Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 апреля 2023,  15:36

Красота из‑за кулис. Зачем театральному костюмеру из Строителя высшее образование

«Белгородская правда» узнала тонкости работы художника по костюмам Марины Кужелевой

Красота из‑за кулис. Зачем театральному костюмеру из Строителя высшее образованиеФото: Алексей Дацковский
  • Статья
  • Статья

Культработников в России миллионы. На глазах у публики – актёры, музыканты, руководители творческих кружков в сельских ДК, к которым родители водят детей. Но есть и невидимая часть этого айсберга – труженики закулисья, которые обеспечивают работу культурного механизма. И создают красоту сами, как костюмер Центра культурного развития «Звёздный» в Строителе Марина Кужелева. Красочные костюмы артистов сцены – плод творения её рук и фантазии.

«Это ты сделала?»

Марина Химинец, в замужестве ставшая Кужелевой, родилась в Белгороде, отучилась в школе № 20. Окончила механико-технологический колледж по специальности «модельер-конструктор швейных изделий». Но швейное искусство пришло в её жизнь куда раньше.

«С детства одевала своих кукол, – говорит Марина Геннадьевна. – Всегда перед глазами был пример моей бабушки Александры Юрьевны Харламовой, которая прекрасно шила, брала заказы на дом. Я рассматривала с ней журналы мод «Бурда» – там помещались выкройки и ненавязчиво доводилась до читателей идея о том, что всё это каждый может сшить себе сам. Как‑то я решила смастерить себе кофту – она оказалась мала, но всё равно мне очень понравилось создавать уникальные вещи и удивлять ими других, когда спрашивают: «А это ты сама сделала?»

 

Видимо, под влиянием подросткового романтизма вначале Марина хотела пойти в институт культуры, чтобы стать актрисой. Мама удивилась: девочка никогда не участвовала даже в школьной самодеятельности. Предложила сделать более осознанный выбор, тем более что он сам собой напрашивался – швейное дело. Да и профессия эта из тех, которые, что называется, всегда прокормят.

«И я ничуть не пожалела! – констатирует Марина. – Учиться было интересно: преподавали и рисование, и живопись, и, естественно, проектирование одежды».

Леший для одного спектакля

Вторым человеком, определившим жизнь Марины Кужелевой, стала главный художник драмтеатра в Белгороде Марина Шепорнёва.

«После колледжа я пришла работать в ателье по пошиву спецодежды – камуфляж для милиции, охотников, рыболовов, – продолжает костюмер. – Это было не очень интересно: минимум творчества, даже напротив, строгое следование нормам, вплоть до миллиметра – расположение погон, разных клапанов, длина манжет и так далее. Зато получила громадный опыт в крое. Да и в колледже нас предупреждали, мол, никто из вас при выпуске сразу не станет знаменитым модельером, вначале придётся нарабатывать практику».

Затем она перешла работать в Белгородский детский музыкальный театр при ДШИ № 1. В этой среде познакомилась с Шепорнёвой. Та посоветовала девушке вакансию в Строителе. Попутно побудила окончить заочно БелГУ по специальности «изо», так что у Марины есть и высшее образование. 

«Мои обязанности – ремонт костюмов для представлений, то есть починка и подгонка под фигуру артиста, – поясняет Кужелева. – Но главное – создание новых костюмов. Готовя спектакль, режиссёр описывает костюмеру будущих персонажей. Например: «У меня будут Петрушка, Чебурашка и Буратино». Выражает свои пожелания. И начинается разработка их облика, рисование эскизов, закупка нужных тканей – все этапы создания сценических костюмов».

Костюмера привлекают и в тех случаях, когда другие учреждения, вроде школ, детсадов, маленьких сельских ДК, арендуют в ЦКР костюмы для своих мероприятий – это обычная практика. Особые случаи – создание костюмов, реквизита и аксессуаров для разовых акций, представлений на День округа, каждый год уникальных и неповторяющихся. Но в гардеробе костюмера есть и вечно актуальные костюмы – белые, лазоревые и красные, в которых массовка создаёт флаг России.

 

Красота из‑за кулис. Зачем театральному костюмеру из Строителя высшее образование - Изображение Фото: Алексей Дацковский

«У меня тут есть персонаж Леший, – показывает Марина Геннадьевна. – Он был задействован всего лишь раз, в одном спектакле. Быть может, спустя годы он снова появится в какой‑то постановке, а может и нет. Но он всё равно будет храниться, его спишут, только если ткань совсем начнёт портиться или костюм решат перешить на что‑то другое».

Каждый костюмер – прекрасный знаток и ценитель тканей. Приятно работать с натуральными, они легко гладятся утюгом. Искусственные не мнутся, в этом их достоинство. Прекрасная ткань габардин: дешёвый, не мнётся, выпускается в разных расцветках, не теряет цвет при стирке. А кожу и толстую джинсу костюмеры не жалуют: швейная машинка с ними не всегда справляется.

 

Самое увлекательное

Работа костюмера одновременно и творческая, и механическая. Казалось бы, фантазийная часть интереснее возни со швейной машинкой.

«Я так не скажу. После того как нарисуешь эскиз и разработаешь крой, с трепетом приступаешь к воплощению своего труда: включаешь машинку и строчишь с большим удовольствием, возишься со всеми этими мелкими строчечками, воротничками и прочими детальками», – делится Марина Кужелева.

По словам костюмера, самое увлекательное для неё это создание первоначального варианта одежды: 

«Смотришь на него и начинаешь улучшать. Видишь: здесь можно добавить тесьму, а этот шов направить иначе». 

 

Красота из‑за кулис. Зачем театральному костюмеру из Строителя высшее образование - Изображение Фото: Алексей Дацковский

 

Бывают неприятные моменты, когда режиссёр, не зная особенностей работы костюмера, ставит нереальные задачи или когда не может толком объяснить, чего он хочет. Приходится спорить, идти на компромиссы.

«Так у меня было с костюмом девочки-розы, – смеётся Марина. – Режиссёру нужен был не только цвет, но и форма, даже с лепестками. А идеальное сотрудничество с режиссёром, когда он не только на словах, но и рисунками, фотографиями объясняет, чего хочет. Или сразу говорит, что полностью мне доверяет и на меня полагается» 

Обрести вдохновение

Костюмер – это непрерывное самообразование, погружение в смежные сферы. Создавая костюмы для народных коллективов, нужно знать конструкцию элементов одежды: нижних рубашек, сарафанов, кокошников. Необходимо различать тканевые узоры, характерные для данной местности. 

«Мы изучаем книги об истории костюмов: от Белгородчины до народов мира. Особо внимательно смотрим на экспонаты одежды в музеях, костюмы на старых картинах. Учимся на опыте коллег, посещая разные театры, особенно столичные. А о современной одежде и говорить нечего: мода всё время меняется – нужно смотреть на подиумы. Хотя это уже не про нашу работу: в ЦКР «Звёздный» доминируют традиционные народные выступления, детские сказочные постановки», – поясняет Марина Кужелева.

2023 год для Марины – особенный, она уже 15 лет в профессии. У неё много грамот от муниципалитета за плодотворный, добросовестный творческий труд. А мечтает она об… учёбе. По её словам, актёры БГАДТ им. М. С. Щепкина повышают квалификацию в Московском ГИТИСе:

«Я бы не отказалась тоже. Хочется получить высшее образование по специальности «художник театральных костюмов», изучить новые материалы и технологии, обрести вдохновение, получить новый опыт». 

Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×