«Шутка гения». На сцену Белгородского театра кукол вернулся спектакль по пьесе Чехова
«БелПресса» посмотрела обновлённую постановку
![«Шутка гения». На сцену Белгородского театра кукол вернулся спектакль по пьесе Чехова «Шутка гения». На сцену Белгородского театра кукол вернулся спектакль по пьесе Чехова](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/b1/2e/b12e699c-3b3c-4446-8fa1-b9a3159f8573/avv193024.jpg__750x415_q75_crop-True_subject_location-408%2C268_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
Впервые премьера «Предложения» по одноимённому произведению писателя состоялась в 2011 году. Полюбившийся зрителям спектакль был в прокате четыре года и спустя семь лет вошёл в репертуар в новом прочтении.
«На все времена»
Ставропольский режиссёр Григорий Гольдман уже сотрудничал с белгородскими артистами: они вместе работали над первым поставленным в театре кукол водевилем «Предложение», позднее – сказкой «Двенадцать месяцев» и снова собрались на постановке одноактной комедии.
Среди многих серьёзных пьес Антона Чехова эта, написанная им ещё в молодости, примечательна тем, что при всей своей яркости и динамичности поднимает фундаментальные жизненные вопросы. Этим она и привлекла внимание постановщика 12 лет назад и по этой же причине вернулась сейчас.
![Григорий Гольдман / Фото: Владимир Юрченко Григорий Гольдман](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/13/69/136937cc-1fb4-4772-8c4e-caefde3a5399/avv192791.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Владимир Юрченко «Шутка гения». На сцену Белгородского театра кукол вернулся спектакль по пьесе Чехова - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/c2/d3/c2d38fd3-047e-4bdc-9bd9-6709af9a1843/avv192907.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Владимир Юрченко «Шутка гения». На сцену Белгородского театра кукол вернулся спектакль по пьесе Чехова - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/b9/1c/b91c4367-da64-4268-9a15-fecd5a77fd14/avv193154.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«В этой шутке гения, как мы назвали её, заложен глубокий смысл. Мне кажется, она актуальна во все времена, потому что рассматривает такие проблемы, как строить жизнь, создавать семью – по любви ли или в поисках выгоды. Главный герой мучается этими вопросами и доводит себя до болезненного состояния», – рассказывает Григорий Гольдман.
Режиссёр решил перенести события спектакля из реального времени в воспоминания изведённого душевными терзаниями помещика Ломова: мысленно проживая эпизоды прошлого, он нервничает и видит галлюцинации, теряя связь с действительностью. Проводниками из яви в мир подсознания становятся тростевые куклы.
«После просмотра каждый вынесет что‑то своё и задумается о приоритетах в семейной жизни. Персонажи ругаются, в сущности, из‑за ерунды: спорят, кому из них принадлежит клочок земли и чья собака лучше. Заканчивается один конфликт, и тут же начинается следующий. Возможно, они могли бы стать хорошей парой, но из‑за мелочей готовы чуть ли не убить друг друга. В конце концов, герои всё‑таки женятся, но драматург озадачен тем, каков будет их дальнейший путь, если за родительским благословением следует не поцелуй, а очередная ссора», – поясняет Гольдман.
![«Шутка гения». На сцену Белгородского театра кукол вернулся спектакль по пьесе Чехова - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/b6/32/b63242e9-f932-424e-ad69-062ec3d864e0/avv192832.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![«Шутка гения». На сцену Белгородского театра кукол вернулся спектакль по пьесе Чехова - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/08/60/0860242d-8aaa-44dc-b15f-7b172e6a2b35/avv192866.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Владимир Юрченко «Шутка гения». На сцену Белгородского театра кукол вернулся спектакль по пьесе Чехова - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/d2/3a/d23af556-3f61-4290-a94a-4949bcd5b514/avv193183.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Он подчёркивает, что главный замысел и сюжетная канва постановки остались прежними, но обновился актёрский состав – из семи человек сменились шестеро. Наравне с куклами они действуют на сцене открыто, в очередной раз доказывая многопрофильность кукловодов.
«Преимущество кукольного театра в том, что в нём можно сделать то, чего нельзя в драматическом театре из‑за сложностей в осуществлении. Особенно это касается пьес, в которых присутствует некоторая чертовщинка. К тому же артисты театра кукол очень хорошо работают живьём, потому что проходят такое же обучение, как и драматические актёры, но вдобавок умеют обращаться с куклами», – отмечает режиссёр-постановщик.
![Ирина Веретнова / Фото: Владимир Юрченко Ирина Веретнова](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/82/f0/82f0c8f5-4754-43cd-9e92-6d0970e2765e/avv192886.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Владимир Юрченко «Шутка гения». На сцену Белгородского театра кукол вернулся спектакль по пьесе Чехова - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/a7/3e/a73e3f69-bff5-4f49-9560-c1cadf5e1b96/avv193241.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Владимир Юрченко «Шутка гения». На сцену Белгородского театра кукол вернулся спектакль по пьесе Чехова - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/78/c2/78c24f6b-9bc8-45b1-ae0c-cc0ebf093575/avv193106.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Новые краски»
Заслуженный артист Вячеслав Семейченко – единственный, кто остался при своей роли со времён проката первого «Предложения». Его персонаж отсутствует в оригинальной пьесе, и образ косаря актёр создавал с нуля, опираясь на задумку режиссёра.
«Конечно, было очень приятно вернуться к этой работе. Перед моим героем задача стояла накуролесить чего только можно, но не переборщить! Под стать жанру мы всё делали всерьёз, но шутя. В ходе творческих поисков обнаружилось много новых находок – Гольдман он в этом плане зажигалка, с ним интересно! Некоторые мизансцены продлили, другие урезали, добавили игру со светом», – делится подробностями Вячеслав Леонидович.
Каждый исполнитель внёс свои актёрские краски в общую картину, представляя зрителям знакомых героев иначе: с новыми голосами, пластикой и манерой поведения. Так, с одобрения режиссёра-постановщика Ирина Веретнова, игравшая роль косарихи, прежде бывшей меланхоличной и печальной, преобразила её в чувствующую и бойкую женщину.
![Вячеслав Семейченко / Фото: Владимир Юрченко Вячеслав Семейченко](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/eb/7f/eb7fe85a-9ada-4a45-830e-08abe6488716/avv193281.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Владимир Юрченко «Шутка гения». На сцену Белгородского театра кукол вернулся спектакль по пьесе Чехова - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/6b/11/6b11c84d-3816-4336-8877-e36e138677bf/avv193323kh.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Владимир Юрченко «Шутка гения». На сцену Белгородского театра кукол вернулся спектакль по пьесе Чехова - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/91/74/91746743-4d45-4e5f-926f-0db1f4f4ba61/avv192992.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![«Шутка гения». На сцену Белгородского театра кукол вернулся спектакль по пьесе Чехова - Изображение 4](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/ed/ae/edaec35f-1ac8-43d5-9a13-a854dcd38da1/avv193285.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«У Славы тогда другой партнёр был, а теперь со мной и его персонаж реагирует отлично от прежнего. Поменялись взаимоотношения косарей: моя героиня пытается оберегать его, ревнует к Чубуковой. Мы работаем вместе во многих спектаклях и чувствуем друг друга не только словом, а даже взглядом», – отмечает артистка.
Свежее веяние в нынешнюю постановку привнесло участие молодых артистов. Юлия Романова только ещё студентка, но уже получила ведущую роль Натальи Степановны. Работа в коллективе состоявшихся актёров даёт бесценный опыт новичкам.
![Фото: Владимир Юрченко «Шутка гения». На сцену Белгородского театра кукол вернулся спектакль по пьесе Чехова - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/65/7f/657f433f-cda3-4263-8dc8-a2a5d7aba806/avv192985.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Владимир Юрченко «Шутка гения». На сцену Белгородского театра кукол вернулся спектакль по пьесе Чехова - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/3f/43/3f43318f-2378-4462-a7f8-3f60c2f5679f/avv193332.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Владимир Юрченко «Шутка гения». На сцену Белгородского театра кукол вернулся спектакль по пьесе Чехова - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/8e/fa/8efa4b32-c569-4098-ba4a-d5a1331f0d3c/avv192842.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Многие начинающие исполнители теряются в общей труппе, но наша дирекция позволяет ставить молодых сразу на главные роли, чтобы они понимали свою нужность. А мы помогает им делать первые шаги на сцене. Воспитываем, подсказываем, иногда журим по делу. Но Юля прислушивается к нам и говорит спасибо», – добавила Ирина Веретнова.
За впечатляющим действом стоит три недели репетиций, жарких споров и искреннего смеха. Упорный труд сполна окупился тёплым приёмом и душевным откликом зрителей. Артисты уверены: «Предложение» будет жить и, вероятно, покажет себя на гастролях в других городах.
Белгородцы смогут посмотреть спектакль 2 апреля в 16:00.
Юлия Манохина