Мамы вопреки. Истории двух белгородок, которые победили бесплодие
12 февраля – День репродуктивного здоровья
-
Статья
-
Статья
Анне и Татьяне несколько лет пришлось бороться за то, чтобы стать матерями. На помощь им пришли не только вспомогательные репродуктивные технологии, но и обычное чудо, без которого невозможно зарождение новой жизни. Своими историями женщины поделились с «Белгородскими известиями».
Нежданная радость
В 17 лет Анна даже не помышляла о детях, а вот её мама, которая к тому времени уже 12 лет болела раком, мечтала увидеть внуков. Поэтому, когда у Ани в университете появился парень, женщина обрадовалась, что скоро выдаст дочь замуж и станет бабушкой.
«Но УЗИ показало вовсе не беременность, а огромную кисту яичника. Под Новый год меня прооперировали, удалили цистаденому (доброкачественная опухоль – прим. авт.) и резецировали оба яичника (частично удалили поражённую часть органа – прим. авт.), – вспоминает девушка.
После операции лечащий врач пригласила пациентку с мамой к себе в кабинет – девушке ещё не было 18, поэтому нужен был родитель, – и сообщила, что если Анна планирует иметь детей в будущем, то ей надо поторопиться, так как её яичники вот-вот перестанут функционировать.
«Что я почувствовала? Ничего. Я не очень поняла, о чём говорят врач и мама. О семье и детях я не думала. Я училась на первом курсе, мечтала реализоваться в профессии, у меня был друг – поэт и музыкант. Было и так весело, какие дети?» – рассказывает девушка.
Но дома мама начала потихоньку внушать Анне необходимость замужества, разъяснять все горести бездетной жизни и прелести материнства. Через год Анну снова прооперировали. И вот тогда она испугалась. А что, если и правда: либо сейчас, либо никогда? Тем более что парень как раз позвал её замуж…
Мама девушки сразу после свадьбы буквально за руку отвела дочь и её мужа к репродуктологу. Однако врач не была так уверена в необходимости срочно делать экстракорпоральное оплодотворение. Предложила для начала обследовать молодых супругов. Попутно нашли не очень серьёзные патологии у мужа Анны, а её научили определять благоприятные для зачатия дни, а также стимулировали её яичники большим количеством гормонов для наступления естественной беременности.
Через пару лет супругов дообследовали на различные генетические мутации и совместимость. И выяснилось, что организмы супругов физиологически агрессивно настроены друг против друга.
«В общем, беременность не наступала. Мои нервы были расшатаны. Молодой супруг ненавидел клинику, лечение и, кажется, меня тоже. За три года мы окончательно устали от этой гонки. И развелись», – вздыхает женщина.
А ещё через год умерла мама Анны, так и не дождавшись внуков. И у девушки появилось чувство вины перед ней, ощущение собственной несостоятельности и полного одиночества.
В 25 лет Анна снова вышла замуж.
«На этот раз я была одержима идеей родить ребёнка. Мой супруг очень любил меня и был согласен на всё. Его не раздражала необходимость постоянно сдавать спермограмму, он шутил перед этой процедурой и после неё,» – вспоминает девушка.
Врач согласилась, что Анне пора попробовать экстракорпоральное оплодотворение. Первые два протокола ЭКО Анна с мужем сделали финансово легко. Денег было совсем не жалко, хотя супруги и не были сказочно богаты. А вот эмоционально, по словам женщины, было очень непросто. Эмбрионы получались совсем слабые. Они дорастали до трёх суток, и дальше эмбриолог настаивал на подсадке тех двух-трёх штучек, которые доживали до этого времени. О пятидневках – более сильных эмбрионах – Анна могла только мечтать.
«Третья попытка ЭКО была уже в кредит. И там были аж две пятидневки! Я верила в них всем сердцем, представляла растущими во мне. Но беременность не наступила. Я впервые рыдала в кабинете врача. А она говорила мне, что надо взять паузу, остановить гонку и успокоиться», – вспоминает Анна.
Через три месяца они с мужем приняли решение усыновить ребёнка. Супруг просто пошёл навстречу желанию Анны, а она утолила в себе жажду материнства.
«В этом не было подвига, спасения ребёнка или чего‑то героического, что обычно принято приписывать усыновителям. Я просто спасала себя, искала средство заглушить свою боль», – рассказывает Анна.
Так в 28 лет она стала мамой прекрасного трёхмесячного мальчика. Для неё этот опыт материнства оказался счастливым.
«Мне было легко с ним. Он развивался как по книжкам, а иногда и опережал свой возраст. Красивый малыш, всегда в отличном настроении и с жаждой узнавать новое. Я сконцентрировалась на заботе о нём, погрузилась в радость быть мамой. И совсем отдалилась от мужа. В итоге мы расстались», – вздыхает Анна.
Когда сыну было два года, женщина встретила своего нынешнего супруга.
«И вот тогда я впервые всем своим телом, каждой клеточкой захотела ребёнка. Я помню, как ночью прижималась носом к спине мужа и молилась шёпотом: «Господи, пусть у меня родится дочка, похожая на него!» – рассказывает Анна.
И желание женщины исполнилось: она забеременела и родила дочь, когда сыну исполнилось четыре года. Друзья говорили: «Чудо!», врачи: «Успела!».
С восьми недель беременности и до самых родов Анна лежала в больнице на сохранении. И она хорошо помнит свою нервозность и страх, что не получится доносить и сохранить ребёнка.
«Моя дочь окончательно примирила меня с фактом усыновления первенца. С её появлением я перестала искать в сыне свои черты – их не могло у него быть. Он такой же самый родной, как и дочка. Кстати, она тоже на меня совсем не похожа – вылитая папа», – улыбается Анна.
Сейчас дети уже школьники. Оба занимаются экстремальными видами спорта: bmx и ролики. Учат английский. Сын прекрасно готовит, дочь – отличница и красавица.
«Смотрю на них и думаю: какие клёвые старшие брат и сестра будут у моего третьего малыша! Да, мне 40, и я снова беременна. Нежданная радость. Сейчас врачи говорят, что всё было во благо, в том числе ЭКО. А я впервые, пожалуй, наслаждаюсь ожиданием ребёнка. Я спокойна и безмятежна, могу рассчитывать на помощь и поддержку моей семьи, хожу на йогу и растяжку, много гуляю, работаю. И счастлива снова стать мамой!» – заключает Анна.
Два чуда подряд
Таня и Дима познакомились на первом курсе университета. Отучились, начали работать и жить вместе, но жениться решили позже – когда окончательно проверят чувства. О детях тогда даже не думали – оба строили карьеру, хотели пожить для себя. Поженились, и через пару лет родители мужа стали намекать, что хотели бы стать бабушкой и дедушкой. Таня с Димой тоже вроде бы созрели для того, чтобы стать родителями.
К планированию беременности подошли серьёзно: Таня обследовалась и убедилась в отсутствии проблем по женской части, начала принимать витамины. Но долгожданная беременность не наступала – ни через год, ни через два.
«Каждый месяц я с надеждой делала тест на беременность, но он всегда оказывался отрицательным. Плакала, Дима успокаивал, что всё будет, надо только подождать. Но это ожидание сводило меня с ума. Я везде видела беременных, мамочек с колясками, я им так завидовала: почему у них получилось, а у меня нет», – вспоминает Таня.
Гинекологи только разводили руками. Пока один из них не предложил обследовать мужа. Простейший анализ мужского биоматериала показал, что Дима вряд ли станет отцом.
«Мы не поверили, конечно. Как такое может быть – у молодого мужчины анализы как у 80-летнего старика – так сказал врач. Сдали в другом месте – та же картина. В третьем – аналогично. Подумали об ЭКО, но андролог покачал головой и, пряча глаза, предложил рассмотреть вариант с донорским материалом. Из кабинета врача мы вышли просто убитыми», – вспоминает Таня.
Она очень хотела ребёнка, но также очень любила мужа и мечтала родить малыша именно от него. Ребята не смирились с диагнозом и стали искать, где им могли бы помочь. Однажды Таня нашла сайт, где общались люди с бесплодием и хвалили клинику, в которой помогли не одной паре. Прошли обследование – врач-репродуктолог, посмотрев анализы, тоже больших надежд на успех не давала. Чтобы повысить шансы, ребятам предложили попробовать ЭКО-ИКСИ (при этой процедуре половым клеткам мужчины помогают оплодотворить яйцеклетку – их вводят в неё с помощью микроиглы – прим. авт.). Весь процесс также происходит в пробирке, как и обычное ЭКО. А затем на третий или пятый день после оплодотворения получившиеся эмбрионы переносят в матку.
Первый протокол ЭКО пришлось прервать на середине – гормональная стимуляция вызвала осложнения, Тане пришлось делать операцию и ждать несколько месяцев, пока организм восстановится. А потом по второму кругу: ежедневные уколы гормонов, тянущая боль в животе от растущих яйцеклеток – для процедуры их нужно было получить несколько штук. На пункции – так называется операция по забору женских половых клеток – удалось взять 10. Все их оплодотворили, но до подсадки – переноса в полость матки – дожили только два эмбриона. Их Тане и перенесли.
«После процедуры нужно было час полежать на кресле, и я всё это время мысленно разговаривала со своими детками. Уговаривала остаться со мной, рассказывала, как мы с мужем их ждём и будем любить», – вспоминает Татьяна.
Потянулись дни ожидания, наполненные надеждой. Таня старалась больше лежать, терпела ежедневные болезненные гормональные уколы для сохранения возможной беременности. Но это не дало положительного результата.
«Все наши надежды рухнули. Конечно, мы планировали делать ЭКО до победного, но пока денег на вторую попытку не было. На первую потратили всё, что нам подарили на свадьбу», – вздыхает Татьяна.
А через месяц после неудачи у девушки случилась задержка. Она даже не придала ей значения: наверняка гормоны шалят после ЭКО. Но когда ожидание затянулось на неделю, решила всё же сделать тест на беременность.
И с удивлением увидела заветные две полоски. Сделала ещё несколько тестов – все положительные.
«Я чувствовала себя хрустальной вазой. На первых неделях беременности даже чихнуть боялась. Как же мы с мужем были счастливы, вы не представляете! Позвонили в клинику, рассказали о своём чуде врачу, она очень удивилась и от души нас поздравила», – смеётся Таня.
В положенный срок – точнее, на две недели раньше – у Димы с Таней родился сын Саша. 30-летняя Таня погрузилась в долгожданное материнство с головой, боролась за грудное вскармливание. Но в год и месяц малыш вдруг стал отказываться от груди. Девушка не догадывалась, в чём дело, но вскоре всё стало понятно.
«Представляете, я вновь забеременела! Мы сына считали чудом, даже не думали, что ещё раз станем родителями. Но, видимо, наверху решили, что за долгие годы ожидания мы накопили слишком много любви для одного ребёнка, и подарили нам ещё малыша», – улыбается Таня.
Так через восемь месяцев в семье, которой врачи практически не давали шансов на рождение генетически родного ребёнка, появилась Варя.
Сейчас Саша и Варя уже подростки и радуют родителей успехами в учёбе и спорте. Когда дети немного подросли, Таня с Димой даже подумывали о третьем малыше, но, увы, не сложилось. Но ребята не расстраиваются и благодарят Бога за тех двоих, что появились у них вопреки неблагоприятным прогнозам врачей.
Помощь врачей и воля свыше
Комментирует заведующая отделением вспомогательных репродуктивных технологий Белгородской областной клинической больницы Святителя Иоасафа Елена Малютина:
«На самом деле, подобные ситуации не редкость, когда после одной или нескольких неудачных попыток ЭКО наступает естественная беременность. Ведь когда она точно не может наступить? Когда у пациентки отсутствуют маточные трубы или сама матка – и требуется суррогатное материнство. А когда все женские органы на месте, то даже в непроходимых трубах может остаться микропроход для сперматозоида, чтобы тот встретился с яйцеклеткой и получился эмбрион. Плюс действие стимуляции во время проведения процедуры ЭКО способствует нормализации гормонального фона и развитию в следующем цикле более качественных яйцеклеток. Большую роль играет и психоэмоциональный фактор.
Далеко не всегда пациентки, которые приходят на ЭКО, расслаблены. Обычно они сильно переживают, напряжены, а мы знаем, что наступление беременности координируется корой головного мозга. Поэтому психоэмоциональный фактор может играть большую роль. И плюс к этому: чтобы получился нормальный эмбрион, нужен качественный генетический материал. Бывает, что в цикле, когда проводится ЭКО, могут быть заложены не совсем качественные фолликулы.
А в какой‑то момент, если будут качественная яйцеклетка и хотя бы один хороший сперматозоид, может наступить самостоятельная беременность. За каждым чудом стоит многофакторный биохимический процесс.
У нас много случаев, когда люди приходят на ЭКО, обследуются, но даже до следующего цикла не доходят – беременеют сами, потому что успокоились. Пришли на ЭКО и поняли, что им помогут, расслабились, выключили голову – и беременность наступила. Это достаточно распространённое явление. Часто бывает, что беременность случается после того, как семья усыновила ребёнка.
В моей практике был такой случай: у женщины был очень снижен овариальный резерв (запас яйцеклеток – прим. авт.) – мы даже после стимуляции в ходе протокола ЭКО смогли получить только одну яйцеклетку, чудом забеременели и родили.
А потом, когда её ребёнку было три или четыре месяца, женщина забеременела самостоятельно. Поэтому – не побоюсь сказать – тут ещё многое зависит от воли свыше. Всё произойдёт тогда, когда должно произойти».
Тамара Акиньшина