что адреса не помнит (от страха всё забыл), но может показать.
Сотрудники поднимаются на этаж, дверь долго никто не открывает. Затем в проёме появляется пьяный мужчина, а мать и вовсе не реагирует на появление людей в погонах. Пьют явно не один день. Обстановка в квартире это подтверждает: немытая посуда, пустой холодильник, бутылки по всему дому.
Ранее Егор не попадал в поле зрения специалистов по делам несовершеннолетних. Казалось, у ребёнка была нормальная семья – так выглядело со стороны. Мальчик одет, обут, о родителях учителя отзываются только положительно, учится как все. Ребёнок старался никому не рассказывать о бедственном положении дел – очень стеснялся.
«На кону стоит жизнь, в сущности, ещё совсем маленького ребёнка. Оставлять его в антисанитарных условиях сотрудники не имели права. На ночь Егора отправили к бабушке, а уже утром оформили документы и поставили семью на учёт. Мама смогла прийти в отдел ПДН лишь на третий день», – поясняет Ченцова.
Обычно родитель, страдающий алкогольной зависимостью, отрицает это, а все остальные члены семьи его прикрывают. Но здесь всё сложилось по‑другому. За чашкой чая молодая женщина рассказала, что потеряла работу, вот и не смогла сдержаться.
«Без слёз в таких беседах почти никогда не обходится. За каждого ребёнка переживаем, как за своего. Всегда важно найти решение – посодействовать, спасти, предотвратить несчастье. Важно помочь семье стать на путь исправления», – добавляет инспектор.
Буквально за неделю удалось договориться с местным ЖЭКом: женщину согласились взять на работу дворником. За полгода (срок постановки на учёт) мама доказала, что не просто любит своего сына, но готова приложить максимум усилий для его счастливой и здоровой жизни.
Больше эта семья в поле зрения специалистов по делам несовершеннолетних не попадала. Вовремя отработанный сигнал принёс результаты.
Встать на путь исправления
Ченцова помнит, как сейчас, своё первое дело. История случилась 20 лет назад.
Муж и жена – преподаватели. В дебошах и неправомерных поступках не замечены, образцовая семья. Для любимого отпрыска распланировали ближайшее будущее: успешно сдать экзамены, поступить в институт, создать семью… Но страшная новость прозвучала неожиданно: сыну грозит реальный срок за грабёж. Юноша просто повёлся «на слабо» и оказался на скамье подсудимых.
«Как часто бывает, попал под дурное влияние, – делится специалист. – Подросткам свойственно, проявляя самостоятельность и самонадеянность, попадать в серьёзные передряги. 15-летний юноша осознаёт, что воровство – это плохо. Но если ему нужно украсть что‑либо для того, чтобы впечатлить одноклассников, то он, скорее всего, сделает это».
Родители, конечно, знали, что такое бывает. В новостях часто показывают избалованных подростков. Но им казалось, что это случается где‑то очень далеко и с совершенно другими людьми.
Каждый родитель боится оказаться в ситуации, из‑за которой ему будет стыдно: не справились, упустили, недоглядели. С такими историями специалисты ОПДН встречаются практически ежедневно.
Пережив шок, взрослые приложили максимум усилий, чтобы исправить ситуацию: прислушались к советам психологов, кардинально изменили круг общения ребёнка, стали больше уделять внимание его проблемам. В работе с подростком задействовали классного руководителя, учителей, социального педагога, психолога, заместителя директора по воспитательной работе. Причём работу вели как с ним, так и с его близкими и друзьями.
«Недавно встретила Стаса на улице, – вспоминает Ченцова. – Узнали друг друга. Уже взрослый мужчина прогуливается с коляской и обращается ко мне на «ты»: «А помнишь…» Смеёмся. Говорит: «Спасли меня тогда все ваши беседы, помогли и вернули домой. Как ото сна очнулся: поглядел, как живу, что творю, а гордиться и нечем. Родителей стало жалко. Вот теперь сам стал папой». Помахал он мне на прощание рукой, и каждый пошёл по своим делам. На душе стало легче – спасли, помогли, предотвратили».
Екатерина Алавердян