Другой «Дон Жуан». В белгородском драмтеатре прошла премьера спектакля в фойе
Одноимённая комедия по пьесе бразильского драматурга Гильерме Фигейредо – новая режиссёрская работа артиста Белгородской драмы Андрея Манохина
-
Статья
-
Статья
Премьерный спектакль показали 2 мая в большом театральном фойе БГАДТ им. Щепкина. Темпераментный, яркий, с оригинальным оформлением – это всё «Дон Жуан».
Искренний и честный герой
К пьесам бразильских драматургов российские театры обращаются крайне редко. Почти исключение из правила – Гильерме Фигейредо, три пьесы которого переведены на русский язык и появляются на отечественных театральных подмостках. В их числе – комедия «Дон Жуан».
Дон Жуан – один из вечных литературных образов. Обольститель женщин и повеса – имя нарицательное. К этому образу не раз обращались писатели и драматурги, композиторы. За столетия в их интерпретациях Дон Жуан эволюционировал от эгоистичного соблазнителя до сатиры на современников. Гильерме Фигейредо увидел Дона Жуана по‑своему. И тем любопытнее, почему артист Белгородской драмы Андрей Манохин выбрал именно пьесу Фигейредо для самостоятельной режиссёрской работы.
«Наш художественный руководитель Виктор Слободчук даёт возможность нам, артистам, проявиться как режиссёрам в наших экспериментальных пространствах: в фойе и на малой сцене, – рассказал Манохин «БелПрессе». – Мне показалось, что Дон Жуан Фигейредо – тема сегодняшнего дня. Он не такой, как у Мольера, Пушкина – перечислять можно долго. Он совершенно другой, у него нет демонической маски, маски развратника, повесы – он искренний, честный, простой человек, настоящий мужчина. Его одиночество, мечты и фантазии о той единственной, неповторимой, лучшей во всём мире действительно приводят к тому, что он находит ту самую единственную».
По словам Андрея Манохина, пьеса заинтересовала его ещё и тем, что драматург явно показывает, как общественное мнение формирует не всегда верное представление о человеке.
«Люди набрасывают на Дона Жуана, как у нас в жизни, клише, не интересуясь, что у него внутри, какой он на самом деле. А он не такой, а чистый, светлый, наивный, – рассказал режиссёр. – Есть здесь и ещё одна сегодняшняя тема: мы немного забываем о любви. Она становится обыденностью. А в этой истории речь идёт о том, что ни одним трактатом, ни одной лекцией, ни одним правилом не найдёшь любовь. Тут нужно идти от чистого сердца, от своей души, от своего идеала».
Заложник бренда
Герои тут знакомые: молодой дворянин – ему нет ещё и 30 лет – Дон Жуан (Илья Васильев), смелый в бою и нерешительный в жизни его друг Командор дон Гонсало де Уилья (Илья Штейнмиллер). А ещё – слуга и доверенное лицо Дон Жуана Лепорелло (Константин Мойса) и две прекрасные дамы: темпераментная и почти роковая светская львица донья Исавель (Нина Кранцевич) и младшая сестра дона Гонсало донья Анна (Валерия Ерошенко), по драматургу «красивая эмансипированная девушка 18 лет». Место действия – Севилья. А вот время действия сам Фигейредо оставляет на усмотрение постановщика. Андрей Манохин, также автор сценографии к своему спектаклю, решил уйти от классических декораций и привязке к эпохе классического «Дона Жуана».
«И в оформлении, и в танцах, и в музыке мы постарались внести нотки современности, сегодняшний день. Очень интересно, как отзовётся сегодняшний зритель на то, что было бы ему именно знакомо, что цепляло бы, – отметил он. – Конечно, можно было сделать оформление с кринолинами, париками, шпагами – у нас всего этого нет. Новые ритмы – и музыкальные, и душевные – тоже хочется слышать, что мы сегодня и попытались сделать».
«Дон Жуан» – третья режиссёрская работа Манохина в театре после лирической комедии «Скамейка» и лирической драмы в одном действии «Двое на качелях».
«В двух первых постановках я сам играл, мне было легче. Я изначально ставлю рамки, что я не режиссёр. Для себя я партнёр актёров, я ставлю спектакль как актёр, с ними как действующее лицо. Мне так комфортнее, и им так комфортнее», – признался режиссёр.
Чтобы не раскрывать всей интриги, расскажем лишь, что знакомая многим и привычная развязка судьбы Дон Жуана в этом спектакле – лишь завязка постановки. И это история Дон Жуана, которую зрителю только предстоит узнать.
Исполняющий в спектакле главную роль артист Илья Васильев считает, что его герой – скорее, заложник навешанных на него ярлыков и даже бренда Дон Жуана, который создал его слуга Лепорелло.
«Для него это бизнес, а Дон Жуан от всего этого устал. Он у нас, мы решили так, вообще очень чистый человек. Все похождения мы благополучно переложили на плечи слуги, который использует Дон Жуана в качестве красивого лица рекламной кампании. А он человек, уставший от всей этой кутерьмы, и ему хочется чего‑то чистого, спокойного, настоящего. У нас такой открытый финал, который всё‑таки оставляет надежды Дону Жуану, что всё это будет».
По словам Васильева, работа над новой постановкой позволила занятым в спектакле артистам открыть в себе что‑то новое.
«У нас прекрасная команда. И наша первая задача – чтобы нам было интересно, пока мы репетировали, и поискать в себе новые краски, которые не использовали ещё нигде», – добавил он.
Новый спектакль белгородские зрители увидят также в начале июня. Он войдёт в программу II регионального театрального фестиваля «Интонация». Его в афише можно будет найти на сайте белгородского драмтеатра beltheatre.ru.
Оксана Придворева