Мастерство от А до Я. Что такое планшетка и гапит
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
«Когда кукла сомкнёт свои ручки, перчатка вытянется на спине максимально. В этом положении кисти руки снимайте мерку для спинки». Вы думаете, это выдержка из журнала по кройке и шитью? Ничуть не бывало – это методический материал для школьных кукольных театров. Его вместе с наглядными пособиями и мастер-классами разработал коллектив единомышленников из Белгородского театра кукол. И представил руководителям школьных кружков, собравшимся на день открытых дверей – финальное мероприятие проекта «Культурно-образовательная программа «Театр кукол от А до Я».
Просто и понятно
Этот проект, получивший президентский грант, в театре кукол посвятили Году педагога и наставника.
Началось всё с того, что заведующий труппой, заслуженный артист Российской Федерации Вячеслав Семейченко придумал разработать такую методическую программу, чтобы и педагоги, и дети смогли у себя в школах не просто организовать кружки, но и создавать необходимый реквизит.
«Театр кукол – это моя жизнь. Через два года будет 40 лет, как я работаю в Белгородском государственном театре кукол, – рассказывает Вячеслав Леонидович. – Мы часто ездим на гастроли, на выезды, в том числе в сельские детские сады и школы. И я узнал, что после наших спектаклей очень многие хотят организовать самодеятельные театральные коллективы у себя. Тогда и возникла мысль: а что если создать для них подробную инструкцию, как, например, делается ширма или из чего лепятся куколки – просто и доступно? Я обратился к художественному руководителю нашего театра Наталье Репиной, и она горячо нас поддержала».
Кукол в театре делают в профессиональном цехе, но и сами актёры готовы стать мастеровыми. Настоящий кукловод – это ещё немного и кукольный доктор:
«Все актёры в вузе изучают технологию изготовления кукол. Каждый кукловод знает, как делается папье-маше. В театре дали тебе текст, куклу. Но на гастролях, на выезде, актёр обязан за своей куклой следить сам и должен уметь починить её – вкрутить что‑то или подклеить, подкрасить».
Именно поэтому проект включал в себя серию мастер-классов, в ходе которых профессионалы рассказывали обо всех этапах изготовления кукол, а также демонстрировали, как управлять тем или иным механизмом.
Продолжение следует
Проект получился ещё и просветительским, поскольку в процессе общения с педагогами и детьми кукольники не раз обращались к истории, связанной с этим уникальным искусством. В театре за механику кукол отвечает Александр Хижняков. На нём весь спектр – и перчаточные, и марионетки, и планшетки (планшетка – кукла, которая умеет «ходить» по настилу сцены, который называется «планшет» – прим. авт.). Изготовлением учебных экземпляров занимался также он. Позже к нему присоединился художник-постановщик театра, актёр, режиссёр Николай Щебеньков.
«Вячеслав Леонидович меня пригласил как технического консультанта, – рассказывает Николай Борисович. – Мы сделали рабочий вариант учебного класса: несколько видов ширм, кукол-голышей, собрали чемоданчик с комплектом тренировочных кукол, которыми дети учились управлять. Рассказываем и про гапит – это короткая палочка-трость, на которую насажена голова куклы».
Со всеми этими атрибутами участники проекта провели 10 мастер-классов, где показывали, как работать с ширмой, как правильно держать куклу, а также сняли видео с процессом изготовления актёрского реквизита. Кроме того, подготовили брошюру и записали информацию на флеш-карты, вручив их педагогам на финальном мероприятии.
«Проект завершился, но это точно не конец, – поясняет художник-постановщик. – Мы набрали большой методический материал, создали наглядные пособия, поэтому выездные дни открытых дверей мы сможем продолжать и дальше, уже не в рамках гранта. Всё это мы делаем с главной целью – возродить школьный театр и вырастить себе достойную смену».
Выразительная «варежка»
Понимают важность данного проекта и педагоги, которые в школах и детсадах занимаются воспитательной и внеклассной работой. Их на финальном мероприятии было 26 человек. Все они ушли вооружённые методиками и дидактическими материалами. Так, руководитель театральной студии «Варежка» школы № 47 города Белгорода Ирина Шуклина занимается с ребятами из своего класса уже три года.
«Я столкнулась с проблемой: мои первоклассники вообще не могли читать стихи выразительно, – рассказывает Ирина Владимировна. – Испробовав всё, что можно, я решила создать театр для детей, чтобы научить их разной интонации. А потом мы стали сами делать кукол и инсценировать сказки. Родители сделали ширму. Бывало, за урок мы показывали по пять спектаклей».
Результат не заставил себя долго ждать: дети стали побеждать на различных конкурсах выразительного чтения. А когда московский Фонд развития детских кукольных театров под руководством Ирины Гергель пригласил коллектив со спектаклем «Козочки и волки» на фестиваль в Курск, стало ясно – это настоящее признание. Но педагог не останавливается на достигнутом и понимает, что нужно учиться у профессионалов:
«Я обязательно запишусь на мастер-класс, потому что сейчас мы с ребятами делаем спектакль по Правилам дорожного движения. Мои маленькие актёры прекрасно справляются с ролями. Но самая большая проблема – изготовление кукол. Мы пытались шить из фетра, вязать, но это всё не то. Теперь я точно знаю, что кукловоды из театра нам помогут».
Раскрыть способности
И ещё одна важная составляющая проекта «Театр кукол от А до Я» – зрительский клуб «Мельпомена», который существует уже более 10 лет. Руководит им ведущий методист театра кукол Екатерина Роднина.
«Мы собирали по пять учащихся из разных школ и после спектакля оставались на обсуждение, – говорит Екатерина Михайловна. – А когда выиграли грант, перед нами встала задача охватить более 2000 человек. Тогда мы стали включать в репертуар специально для клуба «Мельпомена» классику: спектакли «Руслан и Людмила», «Преступление и наказание», «Чайка». Завершил проект спектакль для начальной школы – «Сказка синего моря» по Борису Заходеру».
Екатерина Роднина участвовала во всех этапах создания методических пособий – в составлении театрального словаря, проведении мастер-классов, записи видеоуроков, в разработке специального раздела на официальном сайте театра:
«Своим проектом мы охватили 30 школ Белгорода и одну из района – «Вектор успеха». Там мы провели день открытых дверей для начальной школы, это более 250 детей. В январе начнётся постпроектная деятельность. Нас пригласили в Губкин на слёт молодёжи, где соберутся 120 детей со всей области. Мы проведём театральную неделю: обучим 10 команд, которые в финале должны будут сделать мини-постановку. И в дальнейшем свою задачу мы видим в том, чтобы поддерживать развитие детских самодеятельных коллективов, поскольку они помогают раскрыть творческие способности и индивидуальность каждого ребёнка».
Арина Беседина