«Шутка гения». На сцену Белгородского театра кукол вернулся спектакль по пьесе Чехова
«БелПресса» посмотрела обновлённую постановку
-
Статья
-
Статья
Впервые премьера «Предложения» по одноимённому произведению писателя состоялась в 2011 году. Полюбившийся зрителям спектакль был в прокате четыре года и спустя семь лет вошёл в репертуар в новом прочтении.
«На все времена»
Ставропольский режиссёр Григорий Гольдман уже сотрудничал с белгородскими артистами: они вместе работали над первым поставленным в театре кукол водевилем «Предложение», позднее – сказкой «Двенадцать месяцев» и снова собрались на постановке одноактной комедии.
Среди многих серьёзных пьес Антона Чехова эта, написанная им ещё в молодости, примечательна тем, что при всей своей яркости и динамичности поднимает фундаментальные жизненные вопросы. Этим она и привлекла внимание постановщика 12 лет назад и по этой же причине вернулась сейчас.
«В этой шутке гения, как мы назвали её, заложен глубокий смысл. Мне кажется, она актуальна во все времена, потому что рассматривает такие проблемы, как строить жизнь, создавать семью – по любви ли или в поисках выгоды. Главный герой мучается этими вопросами и доводит себя до болезненного состояния», – рассказывает Григорий Гольдман.
Режиссёр решил перенести события спектакля из реального времени в воспоминания изведённого душевными терзаниями помещика Ломова: мысленно проживая эпизоды прошлого, он нервничает и видит галлюцинации, теряя связь с действительностью. Проводниками из яви в мир подсознания становятся тростевые куклы.
«После просмотра каждый вынесет что‑то своё и задумается о приоритетах в семейной жизни. Персонажи ругаются, в сущности, из‑за ерунды: спорят, кому из них принадлежит клочок земли и чья собака лучше. Заканчивается один конфликт, и тут же начинается следующий. Возможно, они могли бы стать хорошей парой, но из‑за мелочей готовы чуть ли не убить друг друга. В конце концов, герои всё‑таки женятся, но драматург озадачен тем, каков будет их дальнейший путь, если за родительским благословением следует не поцелуй, а очередная ссора», – поясняет Гольдман.
Он подчёркивает, что главный замысел и сюжетная канва постановки остались прежними, но обновился актёрский состав – из семи человек сменились шестеро. Наравне с куклами они действуют на сцене открыто, в очередной раз доказывая многопрофильность кукловодов.
«Преимущество кукольного театра в том, что в нём можно сделать то, чего нельзя в драматическом театре из‑за сложностей в осуществлении. Особенно это касается пьес, в которых присутствует некоторая чертовщинка. К тому же артисты театра кукол очень хорошо работают живьём, потому что проходят такое же обучение, как и драматические актёры, но вдобавок умеют обращаться с куклами», – отмечает режиссёр-постановщик.
«Новые краски»
Заслуженный артист Вячеслав Семейченко – единственный, кто остался при своей роли со времён проката первого «Предложения». Его персонаж отсутствует в оригинальной пьесе, и образ косаря актёр создавал с нуля, опираясь на задумку режиссёра.
«Конечно, было очень приятно вернуться к этой работе. Перед моим героем задача стояла накуролесить чего только можно, но не переборщить! Под стать жанру мы всё делали всерьёз, но шутя. В ходе творческих поисков обнаружилось много новых находок – Гольдман он в этом плане зажигалка, с ним интересно! Некоторые мизансцены продлили, другие урезали, добавили игру со светом», – делится подробностями Вячеслав Леонидович.
Каждый исполнитель внёс свои актёрские краски в общую картину, представляя зрителям знакомых героев иначе: с новыми голосами, пластикой и манерой поведения. Так, с одобрения режиссёра-постановщика Ирина Веретнова, игравшая роль косарихи, прежде бывшей меланхоличной и печальной, преобразила её в чувствующую и бойкую женщину.
«У Славы тогда другой партнёр был, а теперь со мной и его персонаж реагирует отлично от прежнего. Поменялись взаимоотношения косарей: моя героиня пытается оберегать его, ревнует к Чубуковой. Мы работаем вместе во многих спектаклях и чувствуем друг друга не только словом, а даже взглядом», – отмечает артистка.
Свежее веяние в нынешнюю постановку привнесло участие молодых артистов. Юлия Романова только ещё студентка, но уже получила ведущую роль Натальи Степановны. Работа в коллективе состоявшихся актёров даёт бесценный опыт новичкам.
«Многие начинающие исполнители теряются в общей труппе, но наша дирекция позволяет ставить молодых сразу на главные роли, чтобы они понимали свою нужность. А мы помогает им делать первые шаги на сцене. Воспитываем, подсказываем, иногда журим по делу. Но Юля прислушивается к нам и говорит спасибо», – добавила Ирина Веретнова.
За впечатляющим действом стоит три недели репетиций, жарких споров и искреннего смеха. Упорный труд сполна окупился тёплым приёмом и душевным откликом зрителей. Артисты уверены: «Предложение» будет жить и, вероятно, покажет себя на гастролях в других городах.
Белгородцы смогут посмотреть спектакль 2 апреля в 16:00.
Юлия Манохина